Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Выступление губернатора В.Ю. Голубева на встрече с активом Аксайского района 24 сентября 2010 года

Уважаемые руководители!

Я ставил перед собой одну из основных задач – аналитическое сравнение: как выглядит район, команда, которая работает здесь. Всегда считал и считаю, что состав руководителей, специалистов, актива определяет существующую ситуацию, и главное – определяет перспективу. В этом смысле могу сказать, что район я знаю достаточно давно, многих руководителей знаю неплохо. Сложилось у меня впечатление, что в данном районе есть крепкая команда, способная решать сложные задачи в непростых условиях. Тем не менее, я считаю, что главное для руководителя – быть реалистом: не просто находить только положительное, пытаться себя баюкать тем, что у нас есть какие-то успехи. Мы ведь все прекрасно понимаем, что проблем у нас предостаточно, их значительно больше, чем успехов. Ничего в этом плохого нет. Мы признаём их наличие, и, значит, будем что-то делать для решения.

Конечно, если сравнить эту территорию с другими, то это очень разные районы. Я часто говорю о том, что Москва и Московская область – это как разные государства. Так и у нас есть территории, которые реально отличаются по состоянию экономики, социальной сферы, обустройству территории. Они имеют свою историю, свои традиции, у них есть свои плюсы. Но, тем не менее, экономика совершенно другая. Так и должно быть. Тяготение инвесторов к крупным городам, транспортным магистралям, железным дорогам, водным артериям всегда создавало определённые преимущества. Но и здесь, в Аксайском районе, который является одним из лидеров по области, руководству, активу, необходимо сосредоточиться на том, чтобы имеющиеся проблемы максимально быстро разрешались.

Для этого – несколько цифр, которые вас должны в этом убедить и, по всей вероятности, направить на то, чтобы более активную позицию занимать в решении проблем.

Сегодня индекс промышленного производства в районе по итогам работы в 1-м полугодии составляет 116,7%. Это несколько выше, чем областные показатели. По отгруженным промышленным товарам район занимает 6-е место среди районов области.

Введено за полугодие около 20 тыс. кв. метров жилья. Если взять показатель строительства на душу населения, то получится 0,23 кв. метра – третий результат среди районов области.

Между прочим, когда сегодня говорили о проблеме, связанной с отсутствием детских садов, я думаю, что для района актуальной является проблема активизации жилищного строительства. Оно повлечёт за собой и строительство детских дошкольных учреждений.

Я думаю, что сегодня для главы, для тех, кто занимается строительным комплексом, красной нитью должна проходить проблема строительства детских дошкольных учреждений. Через некоторый промежуток времени она станет ещё более важной для территории, потому что, как показывает статистика, демографические процессы, в том числе и рождаемость, с развитием экономики активизируются.

И в Ростове-на-Дону, и практически во всех территориях области у нас есть серьёзнейшая проблема с наличием достаточного количества детских дошкольных учреждений. Нам её нужно решать. Возможно, мы к ней вернёмся на одном из совещаний, где потребуется очень серьёзная корректировка.

Сегодня район занимает первое место среди муниципальных районов по уровню средней заработной платы. Она составляет 15,3 тыс. рублей, 14,1 тыс. рублей – средняя по области. Надо задать себе вопрос: хорошо это или плохо? И какая заработная плата является нашей целью? По всей вероятности, ответ мы узнаем тогда, когда сопоставим развитие нашей экономики и соответствие этому роста заработной платы. Ставя перед собой задачу повысить заработную плату, нужно обязательно учитывать, как растёт экономика, чтобы в очередной раз не наступить на те грабли, на которые мы уже наступали: когда растёт объём финансовых средств, не обеспеченный экономикой – и это приводит к дефолтам и тому подобному, что доводит население до непростого состояния. Но есть другая составляющая заработной платы, о которой я уже говорил, выступая перед активом тех территорий, где особенно заметно экономическое развитие. Это заработная плата фактическая, и та, которая на бумаге. К этому придётся возвращаться.

