Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Выдержки из выступления губернатора области В.Ю.Голубева на расширенной коллегии Управления Федеральной налоговой службы по Ростовской области

г. Ростов-на-Дону,
18 февраля 2011 года

Уважаемые участники коллегии!

Я уже говорил, и неоднократно, что взаимодействие с налоговыми органами должно носить регулярный, постоянный, а главное – результативный характер.

Безусловно, развитие нашего региона невозможно, если мы не обеспечим поступление денег в бюджеты всех уровней, не обеспечим создание условий для инвестиционной привлекательности, тем самым обеспечивая рост бюджета.

Мы в администрации определили, что начиная именно с 2011 года все задания и задачи, которые были определены на текущий год, будут не просто анализироваться по итогам года, но и течение всего периода. Поэтому основные программы, которые сегодня исполняются, должны быть подвержены контролю постоянно.

Вот если взять прошлый год, то было собрано доходов  на 17% больше, чем в 2009 году.

Но, по оценке, недополучено более  20  млрд. рублей, - почти  четверть бюджета.

Среди субъектов России по объемам собственных доходов консолидированного бюджета наш регион входит в первую двадцатку.

А вот по доходам на душу населения мы – на 66-м месте. Это говорит о том, что здесь есть обширное поле для деятельности. Не справились с планами доходов 162 территории области – так много впервые за годы реформы местного самоуправления.

На текущий год принят напряженный план действий - собственные доходы бюджета области должны превысить 93 млрд. рублей. Я достаточно часто говорил, что одна из важнейших задач губернатора, администрации области в том, чтобы уровень доходов ежегодно возрастал. Мы сократили по сравнению с прошлым годом объем субвенций из федерального бюджета и этот процесс продолжается. А значит, уровень собственных доходов должен расти. 

Требуется принять дополнительные меры по наращиванию собственной доходной базы. Изменить на местах формы работы координационных советов, систему взаимодействия структур по администрированию налогов, повысить наполняемость доходов, работать с неэффективными предприятиями.

Сегодня наметилась тенденция к сокращению убыточных организаций.

Тем не менее, за прошлый год объём убытков превысил докризисный результат в 1,5 раза. Это отдельное поручение, которое дано мной с первого дня текущего года и комиссию эту возглавляет вице-губернатор.

Поставлена задача – до конца этого года снизить долю убыточных организаций с 28%  до  22,7%. Необходимо легализировать их налоговую базу, работать с организациями индивидуально, разработать совместно комплекс мер по выводу на безубыточный уровень.

При этом банкротство должно рассматриваться нами как самая крайняя мера. Например, по результатам работы наших государственных предприятий в 1-м квартале мной даны поручения отстаивать эту позицию по каждому предприятию. Несколько сотен предприятий, из которых в полную силу работает треть. И тогда возникает вопрос: где результат работы руководителей? Более того, отчисления в бюджет  у нас 10%. Мной уже принято решение, идет подготовка соответствующих документов, мы увеличиваем отчисления в бюджет до 30%. Это, на наш взгляд, заставит руководителя работать в более напряженном режиме, ну а нам это должно дать возможность оценить того или иного руководителя. 

Есть еще одна тенденция, которая должна заставить нас задуматься – интеграция донских предприятий в крупные компании, которые расположены в других субъектах России.

Они передают головной организации имущество, которое фактически используют филиалы для получения дохода.

Это не нарушает Налоговый кодекс.

Но для бюджета области чревато снижением доходов.

Нам необходимо минимизировать зависимость областного бюджета от финансовой политики вертикально интегрированных компаний. Над этим предстоит серьезно поработать, это и вопросы, связанные с системой сложившихся с этими компаниями взаимоотношений

Задача налоговых органов – информировать нас обо всех фактах перерегистрации организаций и их имущества.

Ещё одна проблема – задолженность организаций и граждан.

Недоимка в бюджет области в декабре прошлого года сократилась на 700 млн. рублей.

Тем не менее в течение года приросла на 0,5 млрд.рублей и к началу января составляла  3,3 млрд. рублей.

До кризиса доходы бюджета области прирастали быстрее, чем задолженность.

С 2009 года – наоборот.

За прошлый год по уровню  прироста  недоимки в бюджетную систему России наш регион занял 1-е место в Южном федеральном округе.

Мной поставлена задача – не только сдержать рост задолженности, но и сократить её к концу года на 1 млрд. рублей. Готовится несколько новых документов, идет работа, связанная с формированием льготного режима для предприятий, которые готовы инвестировать финансы в экономику области.

Новым постановлением – более льготным – для предприятий области готовим рассрочку по налогам на 5 лет для предприятий, которые вложили на территории области не менее 300 млн рублей, рассрочку по пеням и штрафам – на следующие 3 года.

Есть еще ряд документов, которые находятся в стадии рассмотрения. Они связаны с определенными льготами для нашего населения. Например, желающего приобрести жилье. Нам, конечно, нужно все просчитать, увидеть, насколько все эти решения экономически обоснованы. Но, тем, не менее, анализируя состояние дел на строительном рынке, мы убедились, что сегодня необходимо строить не только объем жилья, а строить жилье в зависимости от потребностей.

