Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Выдержки из выступления губернатора В.Ю.Голубева на встрече с активом Константиновского района

3 сентября 2010 года

…Константиновский район предрасположен к инвестициям. Но почему так много вопросов, которые требуют решения? Наверное, так никогда не изменится ситуация. Конечно, всегда будут, не исчезнут эти вопросы, и жизнь будет ставить новые вопросы, новые проблемы. А если мы строим, значит, хотим и дальше двигаться, значит – более интересные решения находить, в самых разных направлениях. Нужно откровенно говорить, что вопросов, требующих решения, в Константиновском районе очень много. И они явно выделяются, если сравнить их с другими территориями и соседями в том числе. И, конечно, та поездка, которая состоялась, – она короткая по времени, совсем немного мы посмотрели. Но набор информации, который я имею, вполне достаточен, чтобы оценить ситуацию. Мы с главой договорились о рабочих поездках не столько с ознакомительными целями, сколько в обычной нашей работе мы сможем увидеть то, что нам необходимо в дальнейшем. Да и так для глав я стараюсь создать ситуацию, при которой их информация о состоянии дел доходила бы до меня. И можно было бы более оперативным образом реагировать на то, что есть.  

Я сегодня увидел работу гидроузла и гидросооружений. Константиновский гидроузел – стратегически важный объект не только для Ростовской области, но и в целом для России. От его успешной работы зависит бесперебойная пропускная способность всей воднотранспортной магистрали: от Волги до Азовского  моря.

Я побывал на городских очистных сооружениях. Знаю, что в районе в жаркое время года возникают проблемы с водоснабжением. Они характерны для многих районов области. В этом  я убедился в ходе своих рабочих поездок. Не так давно я посчитал нужным проинформировать президента, что проблема водоснабжения и водоотведения является проблемой «номер один». В каждом районе жестко и остро эта проблема стоит. И даже там, где они построены, за десятки лет они пришли либо в негодность, либо изменилась ситуация, новые требования появились. И также здесь нужно участие власти и всех, кто может иметь отношение к решению этого вопроса.

Поэтому ряд вопросов, обозначенных главой, я посчитал нужным рассмотреть, и думаю, что после того как мне представят соответствующие документы, поручения пойдут сразу. Но мне кажется, что это непринципиальные вопросы, точнее – они не решают тех проблем, которые сегодня здесь существуют. Думаю, что проблема состоит в другом. И требует она не столько денег, сколько пересмотра отношения к решению ряда вопросов, вообще отношения к системе органов власти, взаимодействия местных органов власти с органами власти Ростовской области. И в общем – организации контроля, обеспечивающего эффективное расходование средств, которые сюда приходят. Если эту цепочку доводить до логического завершения, результаты поменяются.

Посмотрите, по итогам социально-экономического развития за первое полугодие Константиновский район находится не на лучших позициях.

Индекс промышленного производства в районе – 105,7%, что ниже среднеобластного показателя. По области – 112,7%.

По отгруженным промышленным товарам на душу населения территория занимает 27-е место в области.

В растениеводстве дела у вас несколько лучше. Средняя урожайность в районе - 21,5 ц/га. Это чуть выше, чем по северо-восточной сельскохозяйственной зоне, где средняя урожайность ранних зерновых – 21 ц/га.

В животноводстве показатели заметно ниже. По производству мяса на душу населения район занимает 36-е место. По производству молока - 28-е. По производству яиц – 24-е.

За первое полугодие в районе введено в строй 1,2 тыс. кв. метров жилья – это 0,03 кв. м на душу населения. Место в рейтинге муниципальных районов – 40-42-е.

В районе низкая средняя заработная плата – немногим более 9,5 тыс. рублей. Это 32-е место среди муниципальных районов. Средняя зарплата по области – 14,1 тыс. рублей.

Выше среднеобластного (1,4%) уровень безработицы - 2,2%.

Проблемы занятости, как правило, решаются с помощью поддержки малого предпринимательства. По итогам полугодия у вас зарегистрировано 26 малых предприятий. По обороту в расчете на одно предприятие это 22-е место среди районов области.

В первом квартале 2010 года индекс физического объема инвестиций в основной капитал в Константиновском районе не превысил 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По объему инвестиций на душу населения у вас 43-е, последнее место. О чем это говорит? Это говорит о том, что в следующем году у нас не будет производств на территории района. А значит, нет отдачи в бюджет. Значит, нет выхода по решению тех или иных социальных проблем.

Так вот, дело не в деньгах. В этом я абсолютно убежден, потому что, как показывает практика, активная позиция органов местной власти, активное взаимодействие с органами государственной власти, создание условий и взаимодействие с местным бизнес-сообществом – это одни из путей, которые позволяют решать эти вопросы

При этом инвестиционные возможности территории достаточно велики. Я могу констатировать, что используются они плохо. И местной власти стоит призадуматься над использованием этих преимуществ по сравнению с другими территориями. Мне известно, что некоторые движения есть.  Я не готов их результат сейчас оценивать в будущем, но, если власть заинтересована в том, чтобы агрохолдинг «Константиновский» построил здесь зерновой терминал и  племенной репродуктор, это нужно не констатировать раз в квартал, это нужно знать, понимать и участвовать в  этом настолько, насколько возможно. Как минимум – раз в месяц.

