Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Уровень жизни населения

Кризис 1998 года негативно отразился на  уровне жизни населения. Однако, со второй половины 1999 года показатели начинают изменяться к лучшему. В сравнении с 1999 годом денежные доходы населения выросли на 31,7 процента, реально располагаемые - на 10 процентов.  В 1,5 раза  увеличилась  средняя  номинальная заработная  плата и в среднем за год она   составила 1381 руб. Ее реальный размер вырос на 31,9%.

С 1996 года Главой Администрации области  принято 6 постановлений, устанавливающих доплаты и надбавки к заработной плате работников искусства, культуры, здравоохранения, образования, социального обеспечения.

Администрацией области, контролирующими  органами принимались меры по ликвидации и сокращению  задолженности по заработной плате.

В 2000 г.  Государственной инспекцией труда проведено  более 6 тыс. проверок предприятий различных форм собственности. Свыше 28 тысячам работников выплачена задолженность по  заработной  плате на сумму 32,4 млн.рублей. В I квартале 2001 г. осуществлены комплексные проверки 623 организаций. В результате 4,6 тысячи работников получили  задержанную зарплату на сумму 6,7  млн. рублей.

В результате за  2000 год она уменьшилась на 29,1 процента и на начало 2001 года составила 841,4 млн.рублей. Ликвидирована задолженность в бюджетной сфере.

Начиная с мая 1999г. своевременно выплачиваются  пенсии. За этот период прошло ряд индексаций. В 2000 г. их было 4 и размер пенсии повысился  в среднем на 61% (785 руб.). Это выше прожиточного минимума пенсионера на 41,5%. В текущем году  планируется дальнейшее повышение пенсий в среднем на 35-40 процентов.

Решена проблема текущих  выплат детских пособий. С начала 2000 года их финансирование  осуществляется целевыми субвенциями. Задолженность   за прошлые годы  сократилась на 91,1 млн. рублей.

По величине прожиточного минимума область входит в десятку территорий с наименьшим его показателем.

Реализация мер по повышению заработной платы и пенсий, существенному сокращению задолженности по выплате заработной платы, стабильная инфляционная ситуация в течение всего 2000 года способствовали ускоренному росту денежных доходов населения как в номинальном (131.4 % к уровню 1999 г.), так и в реальном выражении (110,4 %). По данным Всероссийского центра уровня жизни населения по величине среднедушевого денежного дохода наша область опережает все соседние регионы ЮФО. Покупательная способность денежных доходов населения (соотношение среднедушевых денежных доходов населения и прожиточного минимума) в области также выше, чем у всех соседних регионов, причем в 1 квартале 2001 года область переместилась с 26 на 23 место,  несмотря на значительный рост прожиточного минимума (вследствие применения новой методологии его определения). По величине прожиточного минимума в 2000 году область занимала 32 место (старая методология), в 1 квартале 2001 года –37 (новая методология). Однако соотношение прожиточного минимума области с среднероссийской величиной в 2000 году составляло 90.4 %, в 1 квартале 2001 года – 90.8 %, несмотря на то, что применение новой методологии определения ее величины в соседних регионах повлекло снижение относительно прожиточного минимума в среднем по России.

По среднемесячной заработной плате в номинальном выражении (1381 руб.) уступает всем соседним регионам ЮФО, но в реальном выражении (127,6 %) – только Ставропольскому краю(130,8).

В первом полугодии 2001 года продолжилась тенденция опережения темпов роста номинальных денежных доходов населения (126.8% к уровню января-июня 2000г.) над темпами инфляции (124.4 %). За истекший период реальные денежные доходы превышали уровень аналогичного периода прошлого года 1.9 %. Кроме того, рост денежных доходов населения сопровождался улучшением их структуры. За счет сокращения прочих доходов (скрытой оплаты труда и других неучтенных источников доходов) с 31.5 % в 1 квартале 2000 года до 18 % в 1 квартале 2001 года отмечался рост доли заработной платы в общем объеме денежных доходов населения до 34 % в 1 квартале 2001г. против 29.2 % в 1 квартале 2000 года, социальных трансфертов соответственно с 14.3% до 20.2 %,  доходов от предпринимательской деятельности с 22.1 % до 25.6 %.

