Доклад об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области за 2018 год
(итоги 2018 года)
Раздел 1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности
Настоящий доклад подготовлен Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области (далее – Региональная служба) согласно требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 5 апреля 2010 № 215 «Об утверждении правил подготовки докладов об осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности и об эффективности такого контроля(надзора)» по итогам надзорной деятельности за 2018 год.
К докладу прилагается отчет об осуществлении государственного контроля (надзора) по утвержденной форме федерального статистического наблюдения (Приложение №1).
Региональная служба образована постановлением Администрации Ростовской области от 22.08.2005 № 95 «Об образовании Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области» в целях обеспечения государственного строительного надзора.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 №230 «Об утверждении Положения о Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области» Региональная служба является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора, а также контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ростовской области.
1. Состояние нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности
1.1. Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Региональной службы
Общие нормативные правовые акты:
1.
|
Конституция Российской Федерации // «Российская газета», № 7 от 21.01.2009
|
2.
|
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации» // 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1 (далее – КоАП РФ )
|
3.
|
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 18.11.2002, № 46, ст. 4532 // «Российская газета», 20.11.2002, № 220 // «Парламентская газета», 20.11.2002, № 220-221
|
4.
|
Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3012 // «Российская газета», 27.07.2002, № 137 // «Парламентская газета», 27.07.2002, № 140-141
|
Общие нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Региональной службы как органа власти:
5.
|
Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // «Российская газета», № 95, 05.05.2006 (далее – Федеральный закон № 59-ФЗ)
|
6.
|
Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // «Российская газета», № 25, 13.02.2009
|
7.
|
Федеральный закон от 06.12.2011 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» // «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, № 50, ст. 7344 // «Российская газета», 09.12.2011, № 278 // «Парламентская газета», 09-15.12.2011 № 54
|
Общие нормативные правовые акты, регламентирующие прохождение государственной гражданской службы:
8.
|
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, №31, ст. 3215; 2006, №6
|
9.
|
Областной закон Ростовской области от 26.07.2005 №344-ЗС «О государственной гражданской службе Ростовской области» // «Наше время», № 185-186, 27.07.2005 г.
|
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Региональная службы как надзорного органа:
10.
|
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» //Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52;
|
11.
|
приказ Минфина России от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)» // «Финансовая газета», 1999, № 34 // «Экономика и жизнь», 1999, №35;
|
12.
|
приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // «Российская газета», 14.05.2009, № 85;
|
13.
|
приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // «Зарегистрировано в Минюсте России», 02.08.2010 № 18023 // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», 30.08.2010, № 35;
|
14.
|
постановление Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 230 «Об утверждении Положения о Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области» // «Наше время», №635/641, 27.12.2011 (далее – Положение о Региональной службе);
|
15.
|
постановление Региональной службы от 21.01.2019 № 1 « Об утверждении Административных регламентов исполнения Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области государственных функций»;
|
16.
|
постановлением Региональной службы ГСН РО от 03.07.2017 № 3 «Об утверждении Административного регламента исполнения Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области государственной функции «Осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ростовской области»;
|
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Региональная службы при осуществлении государственного строительного надзора:
17.
|
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 16;
|
18.
|
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 26.12.1994, № 35, ст. 3649;
|
19.
|
Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»//Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 52;
|
20.
|
Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» // «Собрание законодательства Российской Федерации» № 7, 28.07.2008, №30,(ч. 1), ст. 3579;
|
21.
|
Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», № 226, 27.11.2009;
|
22.
|
Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» // «Российская газета», № 255, 31.12.2009;
|
23.
|
постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ» № 7, 13.02.2006, ст. 774;
|
24.
|
постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства») // «Собрание законодательства Российской Федерации», 28.06.2010, № 26, ст. 3365;
|
25.
|
постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2012 № 272 «Об утверждении Положения об организации и проведении негосударственной экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий» // «Собрание законодательства Российской Федерации», 23.04.2012, № 17, ст. 1960;
|
26.
|
приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» // «Российская газета», № 88, 26.04.2010;
|
27.
|
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (РД-11-02-2006), зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2007, регистрационный № 9050 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007 г. № 13;
|
28.
