Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Контроль и надзор в сфере образования Ростовской области в 2010 году

Контроль качества образования

Контроль качества образования осуществлялся в 2010 году посредством проведения проверок образовательных учреждений в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 10.07.1992  № 3266-1 «Об образовании», от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

С целью обеспечения объективности, придания независимого характера мероприятиям по контролю к проводимым проверкам привлекались эксперты из числа специалистов муниципальных органов управления образованием, педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку на базе Ростовского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

В  2010 году проведено 175 проверок образовательных учреждений, в том числе 122 выездные и 53 документарные. В ходе проверок выявлено более одной тысячи нарушений обязательных требований.

По итогам проведенных проверок принимались меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации  по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, в частности:

–          выдано учреждениям 159 предписаний;

–          направлено учредителям образовательных учреждений 66 писем;

–          направлено в органы исполнительной власти и правоохранительные органы 37 писем;

–          составлено 18 протоколов о совершении административных правонарушений.

Общая сумма штрафов составила 84 тыс. руб. (40 тыс. рублей на образовательные учреждения и 44 тыс. рублей на должностные лица).

В течение года проведена экспертиза качества освоения обучающимися образовательных программ в форме тестирования в 4(5), 8(9), 10(11) классах  по 10 учебным предметам.

Всего обследовано 8 070 обучающихся, ими выполнено 16 221 тестов. В целом справились с предложенными заданиями на уровне обязательных требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) от 83% до 99% протестированных (рис. 1).

 

Рис. 1 Результаты участия обучающихся области в экспертизе освоения  федеральных государственных образовательных стандартов  (% освоения).

Наиболее успешно справились с предложенными заданиями обучающиеся 10 классов.  Вместе с тем,  итоги обследований выявили, что около 15% протестированных не подтверждают свои годовые отметки (рис. 2). По отдельным учреждениям, где выявлены показатели освоения программ  обучающимися ниже 50%, проводился повторный контроль.

Рис. 2 Сравнительная диаграмма результатов  участия обучающихся в экспертизе освоения федеральных государственных образовательных стандартов и годовой аттестации в учреждении (% освоения).

Результаты мероприятий по контролю своевременно доводятся до сведения проверенных учреждений, учредителей, что позволяет им ликвидировать выявленные нарушения, тем самым обеспечить ведение образовательного процесса в соответствии с федеральными нормативными требованиями и создать условия для более полного освоения обучающимися области государственных образовательных программ.

Типичные нарушения, выявленные в ходе проверок контроля качества образования в 2010 году:

  1. Реализация не в полном объеме основных образовательных программ в соответствии с учебным планом образовательного учреждения.
  2. Несоответствие уровня подготовки обучающихся, особенно выпускников вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений,  федеральным государственным образовательным стандартам.
  3. Ведение образовательной деятельности в нарушение расписания учебных занятий, согласованного с Роспотребнадзором в начале учебного года.
  4. Несоответствие содержания реализуемых основных образовательных программ статусу аккредитованного учреждения.
  5. Несоответствие локальных актов образовательного учреждения, регламентирующих реализацию основных образовательных программ, нормативным требованиям.
  6. Отсутствие в учреждении системы:
    –     разработки и утверждения образовательных программ и учебных планов;
    –     осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом.

7. Превышение полномочий по вопросам организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11(12) классов.

Лицензирование и государственная аккредитация

Лицензирование и государственная аккредитация образовательных учреждений в 2010 году осуществлялась в рамках установленных полномочий путем проведения лицензионных и аккредитационных экспертиз, оформления соответствующих заключений и выдачи лицензий и свидетельств о государственной аккредитации.

В 2010 году специалистами отдела оформлено и выдано 586 лицензий на право ведения образовательной деятельности, 683 свидетельства о государственной аккредитации. Переоформлено 339 лицензий, 27 свидетельств о государственной аккредитации.

Рис. 3. Структура образовательных учреждений, прошедших процедуру лицензирования в Ростобрнадзоре (январь 2010-декабрь 2010 гг.).

