Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Тезисы выступления губернатора В.Ю. Голубева на встрече в администрации г. Ростова-на-Дону 1 сентября 2010 года


 

Уважаемые руководители!

Ростов-на-Дону является крупнейшим городом юга России, столицей федерального округа, визитной карточкой нашей области. Предприятия города формируют более 40% объемов отгруженной продукции области.  Здесь проживает четвертая часть всего населения  нашего региона.  Город располагает мощным научным, образовательным и культурным потенциалом.

В текущем году в городе отмечается  положительная динамика по основным показателям социально-экономического развития. Многое делается администрацией, бизнес-сообществом, жителями для того, чтобы Ростов развивался. В докладах выступающих об этом говорилось.

Но, оценивая ситуацию, всё же хочу остановиться на нерешенных проблемах и путях их решения.

Сравнительный анализ итогов социально-экономического развития Ростова с другими городами-миллионниками за январь-июнь 2010 года свидетельствует о том, что столица донского края выглядит середнячком:

  • по индексу промышленного производства Ростов среди 10 российских городов-миллионников занимает предпоследнее 9-е место; 
  • по темпам роста в строительстве – последнее 10-е место;
  • по уровню заработной платы ростовчане – пятые из 10.

Ключевым моментом для преодоления такого положения должно стать опережающее  развитие посредством привлечения  инвестиций в экономику и социальную сферу города. Но итоги социально-экономического развития за I полугодие текущего года свидетельствуют о том, что имевший место в 2009 году инвестиционный спад пока не преодолен.

В Ростове объем инвестиций в основной капитал снизился на 22% к соответствующему периоду прошлого года. Поэтому задачу по активизации инвестиционной деятельности  считаю для города в настоящее время наиболее важной.

Актуальным вопросом, который требует решения, является придание Ростову облика современного мегаполиса. Необходимо обеспечить реализацию разработанной Схемы территориального планирования Большого Ростова, что потребует, в том числе, взаимодействия администраций Ростова, Батайска, Аксайского и Мясниковского районов.

Созданный координационный совет главных архитекторов муниципальных образований Ростовской агломерации должен обеспечить выработку единых механизмов реализации градостроительной политики, в том числе решение вопросов правового регулирования землепользования, развития инженерно-транспортной инфраструктуры.

Город должен становиться все более комфортным для проживания ростовчан, поэтому чрезвычайно важно состояние дел в сфере жилищного строительства.

Ростов является лидером по строительству жилья в области. В то же время, доля строительства многоквартирного жилья предприятиями и организациями города сократилась с 29% в 2009 году до 12% – в текущем. За 7 месяцев годовая программа по вводу жилья выполнена на 50%.

В период кризиса  резко выросли объёмы средств, направляемых на государственную поддержку граждан на приобретение жилья. По этим программам должна предоставляться социальная норма – 18 квадратных метров на человека, но возникла проблема отсутствия на рынке квартир такой площади. В связи с этим необходимо найти решение по преодолению дефицита жилья эконом-класса адекватных площадей, и уже в будущем году такое жилье должно быть.

Одним из негативных последствий мирового финансового кризиса стала для Ростова проблема обманутых дольщиков.

Администрацией города совместно с органами исполнительной власти области реализуется комплекс мер по решению данного вопроса. В настоящее время практически по всем проблемным домам определены способы и мероприятия по завершению их строительства, сроки их реализации. Я прошу руководство города взять под личный контроль их  исполнение.

Под особым контролем администрации города должны находиться и вопросы  обеспечения жильем ветеранов. Дополнительно за счет средств федерального бюджета предстоит обеспечить жильём 456 ветеранов. Властям города необходимо закончить эту работу к июлю 2011 года.

Кроме того, в городе до настоящего времени не обеспечены жильем 86 детей-сирот, состоящих на учете (в том числе с 2007 года - 3, с 2008 года - 42, с 2009 года – 41). Средства, которые были выделены для этого из областного бюджета, муниципалитет направил на строительство жилья, которое до настоящего времени не завершено.