|
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации» (РД-11-04-2006), зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2007, регистрационный № 9053 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007 г., №1;
|
29.
|
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1130 «Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора» (РД-11-03-2006), зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.03.2007, регистрационный № 9009 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007 г., № 13;
|
30.
|
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, конструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (РД-11-05-2007), зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2007, регистрационный № 9051 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007 г., № 14.
|
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность Региональной службы при осуществлении контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости (далее – надзор в области долевого строительства):
31.
|
Гражданский кодекс Российской Федерации ч.ч. 1,2 // «Собрание законодательства РФ», 1994, № 32, ст. 3301 // «Российская газета», 1994, № 238-239
|
32.
|
Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 № 188-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14 // «Российская газета», 12.01.2005, № 1 // «Парламентская газета», 15.01.2005, № 7-8;
|
33.
|
Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 40 // «Российская газета», 31.12.2004, № 292 // «Парламентская газета», 14.01.2005, № 5-6;
|
34.
|
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190;
|
35.
|
постановление Правительства Российской Федерации от 21.04.2006 № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» // «Собрание законодательства РФ», 01.05.2006, № 18, ст. 2001 // «Российская газета», 03.05.2006, № 92;
|
36.
|
постановление Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» // «Собрание законодательства РФ», 07.11.2005, N 45, ст. 4616, //»Российская газета», N 250, 09.11.2005;
|
37.
|
постановление Правительства РФ от 21.04.2006 № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика»// «Собрание законодательства РФ», 01.05.2006, N 18, ст. 2001, // «Российская газета», N 92, 03.05.2006;
|
38.
|
приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 12.01.2006 № 06-2/пз-н «Об утверждении Методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 12, 20.03.2006;
|
39.
40.
|
приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 30.11.2006 № 06-137/пз-н «Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» //«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 5, 29.01.2007, «Российская газета», N 19, 31.01.2007;
постановление Правительства РФ от 11.06.2018 № 673 «Об утверждении Правил расчета собственных средств застройщика, имеющего право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.06.2018, «Собрание законодательства РФ», 18.06.2018, № 25, ст. 3693.
|
1.2. Нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования к деятельности и результату деятельности проверяемых лиц.
Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими требований к деятельности и результату деятельности проверяемых лиц при осуществлении строительства, являются:
1.
|
Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ // «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.01.2005, № 1 (часть 1);
|
2.
|
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ //«Российская газета» № 256 от 31 декабря 2001 г.
|
3.
|
Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» //«Российская газета» № 64-65 от 06 апреля 1999 г.;
|
4.
|
Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» //«Российская газета» № 6 от 12 января 2002 г.;
|
5.
|
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // «Российская газета» № 245 от 31 декабря 2002 г.;
|
6.
|
Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» //«Российская газета» № 163 от 01 августа 2008 г.;
|
7.
|
Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» //«Российская газета» № 226 от 27 ноября 2009 г.;
|
8.
|
Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» //«Российская газета» №255 от 31 декабря 2009 г.;
|
9.
|
Федеральный закон от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // «Российская газета» № 97, 06.05.2011;
|
10.
|
Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // «Российская газета», N 292, 31.12.2004, // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, N 1 (часть 1), ст. 40, // «Парламентская газета», N 5-6, 14.01.2005;
|
11.
|
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // "Российская газета", N 266, 30.12.2008, «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6249, // «Парламентская газета», N 90, 31.12.2008;
|
12.
|
Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2017, N 31 (Часть I), ст. 4767, //
«Российская газета», N 169, 02.08.2017;
|
13.
|
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // «Собрание законодательства РФ», 28.10.2002, N 43, ст. 4190,// «Парламентская газета», N 209-210, 02.11.2002,// «Российская газета», N 209-210, 02.11.2002;
|
14.
|
постановление Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства» (вместе с «Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства») //«Российская Бизнес-газета», № 27, 27.07.2010 г.;
|
15.
|
постановление Правительства РФ от 21.04.2006 № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» // «Собрание законодательства РФ», 01.05.2006, N 18, ст. 2001, // «Российская газета», N 92, 03.05.2006;
|
16.
