Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Информация о развитии потребительского рынка Ростовской области по итогам 2010 года

Итоги 2010 года свидетельствуют о развитии положительных тенденций на потребительском рынке области. Позитивная динамика практически всех секторов донской экономики обусловила рост реальных денежных доходов населения, что в свою очередь отразилось на восстановлении покупательского спроса и улучшении потребительских настроений.

Оборот розничной торговли в 2010 году сложился в объеме 464,1 млрд. рублей и превысил уровень 2009 года в сопоставимых ценах на 9,6%.

Товарооборот в расчете на душу населения составил 110 тыс. рублей.

Сохранилась тенденция формирования оборота розничной торговли в основном за счет продажи товаров торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка), их оборот по сравнению с январем-декабрем 2009 года возрос на 11,5%, тогда как продажи на рынках сократились на 2,5%. В результате доля рынков в структуре формирования розничного товарооборота снизилась с 13,5% (в 2009 году) до 12%.

В целом за прошедший год оборот крупных и средних организаций вырос по сравнению с 2009 годом на 17,2%, субъектов малого предпринимательства – на 5,9%.

Кроме того, следует отметить в течение 2010 года наращивание объемов продаж организациями с видом деятельности «Торговля автотранспортными средствами», что обусловлено активизацией автокредитования, а также успешной реализацией государственной программы утилизации вышедших из эксплуатации автотранспортных средств, в рамках которой по состоянию на 01.01.2011 года на территории области было продано 5670 легковых автомобилей.

Увеличение доли оборота крупных и средних организаций с 36,1% в 2009 году до 37% по итогам 2010 года в определенной степени обусловлено наращиванием оборотов международными, федеральными и региональными  торговыми сетями.

По итогам 2010 года розничные торговые сети формировали в среднем по области 39% оборота розничной торговли крупных, средних организаций и малых предприятий и 17,6% общего объема оборота розничной торговли, что выше показателей 2009 года, соответственно, на 2,4 и 1,2 процентного пункта.

Наиболее высокие темпы роста оборота в прошедшем году отмечались в филиале Южный ЗАО «ТД «Перекресток», гипермаркетах «Леруа Мерлен», «Медиа Маркт», супермаркетах «Солнечный круг», филиалах ЗАО «Тандер», ООО «Санги Стиль», ООО «Центробувь», салонах сотовой связи ОАО «Связной ЮГ», ООО «Евросеть».

За 2010 год на потребительском рынке введено в действие 66 тыс. кв. м новых торговых площадей, что составило 55,7% к вводу торговых площадей за предыдущий год. Наиболее крупными торговыми объектами, открытыми в 2010 году являются гипермаркет «Лента» и ТЦ «Мир Ремонта»
в Аксайском районе, а также гипермаркет «Магнит» в г. Шахты. Продолжилось развитие сетевой торговли не только в городах, но и в сельской местности, где активно функционирует сети «Магнит» и «Пятерочка».

Прочное место в торговле занимает малый бизнес, формирующий значительную долю оборота. Так, объем продаж субъектов малого предпринимательства стабильно составляет более половины розничного товарооборота (в 2010 году - 51%, в 2009 году - 50,5%).

Объем продаж на розничных рынках и ярмарках в 2010 году составил
55,6 млрд. руб.

По состоянию на 1 января 2011 года в области осуществляли деятельность 112 розничных рынков, в том числе: 90 – универсального типа и
22 – специализированных, из которых 9 – сельскохозяйственных. Также в прошедшем году проведено 406 ярмарок.

По итогам 2010 года емкость официально декларируемого рынка алкогольной продукции области составила 7272,9 тыс. декалитров, в т.ч. областного производства – 1008,3 тыс. декалитров (104,5% и 98,9% к уровню 2009 года соответственно).

На долю алкогольной продукции областного производства приходится 18,9% от общего объема поставок для розничной торговли и общественного питания за данный период (без учета слабоалкогольной продукции, которая в Ростовской области не производится), что на 0,8 процентного пункта меньше, чем в 2009 году.

Оборот общественного питания в области по итогам 2010 года сформировался в сумме 20,6 млрд. рублей. Индекс его физического объема вырос и составил 106,4% к уровню аналогичного периода прошлого года (в 2009 году – 95,8%). Оборот общественного питания в расчете на душу населения составил 4,9 тыс. руб.

Объем бытовых услуг населению в 2010 году составил 15,8 млрд. рублей, что на 3,2% ниже уровня 2009 года.

Вместе с тем, при некотором снижении общего объема бытовых услуг по сравнению с 2009 годом, отмечалось увеличение объемов по отдельным видам, таким как: услуги парикмахерских (на 7,5%), химчистка и крашение (на 5,5%), ремонт и техобслуживание автотранспортных средств (на 3,2%), услуги фотоателье (на 0,7%), а также услуги бань и душевых (на 0,2%).

Ценовая ситуация на потребительском рынке области в 2010 году характеризовалась несколько меньшим, чем в предшествующем году, уровнем инфляции – 9,4% против 9,7% в 2009 году.

К основным факторам роста потребительских цен в 2010 году, как и в предыдущие годы, остаются удорожание продовольственных товаров (на 13,2% к уровню декабря 2009 года) и рост тарифов на платные услуги населению (на 9,3%). На фоне этого удорожание непродовольственных товаров сложилось наименьшим и составило 5,3%.

Максимальный рост цен за прошедший год на региональном рынке продовольственных групп товаров сложился на крупяные изделия (на 60% к уровню декабря 2009 г.). Из наблюдаемого ассортимента крупяных изделий основное удорожание было зафиксировано на гречневую крупу (в 3,2 раза к уровню декабря 2009 г.) и пшено (в 2,1 раза).

Непростая ситуация сложилась по итогам 2010 года на областном потребительском рынке плодоовощной продукции, удорожание которой добавило к уровню общей инфляции на рынке продовольственных товаров 4,8 процентного пункта (из 13,2%). При этом, значительный рост зафиксирован практически на все наблюдаемые виды овощей: капусту (в 2,1 раза), картофель (на 95%), морковь (на 84%), свеклу (на 59%), лук репчатый (на 57%), чеснок (на 48%). Все это стало следствием соответствующих изменений отпускных цен областными сельхозпроизводителями. Кроме того, необходимо отметить, что наполнение регионального потребительского рынка происходит и за счет ввоза продукции из других субъектов РФ (в частности, картофеля – из Белгородской, Воронежской, Курской и Липецкой областей, где вследствие неурожая, уровень цен также значительно вырос).

В декабре 2010 года стоимость минимального набора продуктов питания по Ростовской области, рассчитанного по среднероссийским нормам потребления, составила 2464 руб., что ниже на 6,2% уровня в целом по Российской Федерации (2626 руб.), а также является наиболее низким значением по ЮФО.

Заработная плата в сфере торговли в 2010 году составила
13,1 тыс. рублей, что на 5,9% выше, чем в 2009 году. Размер среднемесячной заработной платы в оптовой торговле составил 15 тыс. рублей (рост на 6%), в розничной – 11 тыс. рублей (рост на 11%).

 

Размещено 02.03.2011

Смотри также:

Итоги 2009 года

Раздел "Потребительский рынок"

Размещен: 02 марта 2011 09:43:18 | Изменен: 02 марта 2011 11:23:57