Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации

Одобрена решением Государственного антинаркотического комитета от 03.12.2008 №3

I.   ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция государственной политики профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации (далее - Концепция), является системой взглядов на цель, задачи, основные принципы и направления профилактики наркомании и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее -наркотики).

Концепция разработана в целях создания общероссийской организационной методологической основы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и призвана обеспечить целенаправленный, комплексный и дифференцированный подход к её организации, проведению и решению соответствующих проблем.

Масштаб незаконного оборота и потребления наркотиков на территории Российской Федерации представляет серьезную угрозу здоровью нации, социально-политической и экономической стабильности, безопасности государства. В последние годы в Российской Федерации предприняты меры по коренному изменению стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков. С 1 января 1997 г. в Российской Федерации исключена уголовная ответственность за приобретение и хранение наркотических средств в небольших размерах без цели сбыта. С 11 декабря 2003 г. утратило силу положение Уголовного кодекса Российской Федерации, позволявшее применять принудительные меры медицинского характера к лицам, признанным нуждающимися в лечении от наркомании. Таким образом, прежний правоприменительный вектор смещен от борьбы с потребителями наркотиков (наркозависимыми) на противодействие сбыту наркотиков и организованному наркобизнесу, пресечение наркотрафика и подрыв финансовых основ наркопреступности. В этой связи основным средством предупреждения вовлечения в незаконное потребление наркотиков и воздействия на потребителей наркотиков является профилактика наркомании и предупреждение правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

Нормативное правовое обеспечение политики в сфере профилактики наркомании осуществляется посредством Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Профилактика наркомании законодательно определена как совокупность мероприятий     политического,     экономического,     правового,     социального,

медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании, а антинаркотическая пропаганда - как пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

Эффективность осуществления антинаркотической профилактической деятельности, принятие управленческих решений в этой сфере зависят от степени изученности наркоситуации в отдельных субъектах Российской Федерации и в целом в России.


II. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Целью профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, является сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков, формирование негативного отношения к незаконному обороту и потреблению наркотиков и существенное снижение спроса на них.

Достижение цели осуществляется решением следующих основных задач:

своевременное выявление причин и условий, способствующих распространению наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, организация комплексных мероприятий по их эффективному устранению;

реализация мероприятий, направленных на антинаркотическую пропаганду и рекламу;

организация и проведение профилактических мероприятий с группой повышенного риска немедицинского потребления наркотиков;

развитие международного сотрудничества, включая обмен соответствующими опытом и информацией, совершенствование правовой базы взаимодействия с зарубежными государствами и международными организациями;

формирование системы реабилитации наркозависимых и увеличение количества больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет;

снижение распространенности незаконного потребления наркотиков, а также наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

укрепление здоровья населения, снижение заболеваемости, создание условий для формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;

мониторинг наркотической ситуации в субъектах Российской Федерации и России в целом;

развитие системы раннего выявления незаконных потребителей наркотиков, в частности, посредством ежегодной диспансеризации;

организация сети кабинетов медико-генетического консультирования, а также мотивационного консультирования, которые способствуют раннему выявлению предрасположенности к потреблению наркотиков.

В основу государственной политики профилактики наркомании и связанных с ней правонарушений положены следующие принципы:

законности - недопущения при проведении профилактических мероприятий ограничения конституционных прав и свобод граждан, кроме случаев, установленных федеральными законами;

системности - разработки и проведения программных профилактических мероприятий на основе системного анализа развития наркоситуации в стране;

комплексности - организации межведомственного взаимодействия с участием общественных и религиозных объединений, специалистов в сфере профилактики, отдельных граждан, родителей и педагогов образовательных учреждений;

координации — достижения согласованности действий субъектов профилактической деятельности;

приоритета  мероприятий  первичной  профилактики — предупреждения первого употребления наркотиков, а также организации и заблаговременного^ проведения мероприятий в сочетании с адекватным увеличением их объема и интенсивности,   прежде   всего   в   интересах   профилактики   наркомании   и" правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

непрерывности     обеспечения      преемственности      мероприятий,

направленных на реализацию различных видов и направлений профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

универсальности - организации и проведения комплексных мероприятий с учетом возможности реализации различных видов и направлений профилактической деятельности;

целостности - единой стратегии профилактической деятельности, обуславливающей основные направления и конкретные мероприятия.

