Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Доклад А.Л.Носкова, заместителя губернатора области, «Об итогах социально-экономического развития Ростовской области за 1 полугодие 2010 года» 05.08.2010 года


Доклад на расширенном заседании коллегии Администрации области,

5 августа 2010 года



Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники совещания!

Динамика  и масштабы реализуемых в настоящее время программных мероприятий по реализации приоритетных направлений: инвестиции, инновации, инфраструктура, институты, инициатива, - во многом определяют перспективы  развития Ростовской области.

Итоги социально-экономического развития региона в I полугодии текущего года свидетельствуют о восстановительном росте  в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте, торговле. Более чем на четверть (на 26%)  вырос  экспорт.

Валовой региональный продукт увеличился на 6,9 % и достиг 263  млрд.рублей.  Позитивные изменения в экономике способствовали сокращению регистрируемой безработицы с 1,7 % в I  полугодии 2009 года до 1,4 % в отчетном периоде текущего года. Реальные располагаемые доходы населения выросли на 13 %.

Вместе с тем снижены по сравнению с аналогичным периодом прошлого года объемы ввода жилых домов на 6,4 %, инвестиции в основной капитал - на 9,9 %.   Как складывается ситуация по другим показателям Вы можете ознакомиться в материалах, розданных перед совещанием.

Основой развития области служат инвестиции. Как сказал Губернатор Ростовской области Василий Юрьевич Голубев «донская земля требует инвестиций, новых проектов, новых технологий». Работа по организации инвестиционного процесса  в области нуждается в дальнейшем совершенствовании. Наверное, начинать надо с  корректировки Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2020 года.     

Необходимо наладить взаимодействие между органами государственной власти и бизнесом на основе взаимовыгодного государственно-частного партнерства. С принятием  Областного закона «Об основах государственно-частного  партнерства» министерству экономики необходимо до 1 октября   2010 года подготовить проект постановления Администрации области «О порядке участия сторон государственно-частного партнерства в реализации инвестиционных проектов на территории Ростовской области». Это будет способствовать созданию более выгодных, чем в других регионах, условий для организации новых предприятий и повысит инвестиционную привлекательность нашей области. 

Сдерживают инвестиционное развитие сложные и во многом не прозрачные процедуры согласования, связанные с  локализацией инвестиционных проектов.  Неоправданно долго длится процесс перевода земли из одной категории в другую, сложно решаются вопросы  различных согласований и экспертиз при строительстве объектов. С целью устранения административных барьеров следует в кратчайшие сроки провести анализ действующих нормативно-правовых актов.  Министерству имущества области необходимо срочно подготовить предложения по упрощению порядка рассмотрения ходатайств инвесторов о переводе земельных участков из одной категории в другую. 

Успех инвестиционной деятельности во многом зависит от активности   муниципальных образований. В целях повышения  их заинтересованности в развитии инновационных и инвестиционных  процессов министерствам экономики и  финансов области  целесообразно проанализировать и до конца текущего года подготовить предложения по поощрению результативно работающих муниципальных образований.

В результате проводимой в области работы в федеральный  перечень монопрофильных городов в соответствии с критериями, разработанными  Минрегионом России, включены  городские округа Гуково и Зверево. С целью государственной поддержки процесса диверсификации экономики территорий области создан Совет по развитию монопрофильных муниципальных образований, задачами которого является анализ ситуации в  таких территориях и разработка комплексных инвестиционных планов  их развития, служащих основой для оказания различных форм государственной поддержки на уровне области.

Сегодня сложности с кредитованием  инвестиций связаны    с высокими кредитными рисками, обусловленными тяжелым финансовым положением предприятий. В целях повышения доступности кредитных ресурсов Администрацией области заключены Соглашения о сотрудничестве со Сбербанком, Газпромбанком, ВТБ и Внешэкономбанком. Эту  практику необходимо продолжать.