Анализ результатов прохождения образовательными учреждениями процедуры лицензирования образовательной деятельности в 2010 году позволяет говорить об имеющихся положительных тенденциях в сравнении с прошлым годом:

–     повысилось качество подготовки комплекта документов для проведения процедуры лицензирования  - более 11% соискателей оформляют документы без замечаний;

–     возросло внимание со стороны учредителей к материально-техническому оснащению образовательного процесса в учреждениях;

–     уделялось больше внимания вопросам противопожарной безопасности, соблюдению санитарно-гигиенических требований, вопросам оценки технического состояния зданий, используемых в образовательном процессе.

В то же время можно выделить проблемы, выявленные в ходе лицензирования образовательной деятельности:

–     нарушение сроков подачи пакета документов на процедуру лицензирования;

–     несоответствие существующих условий для образовательного процесса;

–     отсутствие в образовательных учреждениях кабинетов  для проведения лабораторных, практических работ, автодромов;

–     отсутствие лицензий на медицинскую деятельность или договоров с медицинскими учреждениями и помещений с соответствующими условиями для осуществления медицинского обслуживания обучающихся и воспитанников.

Аккредитационная коллегия Ростобрнадзора провела 13 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы о государственной аккредитации 683 образовательных учреждений и их филиалов.

Рис. 4. Структура образовательных учреждений, прошедших процедуру государственной аккредитации в Ростобрнадзоре (январь 2010-декабрь 2010 гг.).

Особое внимание уделяется вопросу качества проведения аккредитацонных экспертиз. Данное направление реализуется путем увеличения  количества  экспертов из числа высококвалифицированных специалистов, прошедших соответствующую подготовку и переподготовку, а также привлечения экспертов из числа общественности.

В практической деятельности Службы разработаны и реализованы мероприятия, которые позволили сократить продолжительность административных процедур в рамках лицензирования и государственной аккредитации  образовательных учреждений:

–     принцип «одного окна» при приеме документов на проведение процедур лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений позволяет сократить количество повторных обращений  со стороны соискателей лицензий  образовательных учреждений, проходящих процедуру государственной аккредитации, а так же повышает эффективность деятельности сотрудников отдела и является одной из мер по профилактике коррупционных правонарушений;

–     электронный учет движения лицензионных и аккредитационных  дел позволяет соискателям лицензий и руководителям аккредитуемых образовательных учреждений получать текущую информацию о состоянии представленных документов и ходе вышеназванных процедур в свободном доступе через сеть Интернет без непосредственного обращения к специалистам Ростобрнадзора.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства в сфере образования

В 2010 году в рамках исполнения переданных полномочий по государственному надзору за соблюдением законодательства в сфере образования (в том числе, контроля за соблюдением лицензионных требований и условий) было запланировано 166 проверок, фактически проведено 196 проверок образовательных учреждений и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, из них 158 проверок в соответствии с планом работы Ростобрнадзора. Из 196 фактически проведенных проверок 44 проверки проведены в рамках контроля за соблюдением образовательными учреждениями лицензионных требований и условий. Фактический уровень проведенных проверок в 2010 году превышает запланированный на 24%. Превышение запланированного уровня обусловлено проведением внеплановых проверок.

Рис. 5 Проведение проверок в разрезе типов образовательных учреждений (организаций) за 2010 год.

Реализация полномочий по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования осуществлялась в форме как документарных (91), так и выездных (105) проверок. В ходе проверок выявлено в общей сложности 1527 нарушений. По результатам проверок учреждениям выдано 194 предписания об устранении нарушений, возбуждено 240 дел об административных правонарушениях, виновные привлечены к административной ответственности. В бюджеты различных уровней взыскано 1 714 тыс. рублей административных штрафов, из них с образовательных учреждений – 1303 тыс. рублей, с должностных лиц – 411 тыс. рублей. В отношении трех образовательных учреждений применен такой вид административного наказания, как административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

По результатам проведенных проверок только в двух образовательных учреждениях не были выявлены нарушения законодательства, другим образовательным учреждениям направлены предписания об устранении нарушений.  Это обусловлено тем, что на данный момент контрольно-надзорные мероприятия предусматривают только первичный охват образовательных учреждений. Предполагается, что в ходе повторных проверок образовательных учреждений будет выявляться меньшее количество нарушений, что сократит количество предписаний.