К видам профилактики наркомании относятся:

первичная - организация и реализация мероприятий антинаркотической пропаганды и рекламы, информирование населения о губительных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте, формирование у граждан, прежде всего, подростков и молодежи негативного отношения к наркомании и наркопреступности и навыков отказа от потребления наркотиков;

вторичная - комплекс профилактических мероприятий с группами повышенного риска заболевания наркоманией, изменение псевдоадаптивных и дезадаптивных моделей поведения риска на адаптивную модель здорового образа жизни;

третичная - организация и проведение мероприятий медико-социальной и духовно-психологической реабилитации наркозависимых, предупреждение и предотвращение рецидивов наркомании.

Основными направлениями профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, являются:

выработка предложений и внесение изменений в систему профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, на основе мониторинга;

осуществление мер по устранению или минимизации причин и условий, способствующих распространению наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

формирование на базе СМИ, произведений культуры, искусства и кинематографии негативного отношения в обществе к наркомании и связанным с ней правонарушениям, в том числе путем проведения активной антинаркотической пропаганды и противодействия деятельности по пропаганде и незаконной рекламе наркотиков (в частности, исключение сцен употребления наркотиков из кинофильмов, спектаклей, представлений, произведений литературы и изобразительного искусства, создаваемых и демонстрируемых при государственном финансовом участии, если такие сцены не отражают направленность на борьбу с распространением и употреблением наркотиков), а также повышения уровня осведомленности населения о негативных последствиях немедицинского потребления наркотиков и ответственности за участие в их незаконном обороте;

организация и проведение мероприятий, направленных на формирование   \, мотивации к лечению у лиц, больных наркоманией, повышение эффективности А и доступности -медико-социальной и духовно-психологической реабилитации;   V/ развитие сети реабилитационных учреждений, снижение тяжести медицинских и социальных последствий наркомании;

организация действенной государственной поддержки массовых и дворовых видов спорта, создание условий для вовлечения детей и подростков в систематические занятия физической культурой и спортом по месту жительства;

формирование и стимулирование развития волонтёрского молодёжного антинаркотического движения.

Условия, способствующие эффективной реализации основных направлений профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков:

совершенствование законодательства в сфере профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, реабилитации наркозависимых, в том числе в части создания условий, способствующих прохождению лечения от наркомании в качестве альтернативы лишения свободы в отношении наркозависимых лиц, совершивших преступления небольшой или средней тяжести;

введение ограничений на показ кино- и телефильмов, содержащих сцены употребления наркотиков, исключив из зрительской аудитории таких фильмов лиц, не достигших совершеннолетнего возраста;

установление ответственности за распространение материалов, содержащих пропаганду употребления наркотиков в сети Интернет;

III. СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

В формировании системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родители (иные законные представители), специалисты образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают комплексные меры, направленные на их устранение или минимизацию.

Координацию этой деятельности проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Государственный антинаркотический комитет и антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации (далее — комиссии), созданные указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», разрабатывают меры, направленные на профилактику незаконного оборота наркотиков. Комиссии также рассматривают в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о дополнительных мерах по социальной реабилитации лиц, больных наркоманией.

Взаимодействие между субъектами профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации, создания межведомственных антинаркотических комиссий и координационных советов, работа которых организуется по территориальному принципу на основе программно-целевого метода.

Важнейшим условием формирования эффективной деятельности по профилактике наркомании и наркопреступности является ее законодательное обеспечение.

В целях профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, необходимо вовлечение в реализацию профилактических мероприятий государственных и негосударственных организаций и учреждений, включая общественные и религиозные объединения и средства массовой информации, в соответствии с их учредительными документами   либо   на   основании   договоров,   заключаемых   с   органами

изучение и внедрение в практику наиболее эффективных видов и направлений профилактической работы, основанных на отечественном и зарубежном опыте организации профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых и предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

проведение научных исследований в сфере профилактики наркомании, предупреждения правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, и реабилитации наркозависимых;

подготовка, переподготовка и повышение квалификации соответствующих должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, специалистов образовательных и культурно-просветительских учреждений, по работе с молодёжью (в том числе медицинских работников и психологов), обучение родителей (иных законных представителей) современным формам, методам и средствам профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

психолого-педагогическая и медицинская диагностика, направленная на своевременное выявление незаконных потребителей наркотиков и лиц, склонных к их потреблению;

разработка и внедрение новых эффективных средств и повышение качества лечения лиц, больных наркоманией;