|
постановление Правительства РФ от 03.02.2017 № 131 «Об утверждении типового соглашения о возникновении у участника долевого строительства доли в праве общей долевой собственности на объект социальной инфраструктуры» // «Собрание законодательства РФ», 20.02.2017, N 8, ст. 1229;
|
17.
|
постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» // «Собрание законодательства РФ», 07.11.2005, N 45, ст. 4616,// «Российская газета», N 250, 09.11.2005;
|
18.
|
приказ Минстроя России от 20.12.2016 № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.12.2016;
|
19.
|
приказ Минстроя России от 09.12.2016 № 914/пр «Об утверждении требований к порядку размещения на официальном сайте застройщика информации в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства» // «Российская газета», N 6, 13.01.2017 // "Российская газета", N 6, 13.01.2017;
|
20.
|
приказ Минстроя России от 25.11.2016 № 854/пр «Об установлении понижающих коэффициентов для расчета площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.12.2016;
|
21.
|
приказ Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан»;
|
22.
|
приказ Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // «Российская газета», N 85, 14.05.2009;
|
23.
|
приказ министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03.07.2017 № 955/пр «Об утверждении формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, и порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости» //Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.10.2017;
|
24.
|
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (РД-11-02-2006) // "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 13, 26.03.2007 г. ;
|
25.
|
приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, конструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (РД-11-05-2007), зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 06.03.2007, регистрационный № 9051 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007 г., № 14.
|
Основными нормативными правовыми актами, устанавливающими систему требований к деятельности проверяемых лиц в сфере долевого строительства, являются:
1.
|
Федеральный закон от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 40 // «Российская газета», 31.12.2004, № 292 // «Парламентская газета», 14.01.2005, № 5-6;
|
2.
|
постановление Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» // «Собрание законодательства РФ», 07.11.2005, N 45, ст. 4616, //»Российская газета», N 250, 09.11.2005;
|
3.
|
постановление Правительства РФ от 21.04.2006 № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» »// «Собрание законодательства РФ», 01.05.2006, N 18, ст. 2001, // «Российская газета», N 92, 03.05.2006;
|
4.
|
постановление Правительства РФ от 11.06.2018 № 673 «Об утверждении Правил расчета собственных средств застройщика, имеющего право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.06.2018, «Собрание законодательства РФ», 18.06.2018, № 25, ст. 3693
|
5.
|
приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 12.01.2006 №06-2/пз-н «Об утверждении Методических указаний по заполнению форм ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» // «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 12, 20.03.2006;
|
6.
|
приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 30.11.2006 № 06-137/пз-н «Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» //«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 5, 29.01.2007, «Российская газета», N 19, 31.01.2007;
|
Раздел 2. Организация государственного контроля (надзора), муниципального контроля
2. Организация государственного надзора в Региональная службе.
2.1. Сведения об организационной структуре и системе управления Региональной службы
Организационная структура Региональной службы состоит из:
- Ростовского управления по государственному строительному надзору;
- территориального управления по государственному строительному надзору;
- сектора правовой работы;
- отдела кадровой работы, делопроизводства и программно-информационного обеспечения;
- сектора программно – информационного обеспечения в составе отдела кадровой работы, делопроизводства и программно-информационного обеспечения;
- сектора бухгалтерского учета и отчетности;
- отдела по обеспечению надзорной деятельности и контролю за используемыми материалами;
- отдела по контролю за организационно – правовым порядком долевого строительства;
- сектора по контролю за целевым использованием застройщиками денежных средств.
Ростовское управление по государственному строительному надзору состоит из:
- Ростовского отдела №1;
- Ростовского отдела №2.
Территориальное управление по государственному строительному надзору состоит из четырех территориально удаленных отделов, осуществляющих надзор за строительством и реконструкций объектов капитального строительства, расположенных на территории Ростовской области, вне г. Ростова-на-Дону:
- Северный межрайонный отдел;
- Южный межрайонный отдел;
- Восточный межрайонный отдел;
- Центральный межрайонный отдел.
Ростовское управление по государственному строительному надзору и территориальное управление по государственному строительному надзору осуществляют государственный строительный надзор.