Ежегодно Ростовская область принимает участие в Международном инвестиционном форуме «Сочи», который в свое время дал старт реализации в области инвестиционных проектов компаний с мировым именем:  «Кока-Кола», «ЭйДжиСиФлэтГлас», «Фондитал», «Касторама», «Реал» и многих других.  Для участия в сентябре этого года в  IX  Форуме «Сочи – 2010» Агентству инвестиционного развития совместно с министерством экономики до 1 сентября текущего года следует подготовить  предложения о сотрудничестве между Администрацией  области и инициаторами инвестиционных проектов для подписания соответствующих документов.

До конца года Администрацией области будут выполнены все обязательства по строительству автомобильной дороги по территории игорной зоны до границы с Краснодарским краем, объектов электроснабжения территории I пускового комплекса игорной зоны «Азов-Сити».  Созданная управляющая компания «Корпорация развития Ростовской области» в рамках переданных полномочий  обязана  жестко контролировать сроки и качество выполняемых работ.

Таким образом,  организация инвестиционной деятельности должна выйти на совершенно новый уровень, в том числе и за счет структурных изменений, создания Совета по инвестициям,  привлечения бизнеса.  

В целях развития инновационных процессов в экономике научным учреждениям и производственным предприятиям требуется развивать  взаимовыгодное сотрудничество. К сожалению, сегодня  ресурсы предпринимательского сектора ориентированы в большей степени на приобретение иностранных технологий и импортного оборудования, а отечественные  технические разработки в большей степени остаются не востребованными. В этой связи отраслевым министерствам необходимо больше уделять внимания вопросам модернизации действующих производств через активизацию их сотрудничества с научными  и технологическими центрами, ВУЗами, для обеспечения притока инновационных подходов. 

В октябре этого году (21-23 числа) пройдёт 10-й международный экономический бизнес-форум, который соберёт на своих площадках порядка 5 тысяч представителей из разных регионов России, а также стран ближнего и дальнего зарубежья. Ключевым мероприятием форума станет Российская венчурная ярмарка. Впервые она проводится не в Москве и Санкт-Петербурге, а у нас,  что повышает ответственность за организацию данного мероприятия. Уже сегодня мы должны вести тщательную подготовку деловой и выставочной части форума, на что прошу обратить особое внимание.

Одной из сфер экономики, требующей самого пристального внимания  региональных и муниципальных органов власти, является инженерная инфраструктура и коммунальное хозяйство.

Коммунальный комплекс области,  несмотря на проводимые работы  по строительству и капитальному ремонту объектов, по-прежнему характеризуется низким уровнем предоставления коммунальных услуг, высокой степенью износа и технологической отсталостью. Недостаточная развитость систем водоснабжения и водоотведения является сдерживающим фактором увеличения экономического потенциала области. Так и во время поездок по  территориям области Губернатор постоянно обращает наше внимание  на первоочередность решения  этих жизненно необходимых проблем.

В 2010 году на капитальное строительство и капитальный ремонт объектов инженерной инфраструктуры в бюджете  предусмотрено  6,1 млрд.  рублей, в том числе из федерального бюджета на реализацию инвестиционных проектов «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области»  и «Чистый Дон» выделено порядка 4,0 млрд. рублей. На капитальное строительство, реконструкцию и капитальный ремонт  объектов водопроводно-канализационного хозяйства и теплоэнергетики направлено 500 млн. рублей.

За I полугодие текущего года освоено 1,6 млрд. рублей (26 % от годового лимита). Завершено строительство, реконструкция, капитальный ремонт 95 объектов, из 209, включенных в план текущего года.

Неудовлетворительная работа Багаевского, Белокалитвинского, Зимовниковского, Кагальницкого, Мясниковского, Тацинского, Цимлянского, Чертковского районов и Новошахтинска негативно  отразилась  на общих показателях по области. Причины, приведшие к этому: низкий уровень подготовки муниципалитетами  документов, необходимых  для открытия финансирования,  нарушения требований действующего законодательства  при разработке  проектно-сметной документации, нарушение процедуры проведения конкурсных торгов, неисполнение  условий муниципальных контрактов, срыв сроков выполнения работ, предусмотренных графиком.