Ситуация может усугубиться. В 2010 году по плану необходимо обеспечить жильем 96 детей-сирот. Деньги выделены, однако, конкурсные торги до сих пор не проведены.

По-прежнему большое количество нареканий ростовчан связано с работой жилищно-коммунального комплекса.

Серьезной проблемой остается состояние объектов водопроводно-канализационного хозяйства, износ которых превышает 70%. В городе требуется заменить 25% сетей водоснабжения и более 49%  сетей канализации. Необходимо ускорить решение проблемы по обеспечению централизованным водоотведением территорий Железнодорожного, Октябрьского Первомайского, Пролетарского районов Ростова.

Негативно сказывается на развитии системы теплоснабжения города недостаток воды, так как существующие энергетические мощности не могут быть загружены полностью.

Снять указанные ограничения в течение ближайших лет призваны реализуемые в формате государственно-частного партнерства, два крупнейших инвестиционных проекта: «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» и  «Чистый Дон».

На их реализацию бюджетом Ростовской области и Инвестиционным фондом Российской Федерации до 2012 года будет направлено в общей сложности 13 млрд.рублей. Из местного бюджета ожидается финансирование в размере 1,8 млрд.рублей.

С начала реализации проектов уже профинансировано 5,4 млрд.рублей, в том числе Инвестиционным фондом – 2,8 млрд.рублей (36% от общего объема), областным бюджетов – 2,2 млрд.рублей (42%), бюджетом города – 397,8 млн.рублей (22%).

До настоящего времени не получено положительное заключение государственной экспертизы по проекту «Чистый Дон». Это ставит под угрозу дальнейшую реализацию проекта с потерей согласованного к софинансированию проекта 1 млрд. рублей из средств Инвестиционного фонда РФ.

Не так много времени осталось до начала отопительного сезона, поэтому особое значение приобретает слаженная работа предприятий теплоснабжения.

Но, по-прежнему остается нерешенной проблема оптимизации схемы теплоснабжения города.

Как пример: население микрорайона «Сельмаш», а это более 5 тысяч жителей, на протяжении 2-х месяцев оставалось без горячего водоснабжения по причине взаимных претензий по задолженности за отпущенную горячую воду между  МУП «Теплокоммунэнерго» и ООО «Ростсельмашэнерго». Горячая вода была подана населению только после вмешательства УФАС по Ростовской области. Но буквально через несколько дней «Ростсельмашэнерго» вновь отключило горячую воду для проведения регламентных работ сроком на 1 месяц.

Такая организация работы вызывает справедливое возмущение жителей города неэффективной деятельностью органов власти. Прошу срочно навести порядок и доложить мне лично.

Есть претензии и к работе МУП «Теплокоммунэнерго». На протяжении ряда лет это предприятие несвоевременно рассчитывается с поставщиками за оказанные услуги. Сумма задолженности составляет 218 млн.рублей. Предприятие, по сути, является банкротом.

Для исправления ситуации с основным кредитором – ООО «Лукойл-Ростовэнерго» – было заключено мировое соглашение, в соответствии с которым в августе «Теплокоммунэнерго» должно было заплатить 20 млн.рублей, но по состоянию на 27 августа оплачено только 780 тыс. рублей. Если администрация города самым серьезным образом не займется решением этой проблемы, ростовчан может ждать холодная зима в полном смысле этого слова. Требую принять необходимые меры, если нужно, то и кадровые. И прошу также меня проинформировать в срок до 15 сентября.

Кстати, в преддверии отопительного сезона необходимо обеспечить погашение задолженности предприятий города за потребленные энергоресурсы.

В Ростове около 9 тысяч многоквартирных домов. Из них более 5 тысяч требуют капитального ремонта. Администрация области, видя проблему города, помогает ему и направляет средства на капитальный ремонт домов за счет финансовой поддержки Фонда содействия реформированию ЖКХ в размере 30% от общего лимита субъекта.

