Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

VIII. Управление собственностью

 

Постановлением Главы Администрации области от 11.10.2000 № 388 утверждена Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области.

Концепция управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области разработана на основе Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 1999 года № 1024 и Концепции экономической политики Ростовской области, утвержденной решением Законодательного Собрания области от 29.09.1999 № 34.

В основу Концепции положен практический опыт и существующая система управления государственным имуществом на территории области с перспективой ее развития и совершенствования. Она отражает усиление государственного контроля и регулирования в государственном секторе экономики на базе жесткого, детально регламентированного механизма управления и контроля за государственной собственностью.

Политика Администрации области, в основу которой положена Концепция, преследует, среди прочих целей, оптимизацию структуры собственности, увеличение доходов областного бюджета на основе эффективного управления государственной собственностью.

В целях повышения эффективности управления собственностью предусматривается следующий комплекс мероприятий.

1. Реализация Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области.

Концепция определяет основные направления, как совершенствования управления имуществом, так и приватизации:

1) Цели, задачи и принципы управления государственным имуществом.

Применительно к каждому объекту управления должна быть зафиксирована цель, достижению которой он служит. Способ достижения целей определяется в рамках процедуры назначения управляющего, которая должна быть, как правило, конкурсной. Принципы управления и их реализация применяются следующие: оценка состояния; постановка целей и задач; предлагаемый механизм управления; контроль исполнения.

2) Управление унитарными предприятиями и учреждениями и недвижимым имуществом.

Система управления унитарными предприятиями и имуществом включает ведение реестра (позволяющего классифицировать и делать выборки имущества по отдельным параметрам), установленный порядок назначения руководителей государственных унитарных предприятий, ежеквартальный анализ деятельности предприятий, контроль сохранности и эффективности использования имущества.

Цели и задачи управления государственными предприятиями и учреждениями (ГУП и ГУ) заключаются в стимулировании региональной экономики в направлении увеличения доходности и эффективности использования имущества, а также наиболее полной реализации государственных функций (социального, культурного и прочего некоммерческого характера).

3) Управление паями и долями в уставных капиталах предприятий (обществ).

Целями управления акциями (долями) являются увеличение доходов бюджета области, выполнение соответствующими предприятиями, с участием администрации, общегосударственных функций (в том числе реализация социальных программ), привлечение инвестиций.

Механизм управления акциями (долями) должен включать классификацию таких предприятий по ряду параметров (отрасль, функции, цели владения, степень ликвидности акций и прочие), оптимизацию размера пакета акций (доли) предприятий, которыми владеет администрация области, назначение представителей области в органы управления предприятий, установление порядка использования этих пакетов акций в качестве гарантий (с отнесением гарантий на государственный долг), пересмотры уставов этих предприятий в случае необходимости, совершенствование корпоративного управления, привлечение инвестиций, контроль эффективности управления акциями (долями).

4) Контроль эффективности управления.

Контроль должен осуществляться путем проведения оценки финансовых и качественных результатов деятельности предприятий.

5) Цели и задачи приватизации имущества.

Главная цель приватизации определена как создание институциональных условий для повышения эффективности предприятий и экономики области в целом.

Основными задачами являются вовлечение максимального количества объектов в гражданский оборот, создание новых рабочих мест, максимизация доходов бюджета, привлечение инвестиций в экономику области, формирование слоя эффективных собственников, развитие фондового рынка.

6) Основные направления приватизации.

Основными направлениями приватизации являются переход на приватизацию по отдельным тщательно проработанным проектам с предпродажной оценкой стоимости объектов, а также дифференцированный подход к имуществу с учетом конъюнктуры рынка. Подход к различным видам имущества должен учитывать их особенности.

7) Государственный контроль хода приватизации.

Цель этого контроля – снижение рисков потери имущества, максимизация доходов бюджета, контроль реализации новыми собственниками инвестиционных и других обязательств программ.

Для этого необходимо проводить выбор параметров, определяющих выбор объектов и способов приватизации; предпродажную подготовку имущества; контроль исполнения новыми собственниками условий постприватизационного развития предприятий.

Вместе с тем, Концепция предусматривает постприватизационный контроль развития предприятий со стороны государства: поддержка кадрами, юридическое, инвестиционное и другие виды сопровождения и консалтинга, организационная поддержка.