 По проекту «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», софинансирование которого осуществляется из Инвестиционного фонда России, в
I полугодии 2010 года освоено 38 % от лимита областного бюджета и уточненного лимита федерального бюджета.

В 2010 году в рамках Областной целевой программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Ростовской области" из Фонда софинансирования расходов областного бюджета на выборочный капитальный ремонт тепловых сетей предусмотрено 15,3 млн. рублей, профинансировано – 3,8 млн. рублей  или четвертая часть от годового лимита. В оставшееся до конца года время исполнителям программы необходимо принять меры по полному освоению выделенных средств.

В  соответствии концепцией федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2020 года» в 2011 году предполагается  участие муниципалитетов в реализации пилотных проектов, но при одном обязательном условии -  наличии у муниципального образования программы комплексного развития. Администрациям Ростова, Шахт, Новошахтинска и другим  требуется ускорить разработку  таких программ.

Коллегией Администрации области определены задачи, основные  мероприятия по подготовке объектов жилищно-коммунального комплекса к отопительному сезону 2010-2011 годов.  Руководителям муниципалитетов необходимо жестко контролировать выполнение мероприятий в установленные сроки.  В настоящее время готовность жилищного фонда к эксплуатации в осенне-зимний период составляет 27 % (в том числе жилых домов с центральным отоплением – 12%). В основном подготовка жилищного фонда к зиме проводится в рамках капитального ремонта многоквартирных домов, проводимого при финансовой поддержке Фонда содействия реформированию ЖКХ.

В июне текущего года Губернатором области из Фонда софинансирования расходов министерству ЖКХ области  дополнительно выделено 453 млн. рублей  на выполнение проектных работ по реконструкции Гуково-Гундоровского водопровода и завершение проектирования очистных сооружений канализации г. Зверево в рамках комплексного инвестиционного плана модернизации моногородов Гуково и Зверево. 

В соответствии с требованиями 261 Федерального закона принято 89-е распоряжение Администрации области «О разработке областной долгосрочной целевой программы энергосбережения и повышения энергоэффективности в Ростовской области на период до 2020 года»,  определен разработчик программы - Федеральное государственное учреждение «Российское энергетическое агентство» (Москва). После утверждения указанной программы постановлением Администрации Ростовской области, а муниципальных программ - решениями местных органов власти, соответствующие расходы будут включены в проект бюджета области на 2011 год.

Завершается разработка муниципальных программ энергосбережения и энергоэффективности, которые, как и областная программа энергосбережения, должны были разработаны до  1 августа текущего года. К сожалению, приходится констатировать, что  в установленные сроки  программы не приняты.

Для бюджетных учреждений утверждены лимиты потребления энергоресурсов области на 2011 год, при формировании которых учтено ежегодное снижение объемов потребления энергоресурсов на 3 %  в течение 5 лет. В 2010 году должно быть завершено оснащение зданий бюджетных учреждений приборами учета энергоресурсов. По областным ведомствам, имеющим сеть ведомственных учреждений, уровень оснащенности приборами учета энергоресурсов составляет 85-100 %. В бюджетных учреждениях муниципального подчинения данный показатель оснащенности ниже, до конца года остается  время для  наведения порядка  в этом  вопросе.

В 1 полугодии 2010 года объем выполненных работ по дорожному комплексу увеличился в 1,8 раза и составил 2,2 млрд. рублей.  Обеспечено содержание всей сети дорог общего пользования  регионального  и  межмуниципального значения, отремонтировано  более  57 километров дорог.

Областным бюджетом на 2010 предусмотрены субсидии Фонда софинансирования расходов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт внутригородских и внутрипоселковых дорог и тротуаров в размере 2,5 млрд. руб.

В 2010 году муниципальными образованиями на содержание межпоселковых дорог предусмотрено 175,8 млн. рублей. Наибольшая сумма средств на содержание
1 км межпоселковых дорог местного значения предусмотрена в Аксайском  (221,7 тыс. рублей),  Каменском  (73,0 тыс. рублей),  Егорлыкском  (65,1 тыс. рублей) и Мясниковском (61,8 тыс. рублей) районах.

