Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Выступление губернатора области В.Ю. Голубева на общем собрании Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области» 28 июля 2010 года

Ростовский Государственный

университет путей сообщения (РГУПС)

28 июля 2010 г.  

Уважаемые коллеги!

Вы знаете, что я достаточно основательно знаком с работой объединений муниципальных образований. С 2006 года до назначения на пост губернатора Ростовской области я возглавлял Совет муниципальных образований Московской области и одновременно входил в состав Президиума Общероссийского Конгресса муниципальных образований. Этот опыт дает мне возможность оценить ситуацию, почувствовать настроение руководителей органов местного самоуправления, думать о принятии тех решений, которые сегодня местное сообщество беспокоят.

Изучение дел в Ростовской области я начал именно со знакомства с работой муниципальных образований. Мои рабочие поездки дали возможность лучше узнать положение дел в регионе, пообщаться с людьми, окунуться в круг проблем. Любая территория, где я побывал, имеет свою специфику и свои особенности. Конечно, короткое погружение в жизнь территории пока не дает полного представления о состоянии дел. Очень важно посмотреть людям в глаза, встретиться с активом, услышать некоторые идеи, которые требуют рассмотрения.

Сегодня в каждом районе нашей области сложились определенные традиции, определенные условия жизни. Однако есть общие вопросы, решение которых позволило бы муниципалитетам стабилизировать ситуацию и выйти на новый уровень развития.

Люди на местах, особенно в небольших городах, поселках, станицах, хуторах, прекрасно знают, как лучше и успешнее организовать свою жизнь. Но им нужно помочь. И, наверное, для этого и существует местное самоуправление. Для этого был создан 131-й закон. Уверен, что именно Совет муниципальных образований может придать импульс развитию инициативы и деловой активности на местах в любом муниципальном образовании Ростовской области.

Совету необходимо создать условия, при которых возможно было бы не только знать проблему, но и находить новые решения, проводить «круглые столы», семинары с участием представителей органов государственной власти, науки, активно взаимодействовать с бизнес-сообществом – средним и малым бизнесом. Ведь очень часто они решают многие проблемы на наших территориях. Совместно находить источники и пути привлечения инвестиций в экономику. Отдельная тема – находить контакт с общественностью.

Я хотел бы напомнить всем вам, что самая близкая для людей, а значит, главная приемная – это приемная главы поселенческого уровня, может быть, главы районного уровня. На первый взгляд, кажется, что они занимаются обыкновенной «текучкой», решением мелких бытовых вопросов. Но от решения этих мелких вопросов зависит самочувствие нашего жителя, отношение человека к государственной власти вообще. Если он потерял целый день на получение справки или не смог оформить положенную ему льготу, все наши слова и дела напрасны. Поэтому одним из основных вопросов эффективной работы местной власти является вопрос качества муниципального управления.

Сегодня на территории области созданы и функционируют 10 многофункциональных центров по предоставлению государственных услуг. Они востребованы людьми, пользуются все большей популярностью. За опытом по созданию МФЦ к  нам приезжают из других субъектов Российской Федерации. Знаю, что скоро аналогичные центры откроются еще в 5 районах (Аксайском, Белокалитвинском, Мартыновском, Куйбышевском и Песчанокопском). А до конца следующего года на всех территориях Ростовской области эта работа должна быть завершена.

Сегодня администрация области координирует эту работу. У нас есть Центр подготовки кадров, а также управление по работе с муниципальными образованиями. Считаю, что Совет муниципальных образований должен также подключиться, оказывать необходимую методическую помощь, участвовать в распространении лучшей практики.

Буквально вчера Президент РФ Д.А. Медведев подписал Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

Этот закон, напомню, предусматривает создание многофункциональных центров, осуществляющих взаимодействие с органами, предоставляющими указанные услуги, без участия заявителя. Кроме того, законом устанавливается возможность получения заявителем государственных и муниципальных услуг в электронном виде через портал государственных и муниципальных услуг, а также с помощью универсальных электронных карт.