В районе имеется неплохая база для развития сельскохозяйственного производства, особенно животноводства. И думаю, что здесь это один из спасательных кругов, который может привлечь значительное количество населения.

Общая площадь сельхозугодий района – 188 тыс. га. Эта площадь может помочь в развитии животноводства, но требует определенной поддержки и участия не только муниципальной власти, но и государственной. Я хотел сказать, что у вас есть крупнейший в области маслосырзавод. Сейчас он не работает. Конечно, чтобы загрузить сырьем такой завод, нужно много  усилий. По-разному сейчас к этому относятся инвесторы, говорят, что снижается объем продукции. Уменьшается, - правда, но все зависит от условий. И бизнес действительно регулирует себя сам. В зависимости от спроса. А спрос формирует предложение. Тема требует постоянного внимания, потому что в какой-то момент можно будет констатировать, что завод невозможно реанимировать.

Еще один вопрос, который может быть предметом внимания местной власти. О развитии туризма в вашем районе поговорить хотелось бы особо.

Сегодня есть федеральная программа. Область участвует в федеральной программе. Район находится в выгодных условиях, чтобы это развивать. Это и междуречье Дона и Северского Донца, прекрасные природные  ландшафты, редчайшие памятники археологии, а также памятники истории и архитектуры. В общем, достаточно для того, чтобы развивать туризм.

Мне бы хотелось сегодня понимать, насколько администрация готова в этом участвовать, как она готова предлагать свое участие. Потому что совсем недавно я интересовался у некоторых министерств, каким образом мы участвуем сегодня в этой работе. Еще раз повторюсь – для этого есть федеральная программа по развитию туризма. При этом я думаю, что данное направление может способствовать эффективному развитию экономики.

Экономика – это не только промышленность. Экономика – это все ее составляющие. И только когда они развиваются гармонично, мы имеем и общество развитое, и соответствующий бюджет на определенном уровне, а на уровне местного самоуправления ничего другого нет, как развитие экономики во всех ее направлениях. Только это дает возможность и повышать уровень заработной платы, забывать о таких проблемах, как безработица. и создавать условия, чтобы казна наполнялась, а через нее деньги шли на социальные объекты. С учетом этих и ряда других направлений необходимо очень основательно поработать над инвестиционной программой здесь. Я не думаю, что создание отдела – это решение вопроса привлечения инвестиций. Во-первых, это должны быть очень грамотные люди, которые способны в эту работу включиться; во-вторых, для того чтобы инвестиции сделали шаги в направлении района, необходимо пригласить к сотрудничеству и диалогу бизнес-сообщество. Именно оно придет с предложениями. Отдел будет только фиксировать. Может, иногда что-то предлагать. А вот если именно бизнес-сообщество результаты мозговой атаки предложит главе. Подумайте, почему не посоветоваться с аграриями, с теми, кто работает в промышленности – а что сегодня интересно? В каком виде мы на местном уровне могли бы сегодня изменить ситуацию? Или начать ее менять. И это нужно делать незамедлительно. Иначе ничего нового мы не построим, а старое не сохраним. И тогда будут еще большие проблемы. Кстати, это же относится к ряду проблем социального направления, которые также требуют незамедлительного решения.

Хотелось напомнить, что практика ведения бизнеса показывает, что при одинаковых стартовых возможностях добивается успеха тот, кто активнее использует новые идеи, кто более инициативен в решении тех или иных вопросов. И такие примеры есть. И не только в Ростовской области. Здесь, в Константиновском районе, некоторые представители малого и среднего бизнеса достаточно эффективно работают.

В списке проблемных вопросов района – отсутствие ремонта внутриквартальных проездов и тротуаров.

За последние два года не проводился капитальный ремонт многоквартирных жилых домов.

Есть проблемы в сфере газификации. Об этом сегодня говорилось. Притом, что сегодня соседи некоторые приближаются к 100 процентам, в районе этот показатель вдвое ниже – 53%.

В этом году появился реальный шанс улучшить ситуацию. По программе газификации области начаты работы по строительству межпоселковых и распределительных газопроводов  в восточном и северо-восточном направлении района. Это станица Богоявленская, х.Упраздно-Кагальницкий. Сейчас ведется разработка проектно-сметной документации в хуторах Гапкин и Савельев. Думаю, что мы должны вернуться к этому вопросу с главой отдельно. Если рядом уровень газификации заметно выше, во-первых, мы должны разобраться в причинах. Я бы хотел это понять. И эту информацию я должен получить от вас. Ни от кого более. Может быть, от некоторых руководителей из областной администрации.

