Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Выдержки из выступления губернатора В.Ю.Голубева на встрече с активом Азовского района

28 сентября 2010 года

Уважаемые руководители!

Ваш район был одним из первых, куда я приехал. И, собственно говоря, первое знакомство с рядом предприятий, организаций, с людьми уже состоялось. В целом ситуация благоприятная. Конечно, я познакомился с ситуацией и через различного рода информацию. Сегодня приехал в очередной раз, учитывая, что обещал встретиться с активом. Ещё тогда я получил достаточное количество информации о состоянии дел, из которой следует, что на протяжении заметного количества лет район достаточно стабильно развивается. Достаточно стабильно относительно нынешних экономических условий. И являетсяна сегодня лидером по ряду показателей в нашей области. Тем не менее это не повод расслабляться. Проблем ещё предостаточно и они требуют командной, системной и результативной работы от всех нас.

Вот некоторые из показателей, на которые я хотел бы обратить внимание. 

По итогам развития в 1-м полугодии индекс промышленного производства составляет 106%. В среднем по области индекс промышленного производства равен 112,7%. 

По отгрузке товаров на душу населения район занимает сегодня 16-е место среди территорий области.

В сфере сельского хозяйства, конкретно растениеводства, район является одним из лидеров. И как раз это то, что я видел в первую уборку урожая здесь. Сегодня эта важная работа позади. Я говорю о жатве. В целом по области хлеборобы собрали порядка 7 млн. тонн. Проводятся буквально последние работы. И, конечно, в сравнении с благоприятными годами мы понимаем, что у нас есть потери. По сравнению с прошлым годом мы знаем, что у нас есть некоторый плюс.  

Средняя урожайность по области превысила 26 ц/га. По приазовской зоне цифра заметно выше – 34,9 ц/га. А в Азовском районе – 40,1 ц/га. Это хороший показатель. Самый высокий показатель в области на сегодня. И в районе самая большая цифра по валовому сбору в своей климатической зоне (350 тыс.тонн).

В животноводстве показатели другие.

По производству мяса на душу населения район занимает 22-е место. По производству молока – 31-е.

И, конечно, каждый рынок живёт в своих условиях. Резервы, как видите, есть. С ними нужно работать. Не случайно мы сегодня в ходе поездок, которые я совершал, говорили чаще всего о качественных показателях на душу населения, на предприятие, на кв.метр и т.д., и т.д. Это даёт возможность сравнить те или иные территории, учитывая ситуацию, в которой тот или иной район находится.

В районе введено в строй в этом году порядка 23 тыс. кв. метров жилья. Если взять показатель по строительству на душу населения, то район сегодня находится в первой тройке среди районов области.

Если говорить о занятости людей, уровень безработицы в составляет 1,1% (по области этот показатель 1,4%).

На территории района по итогам полугодия зарегистрировано 73 малых предприятия. По обороту в расчете на 1 предприятие у Азовского района 19-е место среди районов Ростовской области.

Несомненно, сегодня одним из важных показателей, самым главным показателем, влияющим на перспективу, является работа администрации района по созданию условий для притока инвестиций на территорию. И сегодня глава уже говорил, что здесь 20 инвестиционных проектов на общую сумму порядка 40 млрд. рублей. Надо сказать, что это неплохой задел на перспективу. С ним надо работать достаточно конкретно. Принципиально мы сегодня говорим о создании Новоалександровского индустриального парка. То есть то, что не только позволит привлечь инвестиции, но и создать дополнительные рабочие места. В общем, кроме всего прочего, ставлю задачу, чтобы эти места были и с хорошей заработной платой для тех, кто там трудится.

Надо сказать, что анализ уже не первого года показывает, что район, в отличие от других муниципальных образований области, находится в достаточно выгодном положении с разных точек зрения. И это выгодное отличие, конечно, нужно эффективно использовать. Побывав сегодня и на востоке, и на севере, и на северо-востоке – в общем, везде, в каждой точке области, я увидел, конечно, что условия в других территориях на порядок более сложные. Там требуется свой особый подход для того, чтобы поддерживать экономику муниципальных образований. В Азовском же районе это и пограничные территории с Ростовом, это и наличие достаточно развитой инфраструктуры, это прохождение крупных магистралей, которые являются центром притяжения инвестиций традиционно, уровень развития сельского хозяйства – достаточно плодородные почвы. Всё это даёт заметное преимущество по развитию, и принципиальные задачи муниципалитета теперь – эти преимущества разрабатывать. Если эти преимущества действительно будут учитываться, если будет создаваться ситуация, при которой инвестор, желающий прийти, будет их понимать, то убеждён абсолютно, что привлечение инвестиций будет процессом таким же постоянным для этой территории.        