Мы ведь сегодня говорим, что есть работодатели и есть профсоюзы, защищающие интересы людей. И есть власть, которая занимается взаимодействием между профсоюзами, работодателями и профсоюзами. И все вместе они, по сути, выполняют одну и ту же задачу.

Проблема в том, что, не платя реальную зарплату официально, работодатели снижают уровень доходов, которые поступают в бюджет. Мы снижаем уровень социального обеспечения людей, в том числе и отчислений в пенсионный фонд. В общем, здесь есть проблема, которая требует взаимодействия с нашими работодателями.

Следующий вопрос. Уровень безработицы в районе – 1,1%. В области несколько выше. Насколько мне известно, здесь решений на рынке труда достаточно много. Дело в человеке, который под себя ищет работу.

По итогам полугодия у вас зарегистрировано 202 малых предприятия. По обороту в расчете на 1 предприятие у Аксайского района 11-е место среди районов области.

Знаю, что, если сравнить с другими территориями, то это явное отличие. В районе приоритетное направление развития получили различные отрасли промышленности, торговля, строительство, транспорт, имеется в сравнении с другими территориями развитая инфраструктура и логистическая составляющая.

Один из глав, который постоянно просит переориентировать инвесторов из столицы региона в сторону района, сидит сейчас рядом в президиуме. На самом деле это можно делать. Нужно совершенно чётко понимать: пригласив на территорию того или иного инвестора, сможем ли мы обеспечить его эффективную работу? Если это производство, куда будет уходить произведённая продукция? Я не только сторонник того, чтобы предложить землю инвестору – нужно спрогнозировать: а как потом будет этот инвестор работать?

Есть масса предложений. Например, предлагают: давайте построим предприятие по производству материалов для быстровозводимых индивидуальных домов. Считайте, где потом будут они востребованы. Ведь мы ставим задачу не только разместить. Мы должны оговорить условия сотрудничества. А состоят они в следующем: в наличии рабочих мест, предполагается ли трудоустроить на это производство людей с ограниченными возможностями (мы об этом тоже должны думать!), в трудоустройстве молодёжи, которая ищет сегодня интересную работу на современном производстве. В конце концов, как продукция, производимая на том или ином новом предприятии будет востребована на рынке этой территории? Когда предприятие выйдет на проектную мощность? Ведь от этого зависит налогообложение. На мой взгляд, всё это нужно обговаривать заранее. Так давно поступают в Европе. И к этому мы тоже приходим – по крайней мере, в развитых территориях.

Там, где у нас просто стоит проблема занятости, мы хотим разместить – и забыли. А нужно думать обо всём этом. Не задача раздать землю, не задача привлечь инвестора, а задача создать условия для комфортного, динамичного, комфортного развития территории. Аксайский район – из тех, которые к этому подошли в силу своего экономического, географического и исторического положения.

Не нужно останавливаться только на аграрном производстве. Иногда возникает вопрос: почему Аксайский район считается сельским, если аграрное производство составляет всего 4% от производимой в районе продукции? Ну, здесь есть определённые преференции, если внимательно посмотреть на закон. Я думаю, многие к этому стремились. Коль сельский, необходимо говорить о результатах работы в сельскохозяйственном производстве.

По валовому сбору у вас 59,9 тыс. тонн – даже чуть больше, чем глава сказал. А вот в животноводстве… Если оно есть, оно может быть специфическим для таких районов. Но тогда место, которое оно занимает, должно быть тоже достойным. А у вас оно 43-е из 43-х.

Нельзя, конечно, во всём быть первыми. Но к этому нужно постоянно возвращаться, коль вы называетесь сельским районом.

Если говорить об инвестициях, они значительны по объёму, но среди районов области это 11-е место. 326 млн. – это только первый квартал. Я думаю, что по году это будет значительно больше, и надеюсь, что это тоже будет динамично изменяться в сторону увеличения.