За три года объем выделенных Ростову средств составил 2,2 млрд. рублей, что позволило отремонтировать 802 многоквартирных дома. Однако из предусмотренных на этот год 944 млн. рублей, на сегодня использовано только 34%. Такое освоение бюджетных средств недопустимо. Необходимо выполнить условия реформирования ЖКХ, чтобы не пришлось эти средства возвращать.

Не уменьшается число жалоб ростовчан на некачественный капитальный ремонт домов, а также на срыв срока производства работ. На 1 августа поступило 498 таких обращений, что свидетельствует о низком уровне работы по данному вопросу.

Требует серьёзных корректив организация транспортного обслуживания в городе.

Медленно обновляется подвижный состав. Его количество, по сравнению с началом года, уменьшилось на 4%. Количество подвижного состава возрастом более 5 лет по троллейбусам и трамваям составляет 80%, по автобусам большой вместимости - 60%. В результате автобусы малой вместимости становятся основным средством перевозки пассажиров в Ростове.

Необходимо внимательно разобраться и принять долгосрочную целевую программу «Развитие городского пассажирского транспорта и транспортной инфраструктуры в городе Ростове-на-Дону на 2011-2015 годы», в которой предусмотреть как бюджетные, так и инвестиционные средства на обновление подвижного состава, поэтапную замену автобусов.

Сегодня часто получается так, что работа транспорта в Ростове направлена на получение максимальной выгоды автотранспортными предприятиями.  Это понятно, но главное ведь – интересы пассажиров и качество транспортного обслуживания.

Для решения транспортных проблем администрацией Ростова разработана программа развития улично-дорожной сети города на период до 2015 года. В рамках данной программы необходимо особое внимание уделить качеству покрытия городских дорог, которое по-прежнему вызывает нарекания со стороны ростовчан.

Кроме того, обращаю внимание на то, что программа не исполняется из-за недостаточности средств. Следует откорректировать её, предусмотрев привлечение инвестиций, а также использование механизмов частно-государственного партнерства.

Принципы частно-государственного партнерства могут быть использованы и при  будущем строительстве метро. Администрации города необходимо обеспечить реализацию намеченного комплекса мер по данному вопросу.

Не должны остаться без внимания и вопросы организации мест для стоянок и парковок автотранспорта.

Завершается строительство моста в створе ул. Сиверса. После ввода его в эксплуатацию планировалось закрытие на капитальный ремонт моста на проспекте Ворошиловском. Однако до настоящего времени конкурс на разработку ПСД не проведен.

Не теряет остроты проблема ликвидации задолженности по заработной плате на предприятиях Ростова.

Ситуация на предприятиях ОАО «Энергомонтажный поезд №756», ЗАО «Рабочий», ОАО «Промтранстехмонтаж», Ростовском автобусном заводе по погашению задолженности перед работниками должна быть срочно урегулирована при активном содействии администрации города.

Город Ростов имеет развитую социальную сферу, представленную сетью медицинских, социальных, образовательных муниципальных учреждений, предоставляющих населению услуги. Кроме того, ростовчане широко пользуются услугами областных учреждений.

Однако в городе с населением более 1 миллиона человек лишь 41 библиотека при нормативе 105. Центральная городская библиотека
имени Горького не имеет помещения, отвечающего современным требованиям предоставления библиотечных услуг.  В Ростове нет ни одного муниципального музея. (Вспомнить Госсовет и закрытие своих электронных библиотек нашими вузами – нужно разобраться).

Остается актуальной для города проблема устройства детей в детский сад. На 1 сентября текущего года в очереди для устройства в детский сад состоят 5542 ребенка от 1 года и более, в том числе на 2010 год - 1350 детей, на 2011 – 2450, на 2012 – 1742 ребенка.

Для решения данной проблемы необходимо принять меры по вводу в эксплуатацию дошкольных учреждений после капитального ремонта и консервации, возврату в сеть ведомственных и перепрофилированных детских садов, а также по строительству новых детских садов. Активизировать работу по открытию дошкольных групп на базе свободных площадей общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования.