8) Информационное обеспечение приватизации государственного имущества.

Ключевые задачи – обеспечение полноты и достоверности информации о приватизируемом имуществе и процедурах в целях прозрачности процессов приватизации.

9) Обеспечение оформления прав на объекты, находящиеся в государственной и муниципальной собственности по мере вовлечения их в гражданский оборот.


2. Управление унитарными предприятиями и государственными учреждениями.

Состояние управления имуществом области характеризуется наличием сложившейся постоянно совершенствующейся системы, которая включает:

- учет и ведение реестра областного имущества;

- установленный порядок назначения руководителей унитарных предприятий, определения размера заработной платы, условий их работы и отчетности по результатам работы предприятия;

- утвержденный примерный устав унитарного предприятия и контракт с руководителем;

- контроль за использованием и сохранностью государственного имущества.

Эта система успешно реализуется. Имущество всех предприятий и учреждений поставлено на учет. Назначение руководителей производится только в соответствии с установленным порядком. Со всеми руководителями унитарных предприятий заключены контракты.

В настоящее время в области имеется 368 областных государственных организаций, в т.ч. 170 областных государственных унитарных предприятий и 198 областных государственных учреждений.

Учреждения созданы для осуществления управленческих, социально-культурных и других функций некоммерческого характера. Их финансирование полностью или частично производится за счет средств областного бюджета.

Отраслевые областные органы исполнительной власти осуществляют контроль за исполнением сметы бюджетных расходов, реализацией уставной деятельности, а также утверждают уставы и контракты с руководителями указанных учреждений.

В Областные законы об областном бюджете на 2001 и 2002 годы включены положения о перечислении областными государственными унитарными предприятиями части прибыли в областной бюджет.

Постановлением Главы Администрации области от 09.12.2000 № 481 утверждены Мероприятия по реализации Концепции управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области, которые реализуются Администрацией области.

Законодательным Собранием области принят Областной закон "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области" от 15.01.2001 № 125-ЗС, который устанавливает порядок управления и распоряжения государственной собственностью Ростовской области, в том числе долями (паями, акциями) Ростовской области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и организаций иных организационно-правовых форм.

Для оптимизации количества унитарных предприятий предусмотрен ряд мер.

В случае принятия решений о несоответствии деятельности унитарных предприятий и учреждений определенным задачам должно осуществляться:

- преобразование унитарных предприятий в акционерные общества, приватизация соответствующего государственного имущества иным способом;

- передача унитарных предприятий и учреждений в муниципальную собственность;

- ликвидация унитарных предприятий и учреждений.


3. Ведение реестра имущества.

Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 01.12.1998 № 511 утверждено Положение об учете областного имущества и ведении реестра областного имущества. В соответствии с этим положением в Комитете по управлению государственным имуществом области сформирован и ведется реестр имущества Ростовской области. Это постановление устанавливает порядок учета областного имущества аналогичный порядку, установленному постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 № 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества".

Учет областного имущества включает в себя описание объекта учета с указанием его индивидуальных особенностей, позволяющее однозначно отличить его от других объектов.

Для учета областного имущества, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории области, юридическое лицо (заявитель) представляет в Комитет соответствующие документы. Объекту учета, прошедшему процедуру учета, присваивается реестровый номер, а заявителю направляется свидетельство о присвоении реестрового номера.

Юридические лица, имеющие областное имущество, представляют в Комитет ежегодно копии балансовых отчетов, иных документов об изменении данных об объектах учета, а также обновленные карты учета и перечни объектов недвижимости.

Ведение реестра осуществляется на магнитных носителях путем ведения базы данных областного имущества, которая формируется и ежегодно обновляется на основании представленных юридическими лицами документов. В базе данных реестра указано назначение каждого объекта недвижимости (производственное здание, жилой дом, гараж и т.п.).

База данных содержит информацию об указанных юридических лицах и их недвижимом имуществе в составе и объеме аналогичном, установленному федеральными нормативными правовыми актами для ведения реестра федерального имущества.

Основными направлениями совершенствования учета имущества являются:

- учет в базе данных реестра имущества области показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий;

- включение в базу данных этого реестра сведений из уставов государственных унитарных предприятий области и контрактов с руководителями этих предприятий.