Символические суммы на содержание межпоселковых  дорог предусмотрены в Заветинском (2,5 тыс. рублей), Советском (5,3 тыс. рублей), Ремонтненском  (5,7 тыс. рублей), Боковском (6,3 тыс. рублей), Цимлянском (7,7 тыс. рублей), Дубовском (9,1 тыс. рублей) районах.

При этом средняя стоимость содержания в 2010 году 1 километра  межпоселковых дорог составляет 26,1 тыс. руб., а средняя стоимость содержания 1 километра региональных дорог 106,9 тыс. рублей.

Муниципальным образованиям области необходимо рассмотреть возможность увеличения средств, выделяемых на содержание местной сети дорог, а министерству транспорта продумать вопрос стимулирования муниципальных образований к увеличению выделяемых средств на содержание местной сети автодорог,  увязав их с объемом выделяемых средств  из Фонда софинансирования расходов на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт внутрипоселковых дорог.

Ситуация в малом и среднем бизнесе Ростовской области с начала текущего года обнадёживает, по сравнению с аналогичным периодом отмечается прирост количественных и объемных показателей. Однако  на фоне растущих показателей проблемным остается привлечение инвестиций в основной капитал (63,8% к уровню прошлого года), что свидетельствует о необходимости продолжения стимулирования инвестиционной активности бизнеса.

Определённые шаги к этому сделаны. Заработал Гарантийный фонд, в который направлено  в 2009 году 447 млн. рублей (в т.ч. из средств федерального бюджета 347 млн. рублей). Гарантийным фондом предоставлено 83 поручительства на общую сумму 275 млн. рублей, что позволило заемщикам из 27 территории области привлечь 370 млн. рублей кредитных ресурсов. До конца 2010 года  за счет средство областного и федерального бюджетов фонд будет увеличен до 688 млн. рублей.

Компенсируются затраты на уплату процентной ставки по кредитам и займам. В 2010 году в областном бюджете на эти цели предусмотрено 63 млн.рублей.

Развивается система микрофинансирования. В этом году будут  увеличены средства Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства (10 млн.рублей из областного бюджета и 40 млн.рублей из федерального бюджета), Агентство поддержки малого и среднего предпринимательства Белокалитвинского района (300 тыс.рублей из местного бюджета и 3 млн.рублей из Фонда софинансирования расходов) и 7 фондов в городах Новошахтинск, Донецк, Таганрог, Шахты, Зверево, Гуково и Октябрьском районе (4,7 млн.рублей из местных бюджетов и 48 млн.рублей из Фонда софинансирования расходов).

По итогам I полугодия в департаменте предпринимательства области и в 38 муниципальных образованиях рассмотрено 320 заявок от начинающих предпринимателей, из которых приняты к субсидированию 215, в том числе 68 от безработных граждан. В текущем году на поддержку начинающих  предпринимателей из бюджетов всех уровней будет направлено 127 млн. рублей, что на 43 % больше, чем в 2009 году. Исключение составил Боковский район, для которого поддержка самозанятости не является приоритетом.

Сегодня в области делается всё, чтобы максимально приблизить поддержку на места. Реализуется 55 муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Их финансирование обеспечено из всех возможных источников, включая средства из трёх уровней бюджета. Объем межбюджетных трансфертов  в 2010  по сравнению с прошлым годом вырос в 1,4 раза и достиг 125 млн.рублей. Однако первый этап отбора заявок показал, что не все заявки муниципалитетов достаточно амбициозны. Так, Багаевский район подал заявку на 70 тыс.рублей, запланировав свои средства в сумме 640 тыс.рублей, Кашарский район заявил 200 тыс.рублей, имея на эти цели такую же сумму в местном бюджете, Милютинский район запросил 200 тыс.рублей, заложив всего 50 тыс.рублей в местном бюджете. Очевидно, сказался опыт прошлого года, когда полученные средства были не освоены или освоены менее чем наполовину. Но права предпринимателей не должны ущемляться из-за нерасторопности чиновников.

Именно на это указал вчера Губернатор на встрече с предпринимателями. Надеюсь, что второй этап конкурса внесет свои коррективы.

