Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Выступление губернатора В.Ю. Голубева на встрече с представителями малого и среднего бизнеса, объединений предпринимателей 4 августа 2010 года


Добрый день,

уважаемые участники встречи!


Наша встреча проводится в том числе и по предложению бизнесменов. Я в рамках существующего графика, связанного с достаточно активными поездками по Ростовской области, посчитал возможным такую встречу провести. Я думаю, что сегодняшняя встреча будет полезна еще и потому, что нужно действительно познакомиться с теми проблемами, которые вас сегодня беспокоят. Мы прекрасно понимаем, что малый и средний бизнес является достаточно важной составляющей в жизни нашей области. И понимаем, что сегодня предпринимательство – это важнейший сегмент экономики области. Прежде, чем рассказать о порядке нашей работы, – буквально небольшое вступительное слово, в котором я бы хотел обратить внимание на некоторые аспекты, понимание того, что происходит у нас во взаимодействии с бизнесом.

Сегодня на долю всех тех, кто занимается бизнесом, приходится  свыше 15% валового регионального продукта.

Ежегодно предприятиями малого и среднего бизнеса производится продукции в нашей области на сумму свыше 27 млрд. рублей.

В процессе производства участвует почти полмиллиона человек – это 23% экономически активного населения области. Поэтому мы полностью отдаем себе отчет и понимаем, что предпринимательство является полноценным участником формирования бюджета по ряду налогов. И в первом полугодии малый бизнес заплатил в бюджет около пяти миллиардов рублей. Много это или мало? Можно по-разному к этому относиться. Я знаю, что могло быть и больше. И хотелось бы, чтобы эта цифра была больше.

Тем не менее, ни для кого не является секретом, что в деятельности малого бизнеса, его активности, его организации и развития сегодня есть проблемы. Мы это прекрасно понимаем. И поэтому, по информации специалистов нашего департамента развития малого и среднего предпринимательства, мы сегодня не стоим на месте. В области существуют меры поддержки предпринимательства. Вот некоторые из них.

На уровне региона и муниципальных образований сегодня существуют программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые рассчитаны на трехлетний период. Более конкретно - по областной программе в текущем году будет выделено на эти цели 721 млн. рублей. Из них почти 250 млн. рублей – это поддержка из областного бюджета. Сегодня мы максимально снижаем затраты бизнеса, используя для этого 11 видов субсидий. С начала года их уже получили около 900 предприятий малого и среднего бизнеса.

В нашей области ведется работа по упрощению доступа бизнеса к финансовым ресурсам. В 2009 году за счет средств кредитных кооперативов и фондов профинансировано 162 предпринимательских проекта. В этом году число получателей поддержки мы планируем заметно увеличить. Для увеличения портфеля займов микрофинансовых организаций планируется направить в этом году свыше 75 млн. рублей. Недостаток залоговых средств восполняет Гарантийный фонд области, который начал работу в 2009 году. На его формирование направлено около 450 млн. рублей. До конца нынешнего года мы планируем увеличить эту сумму почти до 700 млн. рублей.

С 2009 года действует 5-процентная льгота по налогу, взимаемому в связи с упрощенной системой налогообложения. В реальном выражении льгота позволила сэкономить бизнесу около 200 млн. рублей. Вместе с тем, вопрос нестабильности налогового законодательства для бизнеса традиционно является проблемным. Мы это подтверждаем. У многих вызывает тревогу ситуация, которая складывается с отменой единого социального налога. Сегодня хочется услышать ваше мнение о возможностях совершенствования налогообложения малого и среднего бизнеса.

Плановые проверки предпринимателей некоторое время назад и даже сегодня еще очень многих беспокоят. Вот некоторая статистика – они снижены в 2009 году почти в пять раз. Думаю, что нет ни у кого другого мнения, в том числе у тех, кто работает сегодня в руководстве области, что тенденция эта будет сохранена. Вместе с тем, уверен, что у каждого из присутствующих в этом зале есть, несомненно, богатый опыт тех барьеров, в том числе тех, которые возводятся контролирующими органами. Об этом свидетельствуют и обращения ко мне за достаточно небольшой промежуток времени, и письма, которые я за последнее время получил от предпринимателей. Поэтому предлагается сегодня обратить на это внимание. И если есть какие-то предложения, определить порядок совместных  действий, которые бы эту проблему решили.