4. Контроль за эффективностью использования имущества области.

Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 23.04.2001 № 1081-р создана межотраслевая комиссия по контролю за эффективностью управления государственным имуществом в Ростовской области.

Проверка областных организаций осуществляется по ежеквартальным графикам, в Порядке, утвержденном распоряжением комитета по управлению государственным имуществом области от 09.10.2000 № 71.

По итогам осуществления мероприятия по контролю за использованием имущества составляется акт с отражением в нем с учетом особенностей проверяемого объекта следующих вопросов:

  • соответствие учредительных документов проверяемой организации действующему законодательству;
  • соответствие действующему законодательству документов, подтверждающих регистрацию всех выпусков акций акционерного общества;
  • наличие контрактов с руководителями областных государственных унитарных предприятий и областных государственных учреждений, их соответствие действующему законодательству;
  • включение имущества в реестр имущества Ростовской области;
  • проверка использования по назначению и сохранности имущества, принадлежащего на праве хозяйственного ведения областным государственным унитарным предприятиям, на праве оперативного управления областным государственным учреждениям, переданного в установленном порядке иным лицам, а также имущества, находящегося в областной собственности на балансах хозяйственных обществ и товариществ, не вошедшего в уставный капитал, правомерность распоряжения им и списания;
  • наличие признаков несостоятельности (банкротства);
  • наличие договоров аренды областного имущества, их соответствие действующему законодательству и нормативным правовым актам, полнота и своевременность перечисленных арендных платежей в областной бюджет;
  • полнота и своевременность выплаты акционерным обществом дивидендов по пакетам акций, находящимся в государственной собственности;
  • наличие договоров простого товарищества (о совместной деятельности), инвестиционных договоров, их соответствие требованиям законодательства;
  • наличие мобилизационных мощностей (резервов), объектов и имущества гражданской обороны, а также наличие договоров (контрактов) о выполнении мобилизационных заданий;
  • заключение о не используемом в хозяйственной деятельности имуществе, в том числе не установленном оборудовании;
  • наличие не завершенных строительством объектов и предложения по их дальнейшему использованию;
  • ведение реестра владельцев именных ценных бумаг акционерного общества независимым регистратором при наличии в обществе свыше 500 акционеров;
  • причины выявленных нарушений, рекомендации по их устранению;
  • предложения о повышении эффективности использования областного имущества.

Копии актов проверок направляются в областное министерство или департамент, на который возложены координация и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), а в случае его отсутствия заместителю Главы Администрации (Губернатора) области, курирующему организацию по отраслевому признаку.

Аудиторские проверки областных государственных унитарных предприятий проводятся в соответствии с постановлением Главы Администрации области от 12.04.2000 № 123 "Об аудиторских проверках государственных унитарных предприятий Ростовской области" с изменениями, внесенными постановлением Администрации области от 22.04.2002 № 177. Этими постановлениями установлено проведение аудиторских проверок всех государственных унитарных предприятий области, сроки проведения аудиторских проверок. Список уполномоченных аудиторских фирм утвержден постановлением Главы Администрации области от 03.06.1997 № 197 с изменениями внесенными постановлениями Администрации области от 04.07.2000 № 227 и от 21.11.2001 № 29.

В настоящее время в соответствии с порядком установленном на федеральном уровне заказчиком аудиторских проверок ГУП выступают эти предприятия. Этот порядок является оптимальным, проверки проводятся за счет средств ГУП.

Аудиторские заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий представляются аудиторскими организациями в комитет по управлению государственным имуществом области и министерство (департамент) области, осуществляющее координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), а в случае его отсутствия – заместителю Главы Администрации (Губернатора) области, в ведении которого находится указанное предприятие.

Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 09.09.1999 № 358 утвержден Порядок продажи недвижимого имущества, закрепленного за государственными унитарными предприятиями областной собственности на праве хозяйственного ведения, и движимого имущества, находящегося в оперативном управлении областных государственных учреждений.

Для оформления договоров аренды в установленном порядке существует примерная форма договора.

Ведется учет договоров аренды, начисления и поступления арендной платы (по представляемым арендаторами копиям платежных поручений) в электронной базе данных и специальных карточках, содержащих сведения о начислениях, поступлениях, задолженности (переплаты) по арендной плате с указанием арендатора и договора аренды, отдельно по объектам областной собственности.

