Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Образование

О соблюдении прав детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями

(по состоянию на 20.06.2018)

Информация к заседанию Правительства Ростовской области 27.06.2018

 

Полномочия по обеспечению жильем детей-сирот разграничены между министерством общего и профессионального образования Ростовской области (далее – минобразование), министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области (далее – минстрой) и органами местного самоуправления Ростовской области.

В соответствии с областным законодательством минобразование осуществляет контроль за своевременным и обоснованным включением в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (далее – Список) и обеспечением их жильем, минстрой – контроль за расходованием средств федерального и (или) областного бюджетов на эти цели.

Во исполнение указанных полномочий минобразованием определен порядок формирования Списка, проведения обследования жилых помещений, принадлежащих детям-сиротам или предоставленных им по договору найма. Сформирована электронная база, в которую включаются сведения о детях-сиротах, не имеющих закрепленного или собственного жилья. Регулярно проводятся мониторинги деятельности органов местного самоуправления Ростовской области по соблюдению срока включения сирот в Список и предоставления им жилья, по обеспечению целевого использования предоставленного жилья и сохранности закрепленных жилых помещений.

С 01.01.2013 статья 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнена новыми основаниями для обеспечения жильем детей-сирот, поэтому количество граждан, включенных в Список в 2013 – 2014 годах, возросло на 73% (на 01.01.12 – 3 479, 01.01.2015 – 6 005).

В результате системной работы по обеспечению детей-сирот жильем с 2013 по 2017 годы в Ростовской области произошли существенные позитивные изменения.

Признание детей-сирот подлежащими обеспечению жильем осуществляется своевременно (по достижению возраста или установлению социального статуса), о чем свидетельствует ежегодное сокращение количества детей, включенных в Список (2013 – 1459, 2017 – 907, на 01.05.2018 – 218). Своевременное включение детей-сирот в Список способствует увеличению количества граждан, обеспеченных жильем сразу по достижению совершеннолетия. Так, в сводный список граждан, подлежащих обеспечению жильем в 2018 году, включены 56% детей-сирот, которым только исполнилось 18 лет (сводный список 2015 – 34%).

В период с 2013 по 2018 годы объем бюджетных средств, направляемых на приобретение жилья сиротам, увеличен практически вдвое (2013 – 602,2 млн руб., 2018 – 1 230,5 млн руб.), что позволяет ежегодно увеличивать численность граждан, обеспеченных жильем.

В результате количество граждан, нуждающихся в жилье, сократилось на 29% (01.01.2015 – 6 005 человек, 01.05.2018 – 4 249).

Из 4 249 граждан право на обеспечение жильем в 2018 году приобрели (приобретут) – 2 548, в том числе для 2 032 приобретение жилья профинансировано. Таким образом, без учета граждан, которые по объективным причинам не могут быть обеспечены жильем (находятся в местах лишения свободы, розыске и пр.), «очередь» составляет 361 человек, что на 82% меньше, чем на 01.01.2013 (1 994 человека).

О стабилизации ситуации также свидетельствует сокращение обращений граждан по вопросу обеспечения жильем (2009 – 124, 2017 – 21).

В 2013 году сложилась практика массового обращения городских (районных) прокуроров с исками об обязании органов местного самоуправления обеспечить жилыми помещениями детей-сирот (до 01.01.2013 – 48 решений; в 2013 – 588). Всего в период с 2013 по 2018 годы судами вынесено 1 973 решения, вступивших в законную силу. Практически все граждане на момент подачи иска были включены в Список.

Минобразованием ведется учет граждан, в отношении которых вступили в законную силу решения судов, ежемесячно осуществляется информационный обмен с Управлением Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области и минстроем. Данная работа была отмечена Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве положительного опыта.

В настоящее время количество решений судов об обеспечении жильем сократилось на 83% (2013 – 588, 2017 – 99, на 01.05.2018 –1).