Но при этом очень заметна разница в софинансировании, которая здесь прозвучала. Это требует отдельного внимания. Лично изучу вопрос, почему фонд софинансирования по-разному перечислял деньги в соседние районы. Здесь есть какие-то причины. Либо кто-то чего-то недоговаривает. Причины здесь существуют. 21 и 300 млн. рублей – это очень большая разница.

Правда, хочу сказать о своем правиле, которым буду руководствоваться в работе. Помогать хочется тем, кто хочет работать, кто показывает это, кто умеет работать. А не просто тем, кто говорит: давайте всем одинаково – и у нас все будет хорошо. Не будет такого. Есть такие примеры: дали денег одинаково, но одни уже построили, а другие еще не начинали. И того хуже… Я с главой уже обсуждал проблемы, когда объявляются конкурсы… Это требует отдельного рассмотрения. Не знаю, насколько это зависит от нас, есть федеральное законодательство, но все больше и больше меня беспокоят две проблемы: конкурс объявлен на 20 млн., а выигрывают за 10 млн. Говорят, сделаем на 20, но кто в это поверит? Никто и никогда. И вторая. В определенный период времени – и, как мне кажется, я понял почему – в области было много сделано проектно-сметной документации и экспертиз на различные объекты, но объем финансов не позволил провести эти работы. Время-то прошло. И экспертиза устарела. Надо делать новую. Но деньги-то потрачены. И нужно сидеть и думать – что с этим делать? И денег не прибавилось пока. Они не появились. По всей вероятности, тут есть несколько факторов, кстати, и факторов, когда та или иная территория не выполняет свои обязательства. Куда бы сейчас ни приезжал, люди обращаются с проблемой, я задаю вопрос – а сумеете сделать до конца года? Отвечают – попробуем. А меня не интересует – попробуем, нужно успеть. Потому что деньги нужно использовать в этом году. Иначе возникают другие проблемы. Эти проблемы имеют много граней. Их, конечно, нужно внимательно изучать.

Один из вопросов, на которые я также обращаю внимание, это работа администрации по наполнению местной казны. Если по сусекам поскрести, обязательно найдем решение вопросов.

Мне сегодня позвонили из администрации президента и сказали: «Василий Юрьевич, посмотрите на показатели работы области по итогам 2007, 2008 и 2009 годах». Они опубликованы в Интернете. Министерство территориального развития будет делать это каждый год. Они сказали, что Ростовская область на протяжении 2007, 2008 и 2009 годов постоянно падала. Я уже дал поручение к этому вернуться. Органам местного самоуправления тоже нужно постоянно следить за показателями.

По оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления за 2009 год Константиновский район занимает в списке из 43-х районов 19-е место. В том числе:

- в сфере муниципального управления и экономического развития – 24-е;

- в сфере здравоохранения – 29-е;

- в сфере образования 13-е место;

-в сфере ЖКХ – 39-е.

Это оценка по так называемым рейтингам, по некоторым формулам. К ней можно относиться скептически, а можно очень внимательно подумать – а из чего же она складывается и почему получается 39-е место? Думаю, тогда появятся какие-то решения или идеи, позволяющие изменить ситуацию.

Если говорить об автобусах, мы знаем, что закупленные ранее находятся в очень сложном состоянии. Я уже дал поручение. И мы собираемся уже закупать новые автобусы. Конечно, мы не полностью закроем эту тему, приобретем порядка 150 новых автобусов. Если у вас такая катастрофическая ситуация, то давайте ее решим.

Прошу всех иметь в виду, что все-таки рейтинги – не самая главная оценка. Конечно, главную оценку власти ставят люди. Бояться диалогов с людьми не стоит. Работать с людьми – это главная задача власти. Когда бы и как бы ни было сложно.

В ближайшее время мы должны будем принять некоторые решения и вообще в своей деятельности кое-что изменить. Я говорю о качестве муниципальных и государственных услуг. До конца следующего года на территории области должны быть созданы многофункциональные центры по оказанию такого рода услуг. Не только муниципальными структурами, но и государственными. Эта задача невыполнению не подлежит, потому что это указ президента. И я точно знаю, как за это будут спрашивать. Последний Государственный Совет, на котором я присутствовал несколько дней назад: там говорили больше об образовании, но были и элементы того, о чем я сказал.

В области ведется активная работа по созданию инфраструктуры «электронного правительства», переводу государственных услуг в электронный вид, наполнению федерального портала госуслуг. К ней должны подключиться и вы. Вопрос должен быть взят под контроль руководителем. Это личная его ответственность за результаты этой работы.

Первоочередная задача для муниципалитетов – формирование реестров муниципальных услуг и их регламентация. К концу этого квартала, то есть через месяц, эта работа должна быть завершена на все территории области…

Смотри также:

Информация о поездке в Константиновский район

Размещен: 11 октября 2010 12:49:24 | Изменен: 08 августа 2011 16:02:47