При сдаче в аренду объектов областной собственности Арендодателем выступает Комитет, а балансодержатель (унитарное предприятие) – стороной по договору.

Одним из основных направлений совершенствования учета договоров аренды объектов областной собственности, начислений и поступлений арендной платы будет являться использование существующей информационной базы и программного обеспечения, связывающего автоматизированную систему ведения государственного земельного кадастра и государственного имущества области и государственного учета объектов недвижимости.


5. Оценка имущества.

Рыночная оценка имущества находящегося в собственности области осуществляется уполномоченными независимыми оценщиками по мере необходимости во всех случаях, когда ее обязательность предусмотрена Федеральным законом Российской Федерации от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Оценка рыночной стоимости имущества имеет существенную стоимость, ее результаты быстро теряют актуальность. Объекты образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта не могут быть отчуждены в соответствии с действующим законодательством.


6. Приватизация государственного имущества.

Заложенные в федеральной Концепции подходы к разрешению вопросов управления и распоряжения государственной собственностью обусловили принятие нового Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", установившего отличительные особенности нынешнего этапа развития приватизационного процесса, закрепив качественно новые приватизационные процедуры.

Особенно важным изменением действовавшей законодательной базы являются впервые установленные принятым Федеральным законом полномочия субъектов Российской Федерации по принятию региональных законов о приватизации государственного имущества, что и явилось правовой основой для разработки в 2002 году Областного закона "О приватизации государственного имущества Ростовской области" и его принятия в период формирования настоящей программы.

Основными принципами приватизации, заложенными в принятом Областном законе о приватизации, является открытость и прозрачность приватизационных процедур, которые нашли свое отражение в ежегодной разработке прогнозных планов (программы) приватизации государственного имущества области, их утверждении Законодательным Собранием Ростовской области и опубликовании в средствах массовой информации.

Наряду с опубликованием прогнозного плана проектом областного закона предусмотрено опубликование ежегодных отчетов об их выполнении, а также решений об условиях приватизации областного имущества, что позволяет обеспечить надлежащий уровень информированности и контроля за принимаемыми решениями.

Так, в настоящее время подготовлен прогнозный план (программа) приватизации государственного имущества Ростовской области на 2003 год, который направлен на реализацию задач, поставленных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, в части сокращения неэффективного государственного сектора и освобождения государства от дополнительных расходов и проблем.

Тенденция к сокращению и оптимизации государственного сектора экономики в сочетании с ростом эффективности управления государственным имуществом повышает значение приватизации для улучшения финансово-экономической деятельности конкретных предприятий и экономики в целом.

Приватизации областного имущества в 2003 году, как часть формируемой в условиях рыночной экономики системы управления государственным имуществом будет проводиться в соответствии со следующими приоритетами:

  • оптимизация структуры областной собственности путем приватизации части государственного сектора экономики;
  • приватизация предприятий, а также зданий, строений и сооружений, признанных самостоятельными объектами недвижимости, одновременно с земельными участками, на которых они расположены, в целях повышения стоимости и инвестиционной привлекательности предприятий;
  • привлечение к участию в приватизации субъектов малого предпринимательства, не имеющих значительного начального капитала;
  • поступление в областной бюджет всех запланированных доходов от приватизации;
  • получение дополнительных доходов в областной бюджет за счет продажи ликвидного имущества способами, обеспечивающими максимальные денежные поступления;

Реализация указанных приоритетов будет достигаться за счет принятия индивидуальных решений о способе, сроке и начальной цене приватизируемого имущества на основании анализа складывающейся экономической ситуации, проведения полной инвентаризации и независимой оценки имущества, аудиторской проверки областных государственных унитарных предприятий.

Оптимизация структуры областного имущества достигается в значительной степени за счет продажи мелких (миноритарных) пакетов акций открытых акционерных обществ и долей областной собственности в уставном (складочном) капитале хозяйствующих субъектов. Участие области в подобных акционерных обществах и хозяйствующих субъектах не соответствует целям и задачам управления: с одной стороны, не приносит ощутимого дохода в бюджет области в виде дивидендов, с другой стороны - не дает возможности реально влиять на их управление. При этом само управление требует от области существенных затрат, связанных с обеспечением участия представителей государства в органах управления акционерного общества и других хозяйствующих субъектов.