Имущественный вопрос также не стоит на месте, находит свое решение. У нас сегодня утверждены перечни целевого имущества, передаваемого в аренду субъектам малого бизнеса. Кроме того, с начала года в области действует понижающий коэффициент (0,85) к рыночной стоимости арендной платы за пользование госимуществом области. На 2010 год введен мораторий на индексацию размера арендной платы. Установлено предельное значение площади арендуемых помещений – 1,5 тыс. кв. м. Срок рассрочки по оплате арендуемого помещения – до 5 лет. На данный момент принято 674 положительных решения об условиях приватизации с преимущественным правом выкупа. Заключены договора купли-продажи имущества с 663 субъектами малого и среднего предпринимательства.

К сожалению, практика показывает, что многие предприниматели даже не знают обо всех мерах поддержки, которые действуют в нашей области. И далеко не все ими используются. Они неоднократно публиковались, мы информировали всех, кто занимается бизнесом. Думаю, что в этом есть некоторая проблема, над которой нужно поработать, чтобы информированность была более широкая. Мы ставим задачу по повышению и правовой грамотности предпринимателей. Только в первом полугодии 2010 года предприниматели получили более 68 тысяч консультаций. Эта работа будет продолжаться настолько, насколько она необходима.

Все перечисленные меры показывают, какое значение придается развитию малого и среднего бизнеса. Особенно вы, наверное, обратили внимание на позицию федерального руководства в тот момент, который мы называем началом кризиса, когда бизнес должен быть поддержан. И мы прекрасно понимаем, что занятость населения во многом зависит от активности бизнеса в любой точке нашей области. Я, конечно, далек от мысли о достаточности этих мер и действий. Наверное, поэтому и не случайна наша встреча сегодня. Более того, по реализации каждого из названных направлений хотелось бы услышать ваши оценки, замечания и предложения, которые у вас есть. Возможно, они неэффективны и требуют какой-то корректировки.

О многих проблемах мы знаем, их выявил анализ инвестиционной активности малых и средних предприятий области в 2009 году и в первой половине 2010 года.

Очевидно, что нам необходимо задуматься и поработать над реструктуризацией общей налоговой нагрузки на те предприятия, которые работают в области. Это не означает, что мы собираемся поголовно снижать налоговую нагрузку. По всей вероятности, требуется вдумчивый подход к этому. Но есть территории, в которых развитие малого и среднего бизнеса, на мой взгляд, по итогам тех поездок, которые я уже совершил, действительно может создать условия для более активной работы бизнесменов, в том числе, создать новые рабочие места, развивать традиционные направления экономики в различных муниципальных образованиях. И вот здесь, возможно, стоит нам подумать всем вместе, каким образом это сделать.

Одной из основных задач является создание мер для стимулирования, для повышения прозрачности бизнеса. Это, в определенной степени повысит доступность кредитов для малого и среднего бизнеса, позволит увеличить сроки кредитования.

Мы ставим перед собой задачу более активного, чем сегодня, применения электронных технологий, прежде всего, в сфере государственных услуг на территории Ростовской области. Это может быть компонентом бизнеса, и мы видим возможность приглашать туда вас. Сегодня по этому поводу есть несколько документов, в том числе указ Президента, который предписывает на территории всех субъектов Российской федерации завершить работу по оказанию максимального количества электронных государственных услуг до 2014 года.

Отдельной темой, которая требует внимания всех, являются инновации в сфере малого и среднего бизнеса, по всем направлениям. В октябре в Ростовской области состоится 10-й бизнес-форум. Впервые в его рамках пройдет мероприятие федерального значения – Российская венчурная ярмарка. На ней мы планируем презентовать инновационные проекты нашей области, если у вас есть предложения, они будут восприняты. Цель одна – это привлечение инвестиций.