поддержка развития негосударственных организаций, занимающихся реабилитацией наркозависимых лиц, с исключением в их деятельности подмены понятия «лечение больных наркоманией» понятиями «реабилитация больных наркоманией» и «избавление от наркотической зависимости»;

укрепление материально-технической базы и кадрового состава наркологических служб, организаций и учреждений, работающих в сфере лечения и реабилитации наркозависимых лиц, профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков;

развитие возможностей для общественно полезного времяпрепровождения граждан, прежде всего детей, подростков и молодежи;

проведение фестивалей и других массовых мероприятий антинаркотической направленности, сочетающих лекционную пропаганду с демонстрацией киновидеофильмов, проведением концертов, выступлением руководителей регионов и авторитетных мастеров культуры, искусства и спорта;

планирование профилактической деятельности на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации и в муниципальных образованиях;

учет задач профилактики наркомании в бюджетном процессе при формировании федерального, регионального и муниципальных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов;

методическое обеспечение деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, направленное на управление мероприятиями по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

III. СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

В формировании системы профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, участвуют все органы государственной власти, органы местного самоуправления муниципальных образований, различные организации, включая государственные и муниципальные учреждения, общественные и религиозные объединения, а также родители (иные законные представители), специалисты образовательных и культурно-просветительских учреждений, волонтеры молодежных организаций.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией выявляют основные причины и условия, способствующие немедицинскому потреблению наркотиков и их незаконному обороту, и принимают комплексные меры, направленные на их устранение или минимизацию.

Координацию этой деятельности проводит специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Государственный антинаркотический комитет и антинаркотические комиссии в субъектах Российской Федерации (далее — комиссии), созданные указом Президента Российской Федерации от 18 октября 2007 г. № 1374 «О дополнительных мерах по противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров», разрабатывают меры, направленные на профилактику незаконного оборота наркотиков. Комиссии также рассматривают в установленном законодательством Российской Федерации порядке предложения о дополнительных мерах по социальной реабилитации лиц, больных наркоманией.

Взаимодействие между субъектами профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, осуществляется посредством обмена данными мониторинга наркоситуации, создания межведомственных антинаркотических комиссий и координационных советов, работа которых организуется по территориальному принципу на основе программно-целевого метода.

Важнейшим условием формирования эффективной деятельности по профилактике наркомании и наркопреступности является ее законодательное обеспечение.

В целях профилактики наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, необходимо вовлечение в реализацию профилактических мероприятий государственных и негосударственных организаций и учреждений, включая общественные и религиозные объединения и средства массовой информации, в соответствии с их учредительными документами   либо   на   основании   договоров,   заключаемых   с   органами

государственной власти и органами местного самоуправления, а также граждан на добровольной основе.

Значительное влияние на профилактику наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, оказывает деятельность судебных органов, которые на практике реализуют принцип неотвратимости справедливого наказания за правонарушения в сфере незаконного оборота наркотиков.

IV. ОБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННЫМ ОБОРОТОМ НАРКОТИКОВ

Мероприятия первичной профилактики должны быть направлены на детей, подростков и молодёжь, находящихся в неблагоприятных семейных, социальных условиях, в трудной жизненной ситуации, а также на лиц группы повышенного риска немедицинского потребления наркотиков.

Мероприятия вторичной профилактики должны быть направлены на граждан, незаконно употребляющих наркотики либо их ранее употреблявших (находящихся в состоянии ремиссии), включая как потребителей наркотиков, обращавшихся в лечебно-профилактические учреждения, так и потребителей наркотиков, не обращавшихся в лечебно-профилактические учреждения.

Мероприятия третичной профилактики должны быть направлены на группу лиц, имеющих зависимость от наркотиков и желающих прекратить их употребление, а также на прошедших курс лечения и реабилитации наркозависимости.

При проведении профилактических мероприятий следует отдавать предпочтение сочетанию индивидуальных и групповых методов работы, а также методам прямого и косвенного (опосредованного) воздействия на лиц из группы повышенного риска немедицинского потребления наркотиков, обучать детей и подростков умению отказаться от первой пробы наркотиков, профилактическими мероприятиями необходимо охватить не менее 25 процентов несовершеннолетних и молодежи.

Основные усилия профилактической деятельности необходимо направлять на профилактику наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях, лагерях отдыха детей и подростков, местах досуга и массового проживания молодёжи.


Смотри также:

Информация об Антинаркотической комиссии

Координационные и совещательные органы

Размещен: 18 сентября 2010 12:33:41 | Изменен: 26 февраля 2013 16:08:56