Приватизации областных государственных унитарных предприятий, не выполняющих важных для общества и области функций, путем их преобразования в акционерные общества либо продажи на аукционе (или конкурсе) также способствует оптимизация структуры областной собственности, поскольку такие предприятия в большинстве своем решают задачи, не требующие специального контроля со стороны государства и которые могут быть более эффективно решены новым собственником.

В соответствии с настоящей программой в 2003 году предполагается приватизировать 12 областных государственных унитарных предприятий, акции 2 акционерных обществ и доли 5 хозяйствующих субъектов.

В результате реализации программы приватизации областного имущества на 2003 год объем государственного сектора экономики уменьшится в среднем на 10,3 процента в том числе:

  • количество областных государственных унитарных предприятий планируется снизить на 7,1 процента;
  • количество акционерных обществ, имеющих пакеты акций, находящиеся в собственности Ростовской области, планируется сократить на 15,4 процента;
  • количество хозяйствующих субъектов, имеющих в уставном капитале долю областной собственности, планируется сократить на 41,7 процента.

7. Управление пакетами акций, находящимися в областной собственности.

На 01.07.2002 пакеты акций, закрепленные в областной собственности, имеются в 13 акционерных обществах Ростовской области. В 7 из них доля областной собственности составляет более 25 процентов уставного капитала, в уставном капитале ТЭПТС "Теплоэнерго" г. Таганрог – 49 процентов (самый крупный пакет), а в остальных – 20 и менее процентов (то есть пакет менее блокирующего). В отношении одного акционерного общества – ОАО "Шахтинский авторемонтный завод" принято решение об использовании специального права ("золотая акция") на участие области в его управлении.

Доля Администрации области в уставных капиталах акционерных обществ, в основном, появились в ходе реализации приватизационных программ, когда по условиям приватизации часть акций предприятий закреплялась в областной собственности.

Кроме того, область имеет доли в уставных капиталах 16 хозяйствующих субъектов, создание которых не было связано с процессом приватизации, но к которым имелся интерес у областных органов власти и поэтому область участвовала в их создании и деятельности. Из них контрольный пакет акций имеется в 2 хозяйствующих субъектах, блокирующий - в 3, а в 4 - пакет акций составляет менее 2 процентов уставного капитала.

Таким образом в области имеется определенное количество небольших пакетов акций, владение которыми не позволяет эффективно влиять на деятельность обществ.

Поэтому в настоящее время Комитетом по управлению государственным имуществом области, в соответствии с утвержденной Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области проводится работа по оптимизации пакетов акций, находящихся в областной собственности.

Результатом данной работы будет подготовка, в рамках разработки бюджета, прогнозного перечня реализации областных пакетов акций на 2003г.

В соответствии с нижеприведенными данными поступления в бюджет области в виде дивидендов невелики, но имеют тенденцию к росту.

                                                              тыс. рублей

на 01.01.2000

на 01.01.2001

на 01.01.2002

Всего дивидендов на акции, находящиеся в областной собственности

284

496,8

530,5

Необходимо остановиться на наиболее значительных по величине (номинальной стоимости) пакетах акций Администрации Ростовской области, а именно пакетах акций в уставных капиталах ОАО "Ростовуголь" и ОАО "Гуковуголь", которые составляют по 20,0 процентов от уставного капитала.

Данные пакеты меньше блокирующих, однако, эти предприятия характеризуются значительным числом занятых (в ОАО "Ростовуголь" работает порядка 24 тысяч человек, в ОАО "Гуковуголь" – порядка 20 тысяч человек). Участие Администрации в капиталах данных предприятий было оправданным, поскольку предполагалось, что оно будет временным, а Администрация могла помочь обществам в поисках инвесторов, при этом это одновременно давало ей возможность, как акционеру, кредитовать угольные компании.

Порядок назначения и деятельности представителей областной Администрации в обществах с участием Администрации в их уставном капитале в настоящее время регулируется Постановлением Главы Администрации Ростовской области от 01.08.2000 № 273 "О порядке назначения и деятельности представителей области в органах управления акционерных обществ". Постановлением предусматривается, что представлять интересы области могут как государственные служащие, так и иные граждане, заключившие специальный договор на представление интересов области в акционерных обществах. В органы управления и ревизионную комиссию акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права ("золотая акция") могут быть делегированы исключительно государственные служащие.