В первом полугодии 2010 года в основной капитал было вложено примерно 475,5 млн. рублей. Если сравнить это с 2009 годом, то  порядок заметно ниже. Это 55, 5% по сравнению с прошлым годом.  

Возможно, и мы сегодня, анализируя ситуацию, прекрасно понимаем, что меняются разные годы, меняются разные условия, в которых мы работаем, и, возможно, здесь есть причины, но эти причины должны стать предметом глубочайшего анализа тех, кто этим занимается: главы, несомненно, и специалистов, работающих в администрации, руководителей.

Одна из системных проблем, которая сегодня существует на территории РО, это достаточно слабая инфраструктура самых разных направлений. Это выяснилось не в ходе поездок, это просто подтвердилось. Проблема, над которой мы должны не только задуматься, но главное предпринять дополнительные усилия, которые обеспечат изменение этой ситуации на территории РО.

Я часто выделяю такую проблему, как водоснабжение, которая присутствует в каждом муниципальном образовании. Сюда можно отнести и другие проблемы инфраструктуры.

Например, сегодня на территории Азовского района, если говорить о вопросах водоснабжения, необходимо обеспечить питьевой водой 60 населённых пунктов.

Газифицировано менее 70% жилых домов и квартир.

Надо понимать прекрасно, если говорить об инвестициях: есть комплексное развитие территорий, и эта проблема будет традиционно очень непросто решаться.

Как и во многих муниципальных районах, остро стоит вопрос нехватки дошкольных учреждений. Только что я был в Батайске. Там, по-моему, ещё сложнее ситуация в этом вопросе. Примерно 3 тысячи детей не могут пойти в детские сады. И, конечно, я задал один простой вопрос: это очень хороший показатель демографии – плюс 59% рост рождаемости в Батайске. Это значит, что через некоторый промежуток времени мы  увидим ещё большую проблему в детских садах. Совсем скоро.  Таким образом, нужно корректировать ту программу, которая ранее принималась. А она у них принималась в 2008 году. Ориентиры деятельности местной администрации во взаимодействии с министерством образования области должны несколько поменяться. Упустили мы момент, когда перепрофилировали детские сады. Да? Это же была повсеместная проблема, которую мы просто упустили, другие, видимо, проблемы беспокоили. Занимаемся  сегодня переориентацией, изменением наших школ… Само себе решение проблемы вызывает некоторые сомнения, да? В отличие от детского сада, полнокровного, с обеспеченной структурой, с организацией, приспособленное для этого помещение – это совершенно разные вещи.

Я отвлекусь на Батайск. Посмотреть, как строится детский сад.  И задал несколько вопросов: а какой это будет детский сад? В общем, обычный детский сад… Конечно, я задал вопрос: а бассейн в нём есть? Нет. А то-то есть? Нет. Мы сейчас выполняем программу, которая несколько лет назад была принята, но делаем не по тем нормативам, правилам и условиям. Значит, через некоторое время будем констатировать факт, что у нас детские сады будут не удовлетворять тем или иным требованиям. А сегодня каждый новый детский сад должен быть лучше того, который был в предыдущие годы построен. 

Затем я задал вопрос: когда была принята программа? Думаю, что и здесь такая проблема существует. Программа развития на 10 лет была принята в 2008 году. Программа развития области была принята в 2007 году. Давайте вспомним наше состояние в 2007 году и немножко в 2008, хотя бы до середины года. Мы совершенно по-другому себя чувствовали и могли строить планы, программы, у нас было явное наличие развивающейся экономики, мы хотели активно включиться, мы и начали готовить проектно-сметные документации, экспертизы делать. А вот изменилась ситуация.

Два года мы находились в ситуации кризиса, стагнации, ещё чего-то – можно по-разному называть этот процесс. Сейчас мы говорим снова о будущем. А в результате возникает вопрос: а наши программы, которые создавались три года назад, соответствуют нынешним реалиям?