Так что эта работа теперь не может зависеть от желания либо нежелания главы заниматься созданием МФЦ. Закон обязывает делать это в строго установленные сроки. И до конца следующего года во всех территориях эта работа должна быть завершена. И мы это сделаем. Ведь главное сегодня – инициатива и желание это делать. Если, вернувшись с этого заседания, вы спросите у того, кто за это отвечает, как идут дела, тогда точно поймете, где вы находитесь. Я думаю, вы и так это знаете.

Еще один приоритет для нас – формирование «электронного правительства». Ростовская область просто обязана стать лидером в этом направлении. В областной администрации сегодня ведется активная работа по созданию инфраструктуры «электронного правительства», переводу государственных услуг в электронный вид, наполнению федерального портала госуслуг. К ней должны подключиться все муниципалитеты. Первоочередная задача для вас – формирование реестров муниципальных услуг и их регламентация. Ее необходимо выполнить уже в III квартале текущего года.

Мне известно, что с 2006 года в Ростовской области проводится конкурс на лучшее поселение. Очень хорошая тема, которая требует определенного внимания. Это стимулирует муниципалитеты к наведению чистоты и порядка на территориях, причем в благоустройстве принимают участие сами жители. За период с 2006 по 2009 годы на поощрение лучших муниципалитетов из областного бюджета было выделено около 80 млн. рублей. Эту практику мы будем продолжать. Но я обращаю внимание, что не нужно готовиться  к приезду большого начальника специально. Нужно просто содержать в чистоте и порядке территорию всегда. И тогда эта проблема будет решаться совершенно по-другому. Тогда вы будете думать о перспективе, о каких-то новых интересных решениях. И люди это обязательно оценят. Считаю, что именно Совет должен стать инициатором стимулирующих региональных конкурсов среди районов и городов, которые ранее оставались «неохваченными». Я думаю, что объединение усилий Совета и муниципалитетов может привести к хорошим результатам.

Реализация новых задач требует особого внимания к вопросам подготовки кадров.  Очень многое зависит от главы муниципального образования, от его команды. Зачастую основной состав местной власти – это бывшие учителя, предприниматели, руководители предприятий, медики, то есть профессионалы в определенных узких отраслях, но не в сфере государственного и муниципального управления. Ничего у нас не получится, если мы не научим наших помощников заниматься государственным и муниципальным управлением. Нужно эту практику продолжать, нужно этим регулярно заниматься.

В III квартале 2010 года планируется обучить еще 500 специалистов по вопросам организации «электронного правительства».

Совет муниципальных образований не должен быть в стороне от этой работы, занять более активную позицию при  формировании заказа на подготовку кадров по наиболее востребованным вопросам местного значения. 

В администрации области за годы реформы было подготовлено более 50  методических рекомендаций в сфере местного самоуправления. Совет уже в состоянии перейти на новый уровень и самостоятельно формировать заказы на подготовку различных методик по значимым вопросам развития муниципалитетов. К примеру, на разработку рекомендаций по формированию структур и штатной численности местной администрации, что является сейчас особо актуальным.

Немаловажным направлением деятельности Совета должно стать формирование резерва управленческих кадров муниципальных образований. Качественное и динамичное развитие муниципалитетов невозможно без эффективных менеджеров. Но готовить их нужно не тогда, когда они занимают свои должности, а когда они находятся в поле нашего зрения. И мы в состоянии определить, что это перспективный, интересный, талантливый человек. И тогда, заняв ту или иную позицию в иерархии власти, он будет еще и эффективным менеджером. Лучше, чем главы на местах, этого никто не знает, но этим нужно заниматься каждый день.

От Совета муниципальных образований хотелось бы видеть бОльшую активность в вопросах законодательной инициативы. Вы, практики, ежедневно сталкиваетесь с реализацией тех или иных правовых норм, а значит, вам, как никому другому, видны существующие пробелы и неточности как в региональном, так и в федеральном законодательстве. Я готов к сотрудничеству в этом направлении, потому что проходил это в Московской области. И последние три года Совет муниципальных образований Московской области имел право законодательной инициативы и внес более 20 законов, которые были приняты на уровне субъекта, и до 5 законов, которые были приняты, в том числе, и на федеральном уровне. Если это интересное предложение и реально поддерживается всеми, это можно и нужно рассматривать.