Установленный порядок назначения представителей государства в обществах с государственным участием включает несколько этапов. Сначала кандидатуры представителей выдвигаются областными отраслевыми органами управления в соответствующих сферах и согласуются с Главой Администрации (Губернатора) области. Затем они назначаются руководителем Комитета по управлению государственным имуществом.

Постановление также регламентирует действия представителя по информированию Администрации о финансовом состоянии акционерного общества, по выработке и согласованию проектов решений, выносимых представителем от имени Администрации, обсуждение и утверждение их на совете директоров акционерного общества. Ряд вопросов, указанных в Постановлении, отнесены к вопросам, требующим обязательного письменного согласования с комитетом. Нормативный акт соответствует соответствующим федеральным нормативным правовым актам – Федеральному закону "Об акционерных обществах" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.03.2000 № 195.

С 2002 года комитетом по управлению государственным имуществом области начал проводится анализ экономической эффективности деятельности открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной собственности.

На основе данного анализа в 2003-2004 годах комитетом, в соответствии с утвержденной Концепцией управления государственным имуществом и приватизации в Ростовской области будет продолжена работа по оптимизации пакетов акций, находящихся в областной собственности.

При этом вопрос целесообразности нахождения пакета акций в областной собственности комитет должен рассматривать совместно с отраслевыми министерствами индивидуально по каждому акционерному обществу, с учетом социальной значимости общества для области, эффективность его работы, величина доходов от поступления в бюджет дивидендов, а так же сравнительный анализ его с прогнозируемым доходом от реализации пакета акций.

По результатам данной работы должны быть подготовлены, в рамках разработки бюджета, прогнозные перечни реализации областных пакетов акций на 2004-2005 годы и, как следствие планируется сокращение расходов, связанных с управлением акционерных обществ с областным участием и поступление в бюджет доходов от приватизации пакетов акций.

На основе анализа эффективности экономической деятельности, так же планируется повысить контроль за экономической деятельностью обществ и увеличить поступления в бюджет в виде дивидендов.


8. Развитие рынка ценных бумаг.

Необходимым условием экономического роста является развитие инструментов привлечения инвестиций в реальный сектор экономики.

Среди проблем сдерживающих инвестиционный процесс, немаловажное место занимает то, что с одной стороны у населения отсутствуют знания, навыки и доверие к вложениям средств в ценные бумаги, а с другой стороны сами эмитенты не умеют привлекать инвестиции с использованием инструментов фондового рынка.

С целью создания инвестиционной среды в области, планируется разработка в 2002 году и реализация в 2003-2004 годах программы, обеспечивающей повышение общего уровня знаний населения о ценных бумагах и вложении средств в них, воспитание грамотного инвестора, повышение квалификации специалистов акционерных обществ, повышение квалификации и организацию взаимодействия специалистов государственных органов, деятельность которых связанна с фондовым рынком, организацию специальных средств и способов, обеспечивающих инвесторов информацией.

Результатом должно стать создание в области стройной системы просветительской политики, направленной на привлечение инвестиций через инструменты рынка ценных бумаг, адресованной ко всем участникам фондового рынка – к инвесторам, в том числе и, прежде всего к населению, профессиональным участникам, эмитентам и государственным органам, связанным с его функционированием. Привести к позитивным сдвигам по формированию положительного имиджа Ростовской области у российских и иностранных инвесторов, пробуждению у населения области интереса и доверия к вложениям в ценные бумаги.


9. Управление земельными ресурсами.

В связи с принятием в октябре 2001 года Земельного кодекса Российской Федерации, земля вступила в полноценный оборот.

Установлен принцип единства земельного участка и расположенного на нем здания, строения, сооружения. Для этого введено исключительное право собственника здания или сооружения на приватизацию земель под этими строениями. Земля становится объектом инвестиционного оборота. Значительная часть стоимости предприятия сосредоточена в земле.

Для увеличения доходов от продажи земельных участков необходимо создание рынка земли, обеспечение взаимодействия областных органов власти с потенциальными участниками рынка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" принят областной закон от 20.03.2002 № 229-ЗС "Об установлении цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений".

Нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, согласно статье 34 Земельного кодекса Российской Федерации, уполномочен специальный орган на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимости.

В целях построения целостной концепции земельных платежей в развитие законодательных актов предстоит разработать нормативные правовые акты, в рамках которых должны быть решены вопросы, касающиеся:

  • выбора базовых показателей для расчета арендной платы и земельного налога, установления оптимальных пропорций между базовыми размерами арендной платы и ставками земельного налога;
  • определения принципов установления базы земельных платежей, в том числе для различных категорий плательщиков;
  • установления принципов льготирования отдельных категорий землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
  • создания справедливой и экономически целесообразной схемы распределения земельных платежей по уровням бюджетной системы в период и после проведения разграничения государственной собственности на землю.

Решение вопросов платного землепользования тесно связано с процессом разграничения государственной собственности на землю, завершением инвентаризации земель и созданием единой системы государственного учета объектов недвижимости.

Полный учет земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости, а также возникновение реальных собственников государственных земель обеспечит основу определения базы для создания эффективной и справедливой системы земельных платежей в России.

В настоящее время земля находится в государственной собственности и доходы от ее использования должны поступать государству, что отражено в Федеральном законе, согласно которому часть арендной платы за землю централизуется и в областной бюджет. Кроме того, согласно статьям 136 и 209 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы от использования собственности, в том числе арендная плата, поступают собственнику.

Одним из приоритетных направлений в области земельно-экономической политики является регулирование арендных отношений, объектом которых являются земельные участки.

Поэтому основные усилия в этой сфере должны быть направлены на решение следующих приоритетных задач:

  • разработка и внедрение комплекса мер по совершенствованию системы государственного регулирования арендных отношений;
  • разработка и утверждение единой методики определения арендной платы за землю;
  • установление порядка и условий предоставления земель в пользование на условиях аренды.

В этой связи одним из направлений в области государственной земельной политики в настоящее время является реформирование и регулирование арендных отношений на землю в целях повышения эффективности управления и распоряжения находящимися в государственной собственности земельными участками.

Реформирование правоотношений в сфере земли предусматривает, прежде всего, проведение крупномасштабной работы по разграничению государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2001 № 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю".

Результатом этой работы станет то, что государственные земли обретут конкретных собственников в лице Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые централизуют все функции по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, в том числе и функции арендодателя земельных участков.

Совершенствование нормативной правовой базы приведет к четкой регламентации арендных отношений на землю, а усиление экономических методов регулирования этими процессами создаст условия для эффективного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности.

В целях эффективного использования земли и иной недвижимости, активного вовлечения их в хозяйственный оборот и стимулирования инвестиционной деятельности на рынке недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан, формирования банка данных о земле и иной недвижимости, как единого государственного информационного ресурса в Ростовской области, необходимо осуществление областных мероприятий, в целях реализации федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 25.10.2001 № 745.

Средства на мероприятия из бюджетов всех уровней предполагается привлекать для финансирования работ по инвентаризации и оценке земель, разграничения государственной собственности на землю, создание картографической основы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости. Срок окупаемости затрат на программные мероприятия 2-3 года.

В результате реализации программных мероприятий должны быть:

  • создана организационная структура и автоматизированная система ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости;
  • сформированы и поставлены на государственный кадастровый учет по итогам инвентаризации и разграничения собственности на землю фактически существующие земельные участки;
  • проведено разграничение государственной собственности на землю и зарегистрированы права собственности на земельные участки Российской Федерации, области и муниципальных образований;
  • подготовлены кадры для ведения единого кадастра и управления земельными ресурсами;
  • развернуты программно-технические комплексы в учреждениях кадастрового учета земли и недвижимости в области и муниципальных образованиях;
  • создана система электронного обмена сведениями между органами (организациями) по формированию, кадастровому учету, технической инвентаризации, оценке, регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами по управлению государственным и муниципальным имуществом, налоговыми органами.



    Далее... Раздел IX. Бюджетный учет, отчетность, контроль и аудит
Размещен: 18 сентября 2010 11:11:23 | Изменен: 31 марта 2003 18:01:00