Поэтому есть вопросы, связанные с перспективной программой. Возможно, не нужно менять стратегию. Она может быть нормальной. А вот определённые тактические шаги сейчас нужно сделать; программа должна быть живой и уже сейчас реагировать на сложившуюся ситуацию.

Я, бывая в каждом районе  задаю один вопрос – есть ли ощущение активизации малого, среднего и крупного бизнеса? В чём это выражается? Конечно, в области есть достаточно руководителей, которые мне доложат, как меняется ситуация: налоговые инспекторы, различные структуры.  Я обладаю этой информацией. Это пульс нашей жизни, который нужно чувствовать в каждом муниципальном образовании.

Тогда возникает вопрос. Если мы хотим менять статус обеспечения дошкольными учреждениями, мы должны и в программах тактические действия скорректировать. Если мы строим жильё десятками тысяч квадратных метров, то под это жильё должно быть комплексное развитие. И нужно тоже подумать о том, каким образом ситуацию менять. Между прочим я вовсе не отказываюсь от того, что область во всём этом  будет участвовать. Несомненно, будет участвовать, но очень важно понимать, что муниципальные образования, глава, мэр точно совершенно не ориентируются в ситуации, которая происходит. А как сделать так, чтобы ситуация начала меняться, что включить? Хотелось бы на ваше мнение опираться, на мнение актива, на мнение руководителей – вы это и решаете.

Кстати, если говорить об эффективности органов местного самоуправления здесь, то район занимал 12 позицию по итогам 2009 года. 

По муниципальному управлению и экономическому развитию - на 3-й строчке. Здравоохранение – 32-е. Образование - 24-е, ЖКХ – 2-е. Это данные соответствующих министерств. Также можно относиться к этому очень скептически. Но это повод, чтобы руководителям посмотреть: а из чего складываются эти цифры? Почему сегодня та или иная отрасль хозяйства в районе занимает более низкую позицию, чем среднеобластной показатель. И для этого поле деятельности очень большое. Что-то можно менять сразу, что-то мы ожидаем в перспективе. Вот это требует определённого анализа, и мы вплотную займёмся такой работой уже начиная с 2010 года.

По итогам 2010 года мы не просто проведём анализ состояния дел в районах, но и попытаемся увидеть, какова же роль той или иной структуры в том месте, который район занимает. Соответствующим министерствам такие поручения будут. Сейчас готовятся некоторые новые поручения, которые позволят не просто констатировать факт, а всё-таки искать причину, почему мы где-то развиваемся, а где-то стоим на месте.

Если посмотреть на поддержку района областью в 2010 году, то планируется выделить 126 млн. рублей. И говоря об этом, я повторяю: несомненно, при одном-единственном условии – рациональное использование этих денег, контроль за каждой копейкой, которая приходит. Во-первых, это бюджетные деньги, во-вторых, они очень жёстко контролируются, в-третьих, я не всегда понимаю состояние дел, когда выделяются на определённые объекты финансовые средства (например, на водоснабжение), проходит некоторый промежуток времени, меня информируют: вы выделили 10 млн. рублей в результате тендера, структура выиграла её за 5.  Но нельзя ту работу, которая равна 10 млн., выполнить за 5. Это же качество работы, это же надёжность. А если система жизнеобеспечения типа газификации, то это ещё безопасность, вопросы, связанные с жизнью людей. Поэтому здесь принципиальной является работа, поиск пути, позволяющего пригласить тех, кто это умеет делать. Зачастую у нас проблема в этом. Есть арбитражные суды, дела в судах, которые идут месяцами. Проблема не решается, никто ничего не строит, деньги не используются, зима подходит, новый бюджетный долг через три месяца растёт. Поэтому я прошу обратить внимание вот на эту часть. Мы тоже будем думать. Буквально послезавтра минфин будет докладывать об очередных цифрах расчёта по бюджету 2011 года. Я, конечно, услышу и увижу то, что сегодня было сказано. Потому что каждое обращение здесь учитывается сейчас моими помощниками.

Глава в ходе сегодняшней встречи представит мне перечень проблем, которые прозвучали в выступлениях руководителей управления образования. Мы будем ориентироваться, что позволяет сделать текущий бюджетный год, что необходимо захватить в следующий, 2011-й. Выделение в этом году сопряжено только с одной проблемой – успеваете ли освоить финансовые средства? Естественно, этот вопрос я буду задавать.