Политика Правительства области, как и Правительства России, в области заработной платы направлена на обеспечение последовательного повышения государственных минимальных гарантий в оплате труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения и в перспективе – к устойчивому росту реальной заработной платы во всех сферах и отраслях экономики.

В целях обеспечения этой задачи в 2001 году Администрацией области:

  • приняты 4 постановления (от 12 января № 9, от 23 марта № 129, от 18 июня № 277, от 24 августа № 432) Главы Администрации области по повышению заработной платы работников бюджетной сферы;
  • в четырех муниципальных образованиях: городах Ростове-на-Дону,  Батайске, Волгодонске и Цимлянском районе принимались нормативные акты о повышении заработной платы отдельным категориям работников;
  • подготовлены предложения в Правительство России об индексации заработной платы работникам бюджетной сферы с сентября текущего года не на 20 процентов, как намечалось, а в 1,5 раза;
  • в соответствии с трудовым законодательством осуществлялся постоянный контроль применения установленных государством минимального размера оплаты труда, условий оплаты труда руководителей государственных унитарных предприятий, что позволило снять социальную напряженность в трудовых коллективах и поставить зависимость роста доходов руководителей не только от улучшения результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия, но и от роста доходов работников;
  • по инициативе министерства  строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства с 1 июня 2001 года повышена минимальная ставка рабочего 1 разряда основной профессии на предприятия ЖКХ до 450 рублей.

Правительством области уделяется особое внимание вопросу своевременной выплаты заработной платы:

  • принято постановление Главы Администрации (Губернатора) области от 11.05.2001г. № 215 «О мерах по погашению задолженности по выплате заработной платы». Направлены уведомительные письма за подписью заместителя Главы Администрации области–заместителя председателя Правительства В.В. Усачева руководителям 345 предприятий, имеющих задолженность по выплате заработной платы более 3-х месячных фондов заработной платы, об их уголовной и административной ответственности  за нарушение конституционных прав граждан. Проведено совещание с руководителями отделов по труду и специалистами муниципальных образований об ужесточении контроля за погашением задолженности по заработной плате в области. Разработана схема проведения комплексных проверок предприятий-должников, с участием представителей прокуратуры, Государственной инспекции труда по РО, отраслевых министерств, областных и муниципальных органов по труду и профсоюзов. Подготовлено и проведено 5 совещаний руководителей областных министерств и правоохранительных органов о ситуации с задолженностью по заработной плате и заседаний областной межведомственной комиссии по погашению задолженности по выплате заработной платы.

За 2000 год и 5 месяцев 2001 года сумма задолженности в целом по области снизилась на 25,5% (с 1 242 369,0 тыс. руб. в январе 2000 года до 925131 тыс. руб. в мае 2001 года). Однако снижение суммы долга по выплате заработной платы в течение 2001 года составило 0,6%. Одной из причин такого незначительного снижения задолженности является устойчивый рост фонда оплаты труда с начала года в основных отраслях экономики области: промышленности, строительстве, транспорте, сельском хозяйстве. Так, в промышленности (в марте по сравнению с февралем) фонд оплаты вырос на 13,3%, а задолженность по заработной плате снизилась на 5,7%, в сельском хозяйстве, соответственно, на 17,6% и 0,6%.

По состоянию на 1 июня 2001 года сумма задолженности по выплате заработной платы составила 925131,0 тыс. руб. Основную часть долга по заработной плате имеют предприятия про­мышленности – 62,85% от всей суммы задолженности, которая составила 581462,0 тыс. руб. Доля задолженности предприятий сельского хозяйства – 13,0%, транспорта – 6,4%, строительства – 13,6%.

Продолжительность задержки выплаты заработной платы, выраженная как соотношение суммы просроченной задолженности по заработной плате и месячного фонда оплаты труда предприятий, имеющих данную задолженность, составила 2,2 месяца, что на 0,7 месяца  меньше, чем в январе 2000 года.

Размещен: 18 сентября 2010 11:08:54 | Изменен: 21 ноября 2001 11:31:00