Типичными нарушениями, выявленными в ходе проверок, являются:

1. Нарушения в деятельности органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования:

–               отсутствие системы контроля за деятельностью подведомственных общеобразовательных учреждений по вопросам осуществления текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, организации и проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников;

–               реализация не в полном объеме полномочий учредителя по согласованию программ развития общеобразовательных учреждений, учебных планов учреждений, годовых календарных графиков и т.д.;

–               отсутствие нормативного акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок приема обучающихся, воспитанников в подведомственные образовательные учреждения каждого из типов учреждений. (Как правило, отсутствует единый порядок приема обучающихся, воспитанников в образовательные учреждения дополнительного образования детей);

–               отсутствие нормативного акта органа местного самоуправления, устанавливающего порядок и условия предоставления педагогическим работникам подведомственных образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года;

–               несоответствие имеющихся нормативных актов органа местного самоуправления законодательству Российской Федерации в области образования.

2. Нарушения в деятельности образовательных учреждений:

–               несоответствие содержания Устава требованиям ст. 13 Закона РФ «Об образовании», Типовым положениям об образовательном учреждении соответствующего типа;

–               несоответствие локальных актов образовательного учреждения положениям Устава;

–               утверждение локальных актов неуполномоченным, в соответствии с Уставом, органом управления образовательного учреждения;

–               принятие локальных актов и (или) отдельных положений локальных актов  по вопросам, не относящимся к компетенции образовательного учреждения;

–               несоответствие учебных планов образовательного учреждения Уставу в части указания на режим занятий;

–               наличие в Уставе, локальных актах, договорах образовательного учреждения с родителями (законными представителями) обучающихся, воспитанников условий, нарушающих права участников образовательного процесса, в частности, обязанности обучающихся носить школьную форму, обязанности родителей (законных представителей) оказывать посильную помощь образовательному учреждению в части укрепления его материально-технической базы, привлечения обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой образовательного учреждения, организация приема обучающихся в общеобразовательное учреждение на конкурсной основе;

–               отсутствие отметок об ознакомлении работников с локальными актами;

–               распоряжение государственным, муниципальным имуществом, частной собственностью, закрепленной за образовательным учреждением, без согласия собственника имущества;

–               нарушение лицензионных требований и условий;

–               нарушение правил оказания платных образовательных услуг;

–               превышение установленного Типовым положением об образовательном учреждении норматива наполняемости учебных групп;

–               непредставление образовательным учреждением, в нарушение требований п.п. 31, 32 Положения о лицензировании образовательной деятельности (Постановление Правительства РФ от 31.03.2009 № 277), в лицензирующий орган сведений для переоформления лицензии в связи с изменением места нахождения или наименования образовательного учреждения, изменением условий образовательного процесса в части используемых зданий и помещений, педагогического ценза работников лицензиата или других сведений, зафиксированных в приложениях к лицензии.

С целью предупреждения нарушений законодательства в области образования в 2010 году проведены совещания с учредителями образовательных учреждений по актуальным вопросам деятельности образовательных учреждений. Подобные совещания проводились с представителями министерства культуры Ростовской области, министерства по физической культуре и спорту Ростовской области и Департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области, а также представителями Ростовской Епархии (по вопросам деятельности православных образовательных учреждений). Совместно с Главным управлением Минюста РФ по Ростовской области было проведено совещание для руководителей негосударственных образовательных учреждений с акцентированием внимания на типовых нарушениях.

За 2010 год по вопросам государственного надзора за соблюдением законодательства в сфере образования (в том числе контроля за соблюдением лицензионных требований и условий) рассмотрено более 800 обращений государственных органов, граждан и юридических лиц.


Размещено: 02.03.2011

Смотри также:

Итоги 2009 года

Региональная служба по надзору и контролю в сфере образования Ростовской области

Размещен: 02 марта 2011 17:11:10 | Изменен: 02 марта 2011 17:17:54