Ещё по итогам поездок. При всём том, что проблем сотня, а может, тысяча, было выделено не менее 1 млрд. рублей за период времени.

Но иногда беспокоит другое. Когда обращается руководитель с проблемой, начинаю интересоваться: а как же сделано то, что было выделено в начале года? Оказывается, не исполнено то, что выделено раньше. Да, такие примеры присутствуют. Конечно, возникает вопрос, зачем, для чего, в состоянии та или иная команда это сделать? Убедительно прошу и обращаюсь с требованием, самым жёстким и конкретным: вопрос организации использования финансовых средств и эффективности – это вопрос ответственности первого лица в районе.

Одно из направлений, которое мы начали реализовывать на территории области, это организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Та работа, которая  должна быть выполнена в соответствии с законом РФ. В районе работа, по информации, которой я обладаю, сегодня практически не начата. И мне не только очень важно увидеть, что эта работа пошла. Главное, чтобы сам район оценил свои возможности реализовать ту программу, которая утверждена законодательно. Я в области поставил задачу сделать эту работу и выйти на решение к концу следующего года. Но для того чтобы её сделать, нужно самому погрузиться в этот закон. Это примерно то же самое, как начинался реализовываться 131-й закон. Я никогда не забуду (я был в составе федеральной комиссии), когда каждый понедельник у председателя правительства рассматривался ход организации. Вот до момента, пока закон не подошёл вплотную, осталось меньше года, всё было прекрасно. Не называю фамилии руководителей субъектов федерации. Приезжали два-три губернатора и отчитывались: всё-всё хорошо. Вот когда завтра реализовывать, выполнять заказ, спрашивают: ну скажите – в эксперименте поработали несколько лет, вы готовы к реализации этого закона? Отвечают, что нужно ждать ещё, вот тогда мы будем готовы. Та же самая ситуация может быть и здесь.

Главное – это уменьшение времени хождения наших людей по кабинетам. Мы все с вами представляем, насколько это изматывает. Это принципиальная задача данного закона. Сам руководитель должен проникнуть и понять, что это такое на самом деле. Мы ведь прекрасно понимаем, что происходило со 131-м законом: ошибок было допущено громадное количество, а поправить их сегодня возможности нет.

Многие регионы, например, поделили свои территории на десятки-десятки муниципальных образований. Теперь, например,  корректировка этого закона возможна, когда будут проводить референдум. А референдум – это значит каждого человека спросить, это громадные деньги, которые требуются. Другого механизма нет. А если это реально нецелесообразно? Так и здесь. Если мы сегодня с вами не подготовимся к реализации этого закона, мы можем потратить деньги, не получив результата. Сегодня мы не так богаты, чтобы так легко тратить деньги. Я прошу задуматься над этим. Мы, конечно, будем сейчас анализировать, как работа идёт. Начиная фактически с 1 января будем оценивать, как работа эта ведётся в районах. Но у меня есть ощущение, что при определённой ситуации этот закон может позволить нам изменить систему отношений населении и власти.

Попробуйте самостоятельно, без звонка, зайти во многие наши структуры получить бумагу. Увидите, что это очень и очень непросто. Будем реалистами и реально оценивать ситуацию. И ко мне приходят люди и говорят: «Знаете, я вот бизнес делаю (по территориям вот я ездил, спрашивал, разговаривал со многими), зашёл к главе года два назад, так документы до сих пор не оформлены».

Глава сказал «да».  Тогда кто ещё должен сказать «да» для того, чтобы малый и средний бизнес активно внедрялся  в нашу жизнь? Кто ещё? Губернатор? Думаю, что нет. Это примерно то же самое, когда я привожу такой пример. Люди жалуются: вы знаете, а у нас бьют фонари! Я говорю: кому мне сказать – Владимиру Владимировичу Путина или Дмитрию Анатольевичу Медведеву? У нас – это не у вас, это в муниципальном образовании. И вопрос этот – ответственность муниципалитета. Поэтому здесь, ещё раз повторю, нужно только очень большое желание, чтобы понять суть этого документа. Он должен дать нашим людям возможность получения тех или иных государственных и муниципальных услуг. Поэтому я прошу всех, кто имеет к этому отношение, ещё раз обратить на пристальное внимание.