Думаю, Совету нужно больше уделять внимания выполнению одной из основных своих функций – консультированию органов местного самоуправления. В условиях постоянно меняющегося законодательства муниципальные образования, в особенности поселенческого уровня, часто нуждаются в разъяснениях тех или иных правовых норм. От правильности их применения во многом зависит качество муниципального управления, а значит, и уровень предоставляемых населению услуг. Предлагаю Совету рассмотреть возможность учреждения консультационного центра правовой поддержки муниципальных образований. 

Деятельность Совета должна быть информационно открыта, прозрачна и понятна. Для этого можно, к примеру, организовать выпуск информационных бюллетеней с публикацией материалов о значимых мероприятиях, лучших практиках, инициативах муниципалитетов. Я заходил на интернет-портал Совета муниципальных образований. Много интересной информации, хорошее оформление, но я не увидел самого главного – обратной связи. Возникает вопрос – для чего и для кого вся эта красота? Либо все мы, извините, пофигисты, либо неинтересно. Давайте подумаем, что можно изменить, вносите предложения, в каком виде эта информация должна быть. Информация из Совета, информация с сайта администрации области должна давать почву для размышлений. И подталкивать к желанию участвовать в этой работе. Интернет-ресурс не используется как площадка для общения.

Несколько более конкретных вопросов, которые пришлось зафиксировать в ходе выступления. Первое – считаю целесообразным с 2011 года ежегодно собирать Совет представителей муниципальных образований, например, во второй половине января, где мы сможем подводить предварительные итоги и строить планы на следующий год, рассматривать проблемы, которые беспокоят муниципальные образования, и давать поручения по решению тех или иных вопросов. Эта практика позволит нам достаточно оперативно влиять на ситуацию с учетом изменяющегося законодательства.

Мы сейчас говорили об административных барьерах. На мой взгляд, существует две проблемы. Первая – безынициативность и неразворотливость некоторых специалистов и руководителей, которые, откровенно говоря, со стороны наблюдают за теми или иными процессами. И другой. Действительно, законодательство и порядки, которые установлены, создают определенные препоны. Совсем недавно состоялось совещание по программе, которое проводил премьер-министр, я участвовал. Будут приняты в ближайшее время меры, которые снимут многие барьеры в оформлении бизнеса, оформлении строительных объектов, разрешения на строительство, на решение тех или иных конкретных задач. Но, друзья! Мы же это проходили! Я могу это утверждать. В начале 90-х годов была практика, когда многие вопросы были отданы Советам народных депутатов. И далеко не все развернулись в этой ситуации, хотя возможности у них изменились. Давайте дождемся, будем решать текущие задачи, но будем исходить из того, что решение вопросов почти всегда зависит от способности того или иного человека организовать дело.

Но все, что я слышал, меня вполне удовлетворило. Я действительно увидел те пожелания, которые высказывают сотрудники муниципальных образований поселенческого уровня об упрощении той или иной ситуации, порядке оформления той или иной разрешительной документации. Теперь нужно использовать их для эффективной реализации тех или иных вопросов любого уровня – и поселенческого, муниципального, районов, городов и, конечно, области.

Следующий вопрос – оптимизация структуры. Давайте задумаемся, насколько сегодня структура муниципального образования выполняет свою задачу, и что в нее добавить? Есть один простой вопрос – для чего и на кого этот результат нацелен. Я предоставил руководителям возможность дать предложения по оптимизации структуры. Результат очень простой: через месяц ни один человек не пришел с оптимизированной структурой. Все пришли с предложениями по увеличению численности. Тогда возникает вопрос: глава или губернатор должны сидеть, никого не слушать, почеркать и сказать – мы будем сокращаться. У нас есть, правда, определенный плюс и очень заметный. Мы сегодня тратим на аппарат меньше. Если сравнить с другими субъектами, с нашими соседями, то мы находимся в выгодной позиции. Нам будет сложно выполнять задачу сокращения аппарата, потому что на тысячу жителей у нас самое малое количество управленческого аппарата. Но, тем не менее, я говорю об оптимизации (не о сокращении), я говорю о структуре, способной реализовывать те или иные задачи. Подумайте над этим. Этим надо заниматься постоянно.