Думаю, не случайно торговые центры мировых брендов разместились здесь. Когда-то, в 2002-м году, я их всех сюда привозил. 9 крупных фирм. Те, которые первыми обосновались в ближнем Подмосковье. Им там стало тесно. Я предложил тогда властям Ростовской области рассмотреть возможность сотрудничества с ними. И некоторые из фирм здесь обосновались.

Сегодня в плане возможностей район имеет большие преимущества перед другими территориями, не считая крупных городов. На мой взгляд, здесь широчайшие возможности для развития туризма. Это и историческое наследие. Здесь столица Дона старая, водные ресурсы, природные объекты. Всё это необходимо более активно и эффективно использовать. И мы практически всегда говорим на эту тему с главой при встречах.

Я побывал уже на нескольких здешних предприятиях, и не только в этот приезд. Это и «Атлантис-Пак», и «Юнипак Ростов», и птицефабрика «Аксайская», и ряд других предприятий. Мне известно, что в районе работает более 4 тысяч субъектов малого предпринимательства, и почти 70 % из них работают прибыльно. Но надо думать о 30 процентах. Констатировать факт, что 70 % работают хорошо, - это одна позиция. Что такое 30 % и как они работают – это тоже наша позиция, требующая внимания.

Судя по условиям, в которых сегодня существует район, можно быть уверенным, что на развитие инфраструктуры будут направляться заметные финансовые средства. В основном это инфраструктура, связанная с развитием жилищного строительства, социального строительства. Поэтому она требует повышенного внимания власти. Между прочим, так должно быть и по всей области.

Красной нитью проходит проблема – вода. Этот водоснабжение, водоотведение, качество воды. Уже подсчитали цифры. Чтобы эти проблемы в области решить основательно, необходимо вложить от 45 до 50 млрд. рублей. Это если говорить о том, что нужно провести водоводы, разработать месторождения на севере, в центре области. Потом – разводящие сети и так далее. Будем заниматься.

На одной из последних встреч с президентом мы говорили об этом. Я сказал, что есть несколько системных проблем, с которыми область может быстро не справиться. Эта проблема требует понимания банковских структур, федеральных структур, министерств соответствующих. В этом плане нужно говорить о восточных наших территориях, северных, северо-восточных.

То есть инфраструктура как тема является приоритетной практически во всех территориях Ростовской области.

Не будем говорить о детских садах. Но почти 2 тысячи детей в районе ждут места в детские сады. Это наталкивает нас на то, чтобы проблемой серьёзно заниматься. Думая о будущем, администрации нужно менять курс и делать эту тему приоритетной.

Инженерные коммуникации в районе в сравнении с другими территориями, может быть, выглядят помощнее. Тем не менее, сбрасывать со счетов, что есть потребность в модернизации, конечно, нельзя.

На 2010 год  из  областного  фонда софинансирования выделено почти 200 млн. рублей, не считая тех средств, которые были уже выделены и могут быть дополнительно выделены с учётом наших последних встреч, в том числе и сегодняшней. Значительная часть из  этих средств предусмотрена на капитальный ремонт объектов водопроводно-канализационного хозяйства, жилищного фонда и дорог.

Я всегда обращаю внимание глав (и считаю это правильным!) на необходимость соблюдения законодательства и использования этих средств рационально, строго по назначению. Я говорил и буду говорить: государственная казна, имущество, земля – неприкосновенны! Они должны только пользу приносить жителям соответствующей территории. Если эта работа налажена, за ней осуществляется качественный контроль, то тогда бюджет нормально пополняется.

Есть немало примеров, когда я приезжал в районы, а мне обозначали круг проблем, на решение которых требовались суммы от одного до полутора миллиардов. Я задавал ответный вопрос. Я всё увидел, всё услышал, - докажите, что вы сделали всё, чтобы собрать все налоги, пополнить казну, принять дополнительные меры, которые позволяют делать это постоянно и эффективно. И во всех случаях я не получал на это ответа.