Консолидированный бюджет области за 2010 года исполнен по доходам в  сумме 58,7 млрд. рублей,  по расходам – 53,4 млрд. рублей, с приростом к аналогичному периоду прошлого года на 8 млрд. рублей и  на 6,5 млрд. рублей соответственно.

Налоговых и неналоговых доходов получено 38,9 млрд. рублей или 66 % всех поступлений. Налоговые доходы  в I полугодии  исполнены на 105,7 %. Незначительное неисполнение отмечается по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения - на 42,2 млн. рублей и налогу на добычу полезных ископаемых -  на 33,0 млн. рублей.

Из 43 муниципальных районов области исполнили бюджетные назначения по сбору собственных (налоговых и неналоговых) доходов 35 районов  или 81 % от общего количества. Всего по местным  бюджетам муниципальными образованиями получено 560 млн. рублей сверхдоходов. Диапазон исполнения  бюджетных назначений колеблется от 100,1 % по Егорлыкскому, Веселовскому, Каменскому районам до 116  % по Боковскому району и 124 % по г. Азову.

Не исполнены бюджетные назначения Дубовским районом на 5 млн. рублей, Морозовским – на 7,9 млн. рублей,  городом Донецком - на 6,1 млн. рублей.

Объем средств, поступивших в бюджет области от управления земельными ресурсами, государственным и муниципальным имуществом, по оперативным данным за I полугодие 2010 года составил более
2 млрд. рублей, обеспечив выполнение бюджетного задания по поступлению  неналоговых доходов на 78 %. Не выполнено задание по доходам от арендной платы за землю (51,3 % от задания).

Согласно представленным муниципальными образованиями планам в 2010 году намечено осуществить регистрацию права муниципальной собственности на 30  тысячах объектов.

В I полугодии при плане 13,9 тысяч объектов зарегистрировано 8,5 тысяч или 61% от запланированного количества. Только 18 муниципальных районов и 8 городских округов справились с плановым заданием.

Не справились с плановым заданием, которое сами себе установили 25 муниципальных районов и 4 городских округа. Менее чем на 50% выполнен план в 10 муниципальных образованиях,  это Кашарский район (15,5%, из запланированных на I полугодие 45 объектов зарегистрировано 7), Мясниковский район (19,5%,  из 41 - 8),  Новочеркасск (7,8%,  из 1789 - 140),  Зверево (12,5%, из 16 - 2).

В то же время стоит отметить работу Миллеровского района (120,4 % при 514 запланированных – зарегистрировано 619 объектов), Верхнедонского района (466,6% при 42 – 196 объектов), г. Таганрога (151,3 % при 228 – 345 объектов). Это наглядный пример заинтересованности администраций этих территорий в расширении доходной части  местного бюджета.

Главам муниципалитетов необходимо принять исчерпывающие меры по  выполнению намеченных показателей на 2010 год по государственной регистрации права на объекты недвижимости муниципальной собственности, учтенные в реестрах муниципальной собственности городского округа, муниципального района и поселений в его составе.

По состоянию на 1 июля 2010 года недоимка в консолидированный бюджет области составила 4,8 млрд.рублей, в том числе по налогам 2,9 млрд.руб., по арендной плате за землю – 1,9 млрд.руб. С начала года задолженность возросла на 738 млн.рублей, почти 80% прироста приходится на Ростов.

В целом по области объем задолженности по налогам и арендной плате за землю с начала года возрос на 18 %, причем в отдельных муниципальных образованиях наблюдается рост задолженности, значительно превышающий среднеобластной показатель. Это Азовский, Багаевский, Каменский, Октябрьский районы, имеющие прирост недоимки более чем на 50  %.

 Из перечисленных муниципальных образований правом реструктуризации налоговой задолженности воспользовались только плательщики-должники Азовского района, а по Ростову  постановление о проведении реструктуризации принято только в мае этого года. Аналогичная ситуация сложилась по всей области: задолженность перед бюджетом возрастает, а на реструктуризацию долгов идут единицы. Профильным министерствам, главам муниципальных образований, налоговым органам необходимо приложить максимум усилий по вовлечению предприятий области в процесс реструктуризации. Время  для  этого еще есть.