Идет формирование бюджета на 2011 год. Я сегодня в очередной раз слышал доклад Сверчковой Нины Ивановны. Она мне доложила о подготовке шести совещаний в разных частях области, которые пройдут с участием финансистов. Ей дано поручение – по итогам каждого из совещаний представить мне анализ, в том числе с учетом тех или иных вопросов, которые будут задавать финансисты. Пожалуйста, подскажите финансистам о проблемах, которые вас беспокоят. Убежден, по некоторым вопросам вы будете услышаны. Но, в общем, достаточно сложно в середине бюджетного года мгновенно изменить ситуацию. Поверьте, это непросто. Разработаны проекты, прошли экспертизы. Тем не менее, ряд вопросов я уже начал реализовывать, в том числе, по итогам своих рабочих поездок. Поэтому такое общение будет продолжаться. Я слышал вопросы, связанные с софинансированием. Я понимаю, что многие районы находятся в разных весовых категориях. Я над этим думаю, пытаюсь уже сейчас анализировать. Но есть же и обязанность определенная. Например, на уровне муниципального образования. И когда ко мне приходит глава и обращается с просьбой решить ту или иную финансовую проблему, я задаю вопрос – а как он решает ее на своем уровне. Оказывается, там есть вопросы. Сложно достаточно принимать решения, когда тот или иной глава, осуществляющий свои полномочия на муниципальном уровне, эти вопросы не решает. Нужно понимать, что муниципальное образование делает все возможное, чтобы свои полномочия исполнить. Если это так, то я буду помогать всегда. По крайней мере, по значительному количеству вопросов, которые мне задали специалисты, руководители наших учреждений, решение или принято, или документы находятся на стадии подготовки.

Несколько конкретных вопросов, на которые я бы хотел обратить ваше внимание, – готовность к новому учебному году. Осталось совсем немного. Прошу этот вопрос держать под контролем.

Готовность к жизни в условиях зимы. Многие из вас знают, что я это дело уже обозначил. По всей области установлен единый срок – 1 октября 2010 года. Это день, когда вся область должна быть готова к зиме. Я отдаю себе отчет, что есть плановые работы, которые проводятся в октябре, ноябре и даже в декабре. Но система должна быть готова, люди должны быть, понимающие свою задачу, организацию работу в условиях ЧС. Вот это должно быть сделано, и каждый глава района или города письменно уведомит меня, что это сделано. Это мы будем делать и впредь. Этот срок будет работать и в следующем году. Михаил Анатольевич, прошу Вас по итогам сегодняшнего разговора обобщить все предложения, замечания и предоставить мне для работы.

И в заключение. Я не знаю, кто как думает, но вхождение губернатора в свою должность закончилось. Может быть, к середине или концу сентября я 100 процентов муниципальных образований обязательно посещу. Но сейчас уже не нужно сомневаться, я прошу вас обратить на это внимание, я сюда пришел работать вместе с вами. Надеюсь, вы хотите работать вместе со мной. И когда я слышу, что у кого-то какие-то сомнения: как он приехал, какое у него настроение... У меня настроение всегда рабочее. И зависит от того, как выглядит муниципальное образование, как выглядит глава, насколько он активен, как проявляет инициативу. Это несколько критериев, по которым я оцениваю муниципалитет. Результат, инициатива и желание сотрудничать. Прошу вас, засучивайте рукава и активно трудитесь. У нас есть все, чтобы мы получили хороший результат, поэтому совместные усилия – это очень важно. Я бы хотел пожелать всем успешной работы. Убежден, что область с точки зрения ее потенциала является одной из самых интересных областей страны. При большом желании и таком кадровом потенциале, я убежден, все получится.

______________

Смотри также:

Размещен: 18 сентября 2010 12:40:47 | Изменен: 08 августа 2011 15:40:52