Эта привычка ходить с протянутой рукой ни к чему хорошему не приведёт. Нужно задать вопрос себе: всё ли мы сделали для того, чтобы эффективно использовать то, что имеем?

Поэтому я обращаю внимание администраций районов на выявление тех резервов, которые имеются, для того, чтобы деньги были собраны полностью.

Между прочим, создавая бизнесу льготы, мы делаем это на определённых условиях, выгодных для территории. Мы не просто даём льготы. Мы впоследствии возвращаемся к этим условиях, смотрим за тем, выполнены ли они. Это взаимные обязательства, и они должны быть выполнены. Бизнес не возражает против этого, подписывая документы. Мы не должны об этом забывать.

Ну, и моя позиция такая же. Если я буду ходить с протянутой рукой к федеральным структурам, как доказать, что мы эффективно работаем? Кстати, на сегодняшний день мы являемся регионом, который получает больше других из федерального центра, на порядок больше других – 47 процентов годового бюджета.

Сейчас ведётся работа по сокращению этой доли финансирования для субъектов. И тогда возникает вопрос: а где же мы возьмём необходимые средства? Ответ может быть только один – с этой земли и со всего того, что мы производим в Ростовской области. Давайте над этим основательно думать.

Сейчас очень интересное время. Если послушать последние выступления президента, председателя правительства, в том числе в Сочи, то в них говорится о преференциях для бизнеса, которые позволяют ему развиваться. Давайте их использовать, давайте через это увеличивать налогооблагаемую базу, делать бюджет территории.

Есть ещё несколько вопросов, на которые я хотел бы обратить ваше внимание.

По оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления, среди 43 муниципальных районов Аксайский район занимает 1-е место. Но это было по итогам 2009 года.

2010-й год идёт, год непростой. Я просил бы анализировать фактическое состояние дел по прошлому году. Например, в сфере муниципального управления и экономического развития у вас 6-е место; в образовании 3-е место. А вот если посмотреть на здравоохранение, то тут всё выглядит очень непросто. Это 38-е место.

В сфере жилищно-коммунального хозяйства – 1-е место.

Я хотел бы, чтобы вы обратили на всё этот пристальное внимание. Вы прекрасно понимаете, как нужно относиться к рейтингам. Они нас подстёгивают, дают возможность лишний раз задуматься, из чего они складываются, как считаются. Поэтому давайте смотреть, что нужно сделать, чтобы эта ситуация менялась.

И ряд вопросов в заключение.

Закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который предусматривает создание на территории муниципальных образований многофункциональных центров по оказанию госуслуг. В Аксайском районе эта работа только начинается. Я прошу к этому очень внимательно отнестись, потому что дело не в том, что мы теряем на технической составляющей, а дело в понимании того, что мы хотим сделать. Ведь предстоит соединить возможности федеральных, региональных и муниципальных структур – для того чтобы человек, зайдя в эту организацию, получил то, что ему необходимо. К сожалению, мы пока этого не понимаем до конца, на это требуется определённое время.

Когда человек соберёт пакет документов и принесёт в этот центр, впоследствии он не должен больше приносить сюда ни одной бумаги – ему обязаны всё выдать. Готовы вы к этому? Вряд ли.

Хочется погонять человека по одному, другому кругу. И вот приходишь, например, в БТИ, а там говорят, что они не виноваты, таковы правила. Я всё это прекрасно понимаю. Но к этой работе мы идём, есть закон. Нам важно сегодня самим понять и представить себя на месте того, кто придёт в этот центр. И вот тут возникает вопрос, как сегодня человек получает ту или иную услугу. Я прошу над этим задуматься. Задача поставлена, к ней мы будем идти, её выполним до конца следующего года. Я предполагаю, что встретятся трудности, но выполнять надо.