Бюджетная политика в сфере расходов консолидированного бюджета области была направлена на решение социальных и экономических задач области. Приоритетом являлось обеспечение населения бюджетными услугами отраслей социальной сферы.

На финансирование отраслей социальной сферы, включая расходы на финансовое обеспечение государственного задания подведомственным учреждениям, в I полугодии 2010 года направлено 32,7 млрд. рублей или 48 % к годовым плановым назначениям.

На реализацию региональных и муниципальных программ из консолидированного бюджета за отчетный период направлено свыше 37 млрд. рублей или 69 % всех расходов консолидированного бюджета.

Расходы на капитальные вложения в основные фонды составили 8 % всех расходов консолидированного бюджета области (4,4 млрд.руб.).

Органам местного самоуправления в целях обеспечения сбалансированности своих бюджетов на 2011 год, повышения качества бюджетного процесса и эффективности использования бюджетных средств необходимо:

принять сбалансированные местные бюджеты на 2011 год до конца текущего финансового года с учетом первоочередного обеспечения в полном объеме социально-значимых расходов и отказа от планирования иных расходов, неподкрепленных реальными источниками финансирования;

проводить взвешенную и рациональную политику при принятии новых расходных обязательств, предусмотрев повышение ответственности за достоверность их финансово-экономических обоснований;

разработать и принять в 2010 году муниципальные программы по повышению эффективности бюджетных расходов и приступить к их внедрению с  2011 года;

предусмотреть финансовый резерв в виде нецелевых остатков на счетах местных бюджетов на 1 января 2011 года, достаточный для обеспечения первоочередных социально-значимых расходов бюджетов в начале очередного финансового года;

обеспечить формирование бюджетов исходя из принципов программно-целевого планирования,   режим экономного и рационального использования бюджетных средств, своевременное и в полном объеме исполнение принимаемых бюджетных обязательств, недопущение просроченной кредиторской задолженности по ним.

Сегодня нет более важной задачи, чем поддержка материнства, детства, семьи, всего того, что связано с демографической ситуацией в области. За истекшие 5 лет нам удалось изменить  положение к лучшему. Если в первом полугодии 2005  года младенческая смертность  составляла 15 человек на 1000 родившихся, то в  январе-мае текущего года   она сократилась  до 6,9 человек на 1000 родившихся, при среднероссийском  показателе -  7,5 человек.

По сравнению с пятью месяцами прошлого года сократились уровень смертности (на 3,9%)  и естественной убыли населения   (4,7 чел. на 1000 населения, против 5,2 чел. в 2009 году), при этом число родившихся   незначительно снизилось (на 1,3%). Хуже среднеобластного показатели рождаемости  в  Пролетарском районе, где родилось детей на 29% меньше, Верхнедонском районе – на 25%,  Боковском – на 24 %.

Отразить реальное положение дел по демографической ситуации помогут результаты  Всероссийской переписи населения, намеченной на октябрь 2010 года.

В соответствии с решением     правительственной Комиссии по переписи к началу сентября текущего года необходимо сформировать списки переписного персонала, обеспечить стопроцентную готовность помещений для размещения временных переписных работников, решить вопросы оснащения переписных участков связью, охраной, транспортом. Совместно с правоохранительными органами следует провести комплекс мероприятий по обеспечению безопасной работы персонала.

Органам местного самоуправления необходимо организовать проведение информационно-разъяснительной работы среди населения о важности и необходимости участия каждого жителя Ростовской области в переписи.

Наша с Вами задача сделать все необходимое для качественной подготовки и проведения этого важного мероприятия.

Несмотря на предпринимаемые меры, пока не удается решить проблему полной ликвидации задолженности по заработной плате на  предприятиях области.  

На 1 июля т.г. долги  по зарплате  имели 8 предприятий в общей   сумме  39,6 млн. рублей. По состоянию на 1 августа текущего года  по оперативным данным просроченную задолженность  в объеме 34,6 млн.рублей  имели 7 предприятий.

