Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Потребительский рынок товаров и услуг

Современная инфраструктура потребительского рынка сложилась под влиянием проводимых экономических реформ, процесса коммерциализации, приватизации и развития свободной хозяйственной инициативы. Отрасли, формирующие потребительский рынок, за период рыночных преобразований претерпели коренные изменения, имеющие во многом позитивный характер. Они позволили обеспечить высокий уровень насыщенности потребительского рынка товарами и услугами, ориентированными на удовлетворение потребностей населения с различным уровнем доходов, высокую предпринимательскую и инвестиционную активность, создать богатую конкурентную среду.

Потребительский рынок области является одним из бюджетообразующих секторов экономики. Большинство предприятий потребительского рынка являются плательщиками единого налога на вмененный доход. (В 2000 году налоговые поступления в бюджеты всех уровней от предприятий торговли и общественного питания возросли до 8 % всех налоговых поступлений в Ростовской области).

По объему реализуемых населению товаров и услуг потребительский рынок сформирован на 81,2 % за счет розничной торговли, на 16.9 % - за счет платных услуг, 1.9 % - за счет общественного питания (в 1990 г. соответственно – 65.8 %, 11.4 %, 1.1 %).

По формам собственности хозяйствующих на потребительском рынке субъектов решающее значение принадлежит предприятиям негосударственной формы, на долю которой приходится 98 % оборота розничной торговли, 85% оборота общественного питания и более 88 % - объема реализации платных услуг населению.

Торговля, как проводник рыночных отношений,  стала ведущей отраслью, не только удовлетворяющей потребности населения, но и формирующей спрос на товары с учетом покупательских предпочтений (воздействуя на поставщиков в насыщении рынка товарами в соответствии с запросами населения). Динамизм объемов и структуры реализации товаров с 1996 года приобрел устойчивый характер. В 2000 году в условиях замедления инфляционной динамики и роста платежеспособности населения в течение всего года отмечался устойчивый рост физической массы оборотов розничной торговли (прирост - 16.4 %). Обеспечен традиционно самый высокий по сравнению с соседними регионами ЮФО товарооборот на душу населения (13.9 тыс.рублей). В 2000 году велось интенсивное строительство (104.4 % к уровню 1999 г., общей площадью 14.6 тыс.кв.м.) магазинов, универсамов, специализированных фирменных магазинов, супермаркетов. Введено в действие рынков и павильонов на 353 торговых места (147.7 % к 1999г.). Стабилизация финансового состояния торговых организаций позволила провести реконструкцию действующих предприятий розничной торговой сети, а также модернизировать крупные рынки в торговые комплексы. Ряд из них отвечает мировым образцам обслуживания покупателей.

В 2000 году отмечался рост оборота общественного питания (111.3% к уровню 1999 г.) как на предприятиях общественного питания, так и  на предприятиях других отраслей экономики. Активизация работы промышленных предприятий, строительных организаций, предприятий транспорта, топливной, мясной и молочной промышленности способствовала возобновлению деятельности столовых и буфетов на этих предприятиях. Прирост составил  717 посадочных мест или 150.9 % к уровню 1999 года. Продолжалась активная работа по сертификации предприятий общественного питания.

Для рынка услуг в 2000 году была характерна относительная стабильность. Несмотря на то, что рост цен на платные услуги превысил по итогам года рост цен на товары на 24.9 %,  объем платных услуг населению через все каналы реализации в сопоставимых ценах составил 104.3 %. В структуре платных услуг доминируют три вида услуг, на долю которых  приходится более двух третей общего объема потребляемых в области услуг. В их числе: бытовые – 26,9 %, жилищно-коммунальные – 19,8 %,  услуги пассажирского транспорта – 15,3 %. По сравнению с 1990 годом сеть объектов бытового обслуживания сократилась более, чем 2 раза. В настоящее время бытовые услуги оказывают более 3 тысяч предприятий бытового обслуживания. Серьезную конкуренцию им составляют предприниматели, оказывающие услуги в частном порядке. Доля некорпорированных организаций и индивидуальных предпринимателей в общем объеме бытовых услуг составляет 82.2%.

Основными   приоритетами   экономической   политики   в   сфере потребительского  рынка на  ближайшие  годы  является  дальнейшее укрепление рыночного начала, создание благоприятного инвестиционно-финансового климата и организационно-правовых условий для повышения устойчивости и динамичного развития предпринимательской деятельности и конкуренции, обеспечение для абсолютного большинства населения доступности цивилизованных форм торговли и качественного обслуживания на потребительском рынке, обеспечение прав граждан на безопасность и качество товаров.

Размещен: 18 сентября 2010 11:08:45 | Изменен: 21 ноября 2001 10:52:00