Для муниципальных образований сегодня является актуальным формирование реестра муниципальных услуг, их регламентация.

В области продолжается работа по созданию инфраструктуры электронного правительства и переводу госуслуг в электронный вид. Мы занимаемся сегодня подготовкой и наполнением федерального портала госуслуг. Уже все муниципальные образования или подключились, или должны закончить эту работу до конца текущего месяца.

 

Несколько важных вопросов текущего характера, которые, на мой взгляд, всегда должны быть на контроле.

Вопрос, связанный с пожарной безопасностью. Как показало ушедшее лето, горели мы капитально. Слава богу, что не оказались в числе наиболее пострадавших регионов. Было по 150 пожаров в день. И в 99% случаев пожары возникали по вине людей.

Возникает интересная ситуация. Горят соседи (Воронеж) – мы детей их забираем, деньги расходуем, волгоградцам собирали помощь, посылали продукты питания, вещи… Такое ощущение, что сами мы застрахованы от этого. Только вот так, как мы относились в этом году, недопустимо. Мы сами зажигаем свою стерню, сами зажигаем свои степи. Такое ощущение, что леса у нас везде, по всей территории области. А у нас 50 лет назад только лесополосы появились. И всё это горит ведь!

В Ростове пожар был в 20 метрах от нефтебазы. Камыш горел. Работали МЧС, пожарные, успели всё предотвратить.

Я обращаю внимание, уважаемые руководители, главы поселений, глава района: работы по подготовке к пожароопасному периоду должны начинаться с 1 января. Мы должны чётко представлять, какие системы задействованы, какова схема взаимодействия, кто включается и в каком случае. Это должно быть и в головах, и на бумаге, и должно реально жить и действовать.

То же самое относится к вопросу о подготовке к зиме. 1 октября – срок, когда глава района должен мне предоставить в письменной форме информацию о стопроцентной готовности. Это даёт мне основания прийти и предъявить главе образования претензии на протяжении всего осенне-зимнего периода, если системы, работающие зимой, не сработают.

Но некоторые начинают готовиться только сейчас. Если посмотреть на обращения губернатору, то вы увидите просьбы о выделении денег на закупку топлива. А ведь начинать нужно ещё в марте. Именно март даёт нам возможность проанализировать недостатки прошедшего сезона и устранить их в будущем. А мы полгода ждём, потом активно начинаем заниматься и, оказывается, не успеваем. Я просил бы всех иметь в виду: впредь у нас 1-е октября – это лакмусовая бумажка, которая позволяет нам определить, готовы мы или не готовы к работе в осенне-зимний период.

Есть плановые работы. Пусть и ноябрь будет тёплым, пусть идут эти работы. Но, к сожалению, холода в Россию всегда приходят неожиданно. Не хотелось бы сегодня, чтобы мы чего-то не предусмотрели. Нужно готовиться по полной программе.

И заключительное. Мне хотелось бы, чтобы Аксайский район поддержал меня и первым показал, как надо благоустраивать территорию и наводить порядок. Я думаю, что для этого у вас как раз сейчас всё есть.

И мы здесь через год покажем всей области, как надо наводить порядок. Глава покажет сельское поселение, покажет город, не центр, например, а окраину, не улицу, по которой каждый день ходит глава, а по которой каждый день все остальные ходят.

Считаю, что чистота и порядок – одни из условий успешного развития экономики. Это культура, это отношение.

Давайте работать в данном направлении вместе. Покажем, как должно быть чисто, и заразим этой болезнью область. И смотришь – наша Ростовская область станет одной из самых чистых в Российской Федерации. У нас для этого всё есть. Надеюсь, что это получится.

Спасибо!

Смотри также

Материалы о рабочей поездке губернатора в Аксайский район

Размещен: 29 сентября 2010 16:20:26 | Изменен: 08 августа 2011 15:38:43