Сегодня без помощи государства малый и средний бизнес обойтись не может. Но при этом нужно понимать, что эта ситуация сложилась именно сейчас. И доминирующая роль государства в этих вопросах – роль вынужденная. Поэтому тот период, который мы называем сегодня кризисом или посткризисным временем, собственно, государство и подтолкнул. Для восстановления инвестиционной активности бизнеса, помимо существующих, нужны новые методы и формы господдержки. Давайте вместе подумаем об этом.

По результатам сегодняшнего разговора каждое предложение будет проработано, детально рассмотрено. Думаю, что наш диалог должен быть открытым сегодня и впредь, потому что это один из способов решения многих проблем. На основе ваших предложений, которые прозвучат сегодня, мы разработаем  дополнительные  меры поддержки для развития  бизнеса у нас в области.

Часть вопросов, которые я осветил, наверное, получат развитие и в ваших выступлениях. Надеюсь, что эти выступления будут посвящены не только тому бизнесу, которым лично вы занимаетесь. Так бывает. Я уже об этом говорил. Задаешь вопрос предпринимателю: что беспокоит? Он отвечает: знаете, я не получил то-то, не сделал то-то, не смог получить поддержку того-то. Это касается того бизнеса, которым человек занимается. Мне бы хотелось увидеть системные проблемы, ошибки, которые требуют нашего внимания, решения на уровне законодательства Ростовской области, на уровне конкретных решений, которые может принимать губернатор, или конкретных действий, которые предпринимают наши министерства, ведомства, занимающиеся этими проблемами.


*****

Из заключительного слова губернатора В.Ю.Голубева:

Думаю, что принципиальным является не сам факт разговора, а то, каким  образом мы после этого сделаем выводы, какие решения будут приняты, шаги на уровне муниципальных образований, на уровне органов  государственной власти. Поэтому я бы хотел разделить предложения (Анна Николаевна, и Вы тоже их готовьте): перечень первоочередных проблем, которые требуют внимания и, возможно, решения; перечень конкретных вопросов, которые были здесь заданы, в том числе по видам бизнеса; перечень вопросов, которые требуют системного, концептуального подхода в деятельности администрации Ростовской области по формированию необходимого законодательства для развития бизнеса.

Наверное, не стоит сейчас превращать наш разговор в спор о том, будет или не будет область иметь бум инвестиционный. Я думаю, что то расположение, которое мы сегодня имеем, то значение для страны, которое сегодня имеет Ростовская область, город Ростов-на-Дону как столица юга России и Южного федерального округа, – все это хорошие предпосылки, чтобы инвестиционный бум состоялся. Конечно, мы все очень разные. «Мы все» - это территории Ростовской области, и они требуют индивидуального подхода.

Вот вчера был я в Новошахтинске, и много вопросов сразу возникло. Некогда неплохое состояние шахтерской или горняцкой территории, когда шахты работали и было нормальное относительно сегодняшнего дня самочувствие людей. Первая тема. Второе – город находится на трассе, которая соединяет два государства. Появление и реализация некоторых инвестиционных проектов, которые сегодня уже состоялось, при определенном участии власти и бизнеса в этой проблеме на самом деле создают предпосылки для активного привлечения инвестиций. Таможенный терминал, который там появился, еще ряд предприятий, которые появляются или могут появиться в ближайшее время. Правда, мне задали интересный вопрос от местного сообщества: как же так, мы так много сделали, чтобы Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод был в Новошахтинске, и он в нем появился, но в результате территориального деления он оказался в Красносулинском районе. Тысяча из 1200 работающих там – из Новошахтинска, социальные вопросы они решают в Новошахтинске, а налоги идут в Красный Сулин. Это проблема, по большей степени, власти, властей муниципальных, тем не менее, возникает.