Мной дано поручение рассмотреть возможность, например, снижения процентной ставки, под которую банки выдают сегодня кредиты. При этом определить категории – молодым семьям, малоимущим. Это даст людям возможность участвовать в развитии строительных программ на территории области. При этом, по молодым семьям один из вариантов – это когда мы в определенной степени участвуем в помощи людям в получении первичного взноса.

Почему требуется анализ? Мы должны понимать, к чему это приведет. На наш взгляд, через развитие строительной отрасли мы сможем задействовать предприятия строительной индустрии, выпускающие продукцию для строительства.

Конечно, решить социальную проблему сразу не удастся, но это поможет активизировать деятельность многих отраслей экономики РО.

С учетом всех льгот, которые мы собираемся вводить, должна быть ужесточена требовательность и контроль за деятельностью таких предприятий.

Для организаций, которые имеют долги перед бюджетом, оставить только  2 пути заплатить налоги, реструктуризировать долги. Банкротство – самый крайний вариант.

По налогу на имущество организаций.

Сегодня под налогообложение попадает только четвертая часть средств, которые предприятия инвестировали в основной капитал.

Хозяйствующие субъекты не торопятся вводить в эксплуатацию новое имущество.

Поэтому задача налоговых работников – при проверках обращать пристальное внимание на учёт основных средств. Особенно – крупными организациями с большим объёмом инвестиций.

По имущественным налогам  граждан.

Из-за недвижимого имущества, которое не имеет оценки, местные бюджеты ежегодно теряют порядка 30 млн. рублей.

В масштабах области – мизерные потери.

Но для бюджета поселений – ощутимые.

До четверти имущества граждан сегодня просто не учтено.

Для бюджетов поселений одна из основных задач – учет и полное формирование налоговой базы. Сегодня это – наша беда. Этому мы еще не научили глав наших поселений. Некоторые из них постоянно ходят с «протянутой рукой». А база не учтена полностью, при этом потери – просто колоссальные.

Нужно учить правовой культуре не только глав муниципалитетов, но и простых граждан. И, несмотря на значительный объем информации, мы показываем людям, что это их обязанность по закону. Многие не торопятся ставить на учет свои строения. Значит, и требовательность должна быть, и механизмы воздействия на людей.

Выход видим во взаимодействии со всеми заинтересованными структурами по завершению оценки и получению налога в бюджет.

Это именно та возможность, которая позволит увеличивать собственные доходы. И ничего другого у нас с вами нет, кроме как работать над этим.

По земельному налогу.

На сегодня 159 тысяч га не оформлены в собственность. Требуется провести полную инвентаризацию земель и переоформить невостребованные доли.

Необходимо эффективное взаимодействие по актуализации налоговой базы.

Это позволит впоследствии безболезненно перейти к единому налогу на недвижимость, включая земли и строения.

Напомню, Президент РФ поручил ускорить введение нового налога.

Актуальны вопросы легализации доходов населения.

В прошлом году, по предварительной оценке, расходы людей превысили доходы на 5%. Надо понимать, что это – приблизительная цифра, и мы полной информацией сегодня не обладаем

Поэтому ключевая задача – пресекать использование «серых» схем оплаты труда работников. У нас есть трехстороннее соглашение, которое заключено между властью, работодателями и профсоюзами, где определено, что одна из важных задач и обязательств работодателей – повышение уровня заработной платы.

Решается задача, на первый взгляд просто. Это – повышение уровня минимальной оплаты труда, т.о. средняя – возрастает. Когда «серая» схема присутствует в работе предприятия, тем самым уменьшаются доходы соответствующих бюджетов, и откровенно ухудшается самочувствие наших людей. Казалось бы, взял деньги в конверте, не заплатил налог. А если дальше посмотреть, то в будущем это повлияет на пенсионное обеспечение граждан, которые сегодня об этом не задумываются.

В завершение я на такую проблему хотел бы обратить внимание, как повышение качества обслуживания граждан. От банальных очередей, которых не должно быть, до создания многофункциональных центров, которые должны оказывать максимальный комплекс услуг.

Над этим нужно работать и в налоговых органах. Эта проблема вас беспокоит, насколько мне известно. Именно налоговые органы могут сегодня показать, как может поменяться качество услуг. Вы – достаточно организованная структура. Если четкость и качество будут присутствовать в полной мере, я думаю, люди на это мгновенно обратят внимание.

Те МФЦ, которые сегодня существуют – это начало большой работы. Мы сегодня находимся в первой десятке среди субъектов РФ по организации этого процесса, но удовлетворения полного сегодня от этой работы нет. Задача поставлена жесткая – в 2011-12 гг. практически завершить эту работу. Предстоят серьезные финансовые вложения, но двигаться в этом направлении предстоит.

Мне бы очень хотелось, чтобы результат нашей с вами работы был, прежде всего, в реальном улучшении самочувствия жителей Дона. Это значит – наполняемость бюджета, хороший уровень заработной платы. Ну и, несомненно, то, что в подавляющем большинстве жители нашей области видят власть помощником и проводником их интересов.

Я думаю, что исходя из этой ситуации, нам и нужно строить свою работу.

Еще раз повторю, для меня сотрудничество и партнерство с налоговыми органами – одна из принципиальных задач, которые я стараюсь решать всегда.

Поэтому что за этим стоят люди.

Смотри также:

Информация о заседании коллегии УФНС

 

Размещен: 18 февраля 2011 18:55:07 | Изменен: 08 августа 2011 14:34:58