Несколько текущих вопросов. В Батайске я об этом не стал говорить. Спрашивают: Василий Юрьевич, вот уже пожароопасный период закончился наконец-таки, с пожарами вы поборолись. Не мы поборолись, а природа.   Потому что мы горели в течение лета многократно, тысячи возгораний, 100-150 каждый день, 1000 гектар сгоревшей стерни, либо степи, камыша и т.д., и т.д. Уважаемые руководители, обращаю ваше внимание, что нужно менять систему подготовки к  пожароопасному периоду. Начнём к этому готовиться  с 1 января, когда нужно оценить ситуацию, что произойдёт через 3-4 месяца.  Для этого просто не всегда требуется только покупка техники, а чаще всего нужна организация системы взаимодействия на территории муниципального образования, позволяющая оперативно отреагировать на любую меняющуюся ситуацию. То же самое относится к работе в зимних условиях. 1 октября – объявленный срок,  который   будет предварять готовность всех муниципалитетов к работе и жизни в осенне-зимних условиях. И вот в этот период времени, к этому моменту мы должны реально оценить, всё ли у нас предпринято в течение лета для того, чтобы зимой быть готовыми.

Как я вижу из поступающей почты, далеко не всё и далеко не всеми. По-прежнему просят деньги на топливо, на другие виды работ, которые надо провести. Хотя ясно, что работы должны были быть проведены в конце мая – начале июня, в июле, в конце концов. Но точно до 1 сентября. Я думаю, что у некоторых ещё хуже ситуация, не все проявились. Поэтому подготовка к зиме у нас будет начинаться в марте, когда зима заканчивается, когда мы может оценить ситуацию, которая сложилась в тот период, когда можно будет сразу, по живому увидеть, какие вопросы требуют нашего внимания, анализа. А не тогда, когда это стирается в памяти, потому что всё спокойно прошло. В общем, задача одна -  не допустить, чтобы зима приходила неожиданно, как это часто бывает. Вот пришла зима вдруг, неожиданно снег выпал – не ждали. В очередной раз не ждали. И так мы не ждём каждый год. А природа нас щадит и щадит. А потом один раз не пощадит, и мы потеряем большие деньги, которые можно было бы на другие цели направить.

Как я говорю практически на всех встречах с активом за этот период времени, любые преобразования в экономике, которые мы хотим видеть, к чему, собственно говоря, и стремимся, невозможны без наведения чистоты и порядка на территории области. К сожалению, работы много, но, к счастью, мне уже удалось увидеть, что некоторые муниципальные образования это неплохо делают. Думаю, что у нас должно многое получиться.

Конечно, в области не создана система утилизации твёрдых бытовых отходов. Её просто нет. А если и где-то и есть, то такие маленькие-маленькие очаги. В основном пока это неорганизованные свалки, даже не полигоны, которые из года в год захламляются, а часто всё это выглядит по-другому: мусор находится в лесополосах, годами не убирается, и, между прочим, то же самое часто бывает не только вдали от населённых пунктов, а часто вдоль центральных дорог. Вот центр убирают, центральная часть неплохо смотрится, а в стороне посмотришь – вопросов очень много. Очень хочется, чтобы этой работой занялись прежде всего все руководители, каждый у себя на предприятии. Это фасады, внешний вид зданий, сооружений. Муниципальные образования должны взяться за территорию. Школы навели бы порядок на своих территориях, больницы – на своих. Постепенно, но главное – каждый день. Если этим займёмся, увидите: область поменяет внешний облик свой.   А это и есть предпосылки того, что любые изменения, которые  мы хотим видеть, позитивные, они с этого начинаются. В конце концов это элементарная вещь.

Я убеждён, что подавляющее большинство сложных вопросов сегодня мы можем решить, если будем вместе трудиться. Такая уверенность у меня есть, потому что, ещё раз говорю, практически всех увидел и посетил несколько сотен предприятий за этот период. Вы знаете, практически каждый район полностью проехал.

Надеюсь на плодотворную работу, при этом могу обещать: с одной стороны, пусть это будет сотрудничество; с другой стороны – будут жёсткие требования за всё то, что мы должны сделать. Думаю, что у нас будет всё правильно.

Смотри также:

Информация о рабочей поездке губернатора в Азовский район

Размещен: 12 октября 2010 15:47:50 | Изменен: 08 августа 2011 15:54:37