Я думаю, что каждая территория имеет определенную привлекательность, и ее надо реализовать. А для этого, по всей вероятности, и бизнес-сообщество, и органы власти должны иметь понятную друг для друга программу взаимодействия. Я сегодня не услышал ни от одного выступающего темы деятельности советов предпринимателей на территории муниципальных образований. Но ведь есть такие советы, только какие они на самом деле, что они решают? А ведь примеры хорошей, организованной и результативной деятельности есть. Для бизнес-сообщества взаимодействие с органами власти муниципальной территории часто решает очень конкретные задачи, если оно этого желает. Если же совет предпринимателей, простите, карманный, когда глава той или иной территории определяет туда несколько человек, которые к нему по какой-то причине ближе, он решает узкие вопросы. А если совет предпринимателей действительно занимается развитием бизнеса, а значит, и развитием конкретной территории, то убежден, что результативность будет больше. Поэтому эта тема требует повторного нашего возвращения к ней. И все-таки она во многих случаях может дать определенный результат. Кстати, советы предпринимателей, как показывает практика, работают активно там и тогда, когда бизнесу достаточно сложно, и он понимает, что на каких-то основах нужно объединяться, искать общие интересы, которые требуют внимания властей. Хуже, когда начинается процесс, что у нас все хорошо или лучше, чем вчера, мы начинаем решать все свои задачи и плывем своим курсом. Мне думается, есть основа, на которой нужно взаимодействовать.

Затрагивался вопрос о средствах на поддержку в 2011 году малого бизнеса из местных бюджетов. Я сейчас, конечно, эту тему посмотрю, сейчас идет формирование бюджета 2011 года. И обязательно готов обратить внимание всех глав муниципальных образований на то, что эта тема должна быть отдельно определена, и глава за это будет отвечать. По крайней мере, взаимодействовать с бизнесом с учетом того, что такие средства могут быть заложены. Конечно, они не могут быть очень большими, это надо понимать. Бюджет достаточно сложно себя чувствует, особенно сейчас, особенно из-за того, что есть решение по сокращению субвенций в региональные бюджеты. А наша область имеет достаточный объем субвенций из федерального бюджета. Если они будут сокращены, то соответственно в районы придет денег меньше. Но мы будем за это бороться, использовать возможности и отношения в федеральных структурах, до сих пор это удавалось. Надеюсь, что и в 2010-м мы сможем.

Следующий вопрос – содержание программ муниципальных образований. Но мы не можем писать за них программы, мы можем дать рамочные предложения и, может, сделать настоятельные рекомендации, но программы, я думаю, должны быть ориентированы на конкретную территорию. Они не должны быть скопированы с программы областной с заменой названия «Ростовская область» на конкретный район.

Тема инноваций актуальная, она, несомненно, будет поддержана. Мы над этим работаем, и уже есть наработки определенные, но, я думаю, что здесь есть составляющая всей инвестиционной работы и создание технопарков на различных территориях нашей области – это, конечно, зоны привлечения инвестиций. Над этим мы будем продолжать работать. Государственно-частное партнерство, некоторые называют частно-государственное, я считаю, что партнерство власти и бизнес в нормальном понимании этого слова.

Будет и бум инвестиционный, когда инновационная деятельность на территории Ростовской области получит определенную поддержку и на самом деле развитие. Всем стало давно понятно – без современных методов, без современных технологий невозможно движение вперед, поэтому вопрос, когда мы говорили о возможности создания подобия Сколково в нашей области, – все это, конечно, воспринимается. И если эти наработки действительно практичны и могут быть реализованы у нас на земле, давайте над этим работать.

Любое взаимодействие и партнерство властей и бизнеса возможно, но я всегда говорю об одном – все-таки должно быть партнерство с учетом социальных проблем, которые существуют на наших территориях. Это очень важная составляющая. Принципиальной задачей, на мой взгляд, в нашей стране является создание среднего класса, класса, который сегодня несет на себе всю ношу экономических и других проблем, а это значит, что нам нужно иметь как можно меньше людей обездоленных, обиженных, и бизнес за это должен отвечать. Иначе, создав большой разрыв между теми, кто сегодня не получает достаточно финансовых средств для жизни, и другой частью общества, мы можем создать другую проблему – социальной напряженности.

И вы в своем деле, и мы ничего не изменим, если инициатива не будет проявлена абсолютно во всем. Поэтому убедительно прошу: если инициатива есть – предлагайте ее, доносите ее таким образом, чтобы ее можно было услышать.

В заключение. Желаю высоких зарплат для ваших сотрудников и, конечно, удовлетворения от того дела, которым вы занимаетесь. Спасибо, всего доброго!

______________

Смотри также:

Размещен: 18 сентября 2010 12:40:55 | Изменен: 08 августа 2011 15:41:44