За 6 месяцев текущего года Госинспекцией труда было выявлено 13 тысяч 767 нарушений трудовых прав работников, оштрафовано 1989  должностных лиц, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на сумму 8,5 млн. рублей. По результатам проведенных проверок в органы прокуратуры направлено 136 материалов для рассмотрения вопроса об уголовной ответственности должностных лиц. Деятельность донских властей в сфере осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства получила положительную оценку Федеральной службы по труду и занятости России.

Отраслевым министерствам совместно с контрольными, надзорными органами, главами муниципальных образований важно организовать превентивную работу с предприятиями «группы риска» с целью недопущения появления у них задолженности по заработной плате, принимать действенные меры, направленные на погашение имеющейся задолженности.

Фаза восстановительного роста экономики способствует увеличению потребности предприятий в рабочей силе. Число вакансий, заявленных в службу занятости, на 1 июля составило 36 тысяч единиц, что больше, чем на начало года в 2 раза. Укрепились позитивные тенденции в сокращении масштабов безработицы. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, с начала года снизилась на 18 % и составила на 21 июля 30,7 тыс. человек. 

Полномочия в  сфере содействия занятости населения осуществлялись в рамках утвержденной ведомственной целевой программы «Содействие занятости населения Ростовской области на 2010 год» и мероприятий по содействию занятости муниципальных образований области. В целом государственные услуги оказаны более чем 300 тысячам человек, что заметно больше, чем в прошлом году.

В ходе реализации Программы «Снижение напряженности на рынке труда Ростовской области на 2010 год» организовали  собственное дело 2 тысячи 300 человек. Кроме того, на предприятиях малого бизнеса трудоустроено 140 человек из числа безработных. Особое внимание уделяется развитию самозанятости в аграрном секторе экономики, где  свое дело  открыли 1228 человек (более половины от общего числа организовавших самозанятость).

Несмотря на принимаемые меры остается высоким уровень безработицы в  городах:  Донецк – 3,4%, Гуково – 3,2%, Зверево – 2,8% и районах: Тарасовском – 3,7% Пролетарском и Советском – 3,3%, Песчанокопском – 3,1%,  Кашарском и Красносулинском – 3%.

Главам муниципальных образований совместно с управлением занятости населения необходимо реализовывать мероприятия по снижению напряженности на рынке труда, привлекая к данному процессу отраслевые министерства.

В области проводится работа по укреплению ресурсной базы образовательных учреждений и подготовке ее новому учебному году. В текущем году на капитальный ремонт и разработку проектно-сметной документации муниципальных образовательных учреждений выделено 971,4 млн. рублей. Кроме того, на строительство и газификацию выделено 143,4 млн. рублей.

За 6 месяцев т.г. освоено 163,1 млн. рублей (14,6 %). По ряду территорий отмечается несоблюдение графиков производства работ. Наибольшее отставание допущено в Матвеево-Курганском, Орловском и Семикаракорском районах. Главам названных муниципальных образований необходимо принять срочные меры для исправления сложившейся ситуации.

В 2008 году завершены поставки школьных автобусов за счет федерального и областного бюджетов.  В настоящее время из 842 автобусов, эксплуатируемых на школьных маршрутах, часть  не соответствует техническим требованиям. В 2010 году приобретено 9 новых автобусов муниципальными образованиями Новошахтинска,  Неклиновского, Егорлыкского,  Мартыновского, Белокалитвинского районов, но этого явно недостаточно. Главам муниципальных образований необходимо в местных бюджетах предусматривать средства на модернизацию и приобретение автобусов. Требуется взять под личный контроль вопросы обеспечения безопасного подвоза детей к базовым школам.

Несмотря на то, что на протяжении последних 3-х лет восстанавливается и расширяется существующая ранее сеть дошкольных учреждений, катастрофически не хватает мест для устройства детей в детские сады. В настоящее время потребность составляет более 35 тыс. мест. В первоочередном порядке требуется обеспечить местами детей в возрасте от 3-х до 7 лет, а это 11,5 тысяч человек.