Последние годы значительно сократилось количество жилых помещений, несвоевременно предоставленных сиротам по причине нарушения застройщиками своих обязательств (на 01.01.2017 – 282, на 01.05.2018 – 146). В настоящее время не завершено строительство жилья, профинансированного с 2013 по 2016 годы, в Мартыновском, Миллеровском, Обливском, Советском, Тарасовском, Цимлянском районах, г. Шахты.

В целях минимизации риска нарушения застройщиками контрактных обязательств и усиления контроля за качеством предоставляемого жилья, минстроем разработаны методические рекомендации для органов местного самоуправления Ростовской области о повышении эффективности реализации мероприятий по приобретению жилья для детей-сирот путем участия в долевом строительстве, проводятся совещания-пропуски, выезды на строящиеся объекты.

Вместе с тем, органами местного самоуправления Ростовской области не принимаются меры по установлению местонахождения сирот, жилье которых готово к предоставлению. На 01.05.2018 33 гражданина находятся в розыске (местах лишения свободы), жилье не используется и не перераспределяется нуждающимся в Аксайском (1), Багаевском (1), Белокалитвинском (4), Веселовском (1), Кагальницком (2), Каменском (2), Кашарском (1), Октябрьском (1), Усть-Донецком (1) районах, в городах Ростове-на-Дону (10), Батайске (2), Таганроге (4), Шахты (3).

Имеют место случаи, когда предоставленное жилье не используется или граждане отказываются заключить договор найма из-за недостаточной благоустроенности жилья, отсутствия развитой инфраструктуры. Так, с 2013 по 2018 годы жилые помещения специализированного жилищного фонда предоставлены 5 156 гражданам, из которых 1 394 (27%) в них не проживают. В некоторых муниципальных образованиях Ростовской области доля незаселенного жилья составляет более 50% (Аксайский, Волгодонской, Заветинский, Кашарский, Константиновский, Красносулинский, Мартыновский, Морозовский, Обливский, Чертковский районы). В настоящее время 17 сирот отказались заключить договоры (районы: Аксайский – 1, Багаевский – 1, Волгодонской – 1, Кагальницкий – 1, Красносулинский – 1, Родионово-Несветайский – 1, Усть-Донецкий – 2, Цимлянский – 4, города: Волгодонск – 1, Новочеркасск – 2, Ростов-на-Дону – 1, Таганрог – 1). В 2016 – 2017 годах 6 граждан расторгли договор по своей инициативе в связи с отсутствием нуждаемости (вступление в брак, в наследство, приобретение другого жилья).

 

Выявлены случаи проживания в жилых помещениях специализированного жилищного фонда посторонних граждан, что является нарушением п. 4 статьи 100 Жилищного кодекса Российской Федерации (районы: Белокалитвинский – 1, Верхнедонской – 3, Красносулинский – 1, Неклиновский – 6, г. Батайск – 2).

На 01.05.2018 задолженность детей-сирот по коммунальным платежам составляет 27,5 млн руб. (на 01.11.2017 – 18,7 млн руб.). В целях погашения задолженности органы местного самоуправления Ростовской области проводят разъяснительную работу с нанимателями, оформляют субсидии, обращаются в суд.

Подобные проблемы существует и в других субъектах Российской Федерации, поэтому формируется судебная практика расторжения договора найма и признания гражданина прекратившим право пользования жилым помещением.

В 2018 году истекает пятилетний срок действия договоров найма специализированного жилого помещения, заключенных в 2013 году. Для принятия мотивированного решения о продлении (не продлении) срока действия договора органы опеки и попечительства осуществляют контроль условий проживания детей-сирот в предоставленных жилых помещениях, составляют акты обследования, запрашивают информацию о задолженности по оплате коммунальных услуг.

Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации в Ростовской области реализуются мероприятия по соблюдению прав детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями. Данный вопрос находится на постоянном контроле минобразования и минстроя.

Выполнение мероприятий, изложенных в перечне поручений и рекомендаций Правительства Ростовской области, не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований.

 

Пояснительная информация, перечень поручений и рекомендаций .rar

 

Смотри также:

Повестка дня заседания Правительства Ростовской области от 27.06.2018