На обеспечение полномочий по организации отдыха и оздоровления детей Ростову выделена субвенция в размере 74,5 млн. рублей. Освоено чуть более половины – 54%, по области 74%. Сложившаяся ситуация является следствием недостаточной информационно-разъяснительной работы с населением, неэффективной организации работы по взаимодействию с работодателями, профсоюзными организациями.

И еще несколько важных тем.

Сегодня, как никогда, важно повысить уровень доверия жителей области к деятельности органов власти и управления. Ключевым элементом этой работы должно стать создание электронного правительства области.

Администрацией Ростова немало сделано по этому направлению, но еще больше предстоит сделать. Нужно ускорить принятие долгосрочной городской целевой программы «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в городе Ростове-на-Дону на 2011-2013 годы». Приоритетная задача - перевод в электронную форму всех наиболее востребованных муниципальных услуг.

Также важно продолжить работу по созданию в городе системы предоставления  муниципальных услуг на базе многофункциональных центров (МФЦ). Властям города в ближайшее время необходимо решить задачи по формированию единого перечня услуг, предоставляемых на базе МФЦ по четырём направлениям (здравоохранение, образование, соцзащита, земельные и имущественные отношения), а также по расширению сети многофункциональных центров. До конца 2011 года такие центры должны появиться в каждом районе города.

Конкретной и очень важной задачей текущего года является организация успешного проведения Всероссийской переписи населения  с 14 по 25 октября текущего года.

Нет необходимости объяснять важность данного события для всей области и, особенно, для Ростова-на-Дону. К сожалению, в городе до конца не решен вопрос с арендой помещений, задействованных для переписи, не укомплектован в полном объеме штат переписчиков, медленно ведется работа по заключению договоров на транспортные услуги. Прошу срочно обеспечить решение этих и других проблем.

В заключение хочу обратить внимание на некоторые перекосы в бюджетной политике города.

Бюджет Ростова является «донором» и составляет 5-ю часть консолидированного бюджета области. Доходы бюджета города составили в 2008 году – 18,2 млрд. рублей, в 2009 году – 19,7 млрд. рублей, план на 2010 год с учетом 6-ти изменений в областной бюджет –  23 млрд. рублей.

При этом удельный вес собственных налоговых и неналоговых доходов в общих доходах городского бюджета снизился с 62% в 2008 году до  54% в  2009 году, а по плану в 2010 – 46%. Это свидетельствует об отсутствии инициативы в вопросе полного использования ресурсов города для роста собственной налогооблагаемой базы.

В период с 2008 по 2010 год значительно возросла финансовая поддержка городу. В 2008 году она оказана в объеме 6,9 млрд. рублей, в 2009 году – 9 млрд. рублей, план на 2010 год – 11,9 млрд. рублей.

В составе этой поддержки аналогичными темпами прирастали субсидии из областного Фонда софинансирования.

Основные направления этих субсидий:  развитие инженерной транспортной и жилищной инфраструктуры.

Наряду с этим город предоставляет собственные льготы по уплате земельного налога и налога на имущество физических лиц (приняты не максимально возможные налоговые ставки). Общий объем недополученных в связи с этим доходов в бюджет города составит за 3 года 15,4 млрд. рублей, в том числе в 2010 году – 6,6 млрд. рублей.  

При формировании бюджета города  на 2011 год необходимо принять меры по устранению допущенных перекосов и наращиванию собственных налоговых и неналоговых доходов.

Ростов, являясь столицей нашей области,  располагает огромным потенциалом для дальнейшего развития. Он должен стать образцом для муниципальных образований области, как в экономике, так и в социальной сфере. Для этого необходимо объединить усилия всех ветвей власти, бизнес-сообщества и жителей города, научиться эффективно использовать ресурсы и оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию.

Затрону еще ряд тем:

  • подготовка и проведение выборов в октябре 2010 года;
  • благоустройство города (город имеет все, чтобы быть самым привлекательным областным центром);
  • инициатива (прежде всего в поисках механизмов результативной работы органов муниципальной власти).

Желаю всем нам успехов в этой непростой, но интересной работе!

______________

Смотри также:

Размещен: 18 сентября 2010 12:41:44 | Изменен: 08 августа 2011 15:34:50