Решать проблему предстоит комплексно: путем передачи ведомственных и негосударственных учреждений в ведение муниципалитетов, открытия дошкольных групп на базе свободных площадей школ и учреждений дополнительного образования детей, введения в эксплуатацию детских садов после капитального ремонта, а также строительства 4-х дошкольных учреждений в Батайске, Сальске, Таганроге,  Ростове.

В связи с изменением механизма финансового обеспечения отдыха и оздоровления детей, вопросы проведения детской оздоровительной кампании в этом году находятся на особом контроле.

За первое полугодие нам удалось охватить всеми формами отдыха и оздоровления, организованного досуга и занятости около 170 тысяч детей. Из них почти 100 тысяч детей отдохнули в загородных, санаторных и пришкольных лагерях.

Прошу глав администраций обеспечить эффективное выполнение органами местного самоуправления полномочий по организации и обеспечению детского отдыха, на реализацию которых из областного бюджета  вам были направлено  свыше 526 млн., рублей.

За отчетный период освоено 47 % от запланированного объема средств на текущий год. Вызывает опасение ситуация в Мясниковском районе, где освоено 42 % выделенных средств, Семикаракорском районе – 46 %, городах Шахты – 47 % и  Ростове - 50 %. Руководители указанных муниципальных образований должны принять меры по исправлению ситуации.

Сегодня Ростовская область занимает одно из ведущих мест в России по уровню внедрения электронного правительства и первое в Южном федеральном округе. В этом направлении нами многое сделано, но еще больше предстоит сделать. Приоритетная задача - перевод в электронную форму государственных услуг.

Основными точками доступа к информации об услугах для граждан и организаций являются портал госуслуг, единый областной телефонный центр и сеть многофункциональных центров по предоставлению услуг.

На федеральном портале размещены 67 услуг в сфере социальной поддержки населения, в области - около 300 только региональных услуг. Разработаны аналитические формы для наполнения портала, с работниками областных органов исполнительной власти проведена учеба в Академии госслужбы, приступили к работе отраслевые группы. До середины сентября эту работу необходимо завершить. Такая же работа должна быть организована в муниципальных образованиях. В месячный срок должны быть  сформированы и утверждены реестры муниципальных услуг.

В области накоплен хороший опыт создания  многофункциональных центров. Они востребованы людьми. Однако до сих пор МФЦ работают не во всех муниципальных образованиях,  хотя они должны быть максимально приближены к месту жительства граждан,  должен расширяться спектр оказываемых ими услуг. Это относится и к тем муниципальным образованиям, где уже работают МФЦ, я имею в виду Таганрог, Новочеркасск. С принятием Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», которым предусмотрено создание многофункциональных центров, до конца следующего года во всех муниципальных образованиях эта работа должна быть завершена.

На основе Доклада Главы Администрации области за 2009 год, подготовленного во исполнение 825 Указа Президента России, рассчитан объем неэффективных расходов бюджета области в сфере образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, организации государственного и муниципального управления.

Общий объем неэффективных расходов в указанных выше сферах составил 5,5 млрд. рублей, что на 1 млрд. рублей выше уровня 2008 года.

Неэффективные расходы  выявлены в 4 городских округах и  5 муниципальных районах области.

Причиной образования таких расходов является превышение администрациями муниципальных образований нормативов на содержание органов местного самоуправления, установленных 560-ым постановлением Администрации области. В этой связи, считаю необходимым всем главам муниципальных образований повысить финансовую дисциплину, а также провести до конца текущего года работу по оптимизации структур и штатных расписаний органов местного самоуправления.

Жизнь каждый день ставит перед нами все новые задачи. Для их решения нам требуется серьезно повысить качество, гибкость и эффективность собственной работы. Мы должны сделать процессы подъема во всех сферах жизни области устойчивыми и необратимыми, максимально эффективно воспользоваться  результатами для улучшения жизни людей.

 Благодарю за внимание.

 
Размещен: 18 сентября 2010 11:37:45 | Изменен: 06 августа 2010 10:06:00