Отдел по обеспечению надзорной деятельности и контролю за используемыми материалами выполняет следующие функции:
- осуществление выборочного инструментального контроля применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства;
- осуществление выборочного инструментального контроля геодезических измерений конструктивных элементов зданий и сооружений;
- контроль соблюдения порядка и процедуры проведения обследований объектов капитального строительства, соблюдения требований к методике и средствам испытаний, соблюдения требований к измерениям, применяемым при обследовании и мониторинге технического состояния строительных объектов;
- организационное обеспечение и координация взаимодействия с научно-исследовательскими и обследовательскими организациями, испытательными центрами и лабораториями (семинары, круглые столы) в области деятельности, отнесенной к компетенции Службы;
- методическое обеспечение и контроль соблюдения порядка и процедуры проведения специальных надзоров (пожарного, экологического, санитарного) подразделениями Региональной службы;
- проектирование и организация работы информационно-аналитических систем Региональной службы;
- организация планирования, отчетности и анализа деятельности Региональной службы;
- организация и контроль порядка подготовки ответов на обращения граждан и юридических лиц, в том числе государственных органов и органов местного самоуправления по объектам, обладающих признаками самовольного строительства, когда в отношении указанных объектов предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, за исключением объектов областного (регионального) значения;
- организация и контроль порядка работы по размещению информации о деятельности Региональной службы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Основными задачами отдела кадровой работы, делопроизводства и программно-информационного обеспечения являются:
- кадровое и организационно – штатное обеспечение деятельности Региональной службы;
- подбор, расстановка кадров и формирование кадрового резерва Региональной службы;
- обеспечение прохождения государственными гражданскими служащими гражданской службы;
- профилактика коррупционных и иных правонарушений в Региональной службе (деятельность по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции), а также обеспечение соблюдения гражданскими служащими запретов и ограничений, обязательств и правил служебного поведения;
- организация и ведение делопроизводства Региональной службы;
- проведение единой политики применения современных информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, передачу, хранение и отображение информации в Региональной службе;
- развитие и поддержка в работоспособном состоянии информационно-технической инфраструктуры;
- участие и исполнение целевых программ Правительства Ростовской области в рамках компетенции деятельности Региональной службы и сфере внедрения современных информационных технологий;
- обеспечение защиты данных, в том числе персональных данных;
- организация обучения работников использованию информационных технологий в работе, разработка единых методических рекомендаций и инструкций по внедрению и использованию программных продуктов и средств вычислительной техники.
Сектор правовой работы решает следующие задачи:
- правовое обеспечение деятельности Региональной службы по реализации ее полномочий;
- выработка и реализация единой позиции Региональной службы по правовым вопросам;
- участие в обеспечении реализации руководителем Региональной службы полномочий по правовым вопросам;
- обеспечение исполнения Региональной службой федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Устава Ростовской области, областных законов, указов и распоряжений Губернатора Ростовской области, постановлений и распоряжений Правительства Ростовской области;
- участие в пределах своей компетенции в подготовке и исполнении управленческих решений руководства Региональной службы по правовым вопросам.
Отдел по контролю за организационно – правовым порядком долевого строительства, сектор по контролю за целевым использованием застройщиками денежных средств осуществляют государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ростовской области.
Основными задачами сектора по контролю за целевым использованием застройщиками денежных средств являются:
- учет застройщиков, осуществляющих привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости;
- осуществление контроля за целевым использованием застройщиками, жилищно-строительными кооперативами денежных средств, уплачиваемых гражданами по договору, для строительства многоквартирных домов или иных объектов недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» (далее Федеральный закон № 214-ФЗ);
- проведение плановых и внеплановых проверок юридических лиц в соответствии с Федеральным законом от 26.12 2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Основными задачами отдела по контролю за организационно – правовым порядком долевого строительства являются:
- осуществление контроля деятельности застройщиков, жилищно-строительных кооперативов, привлекающих денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- представление интересов Региональной службы в судах общей юрисдикции, арбитражном суде, а также в государственных и муниципальных органах при рассмотрении вопросов организационно-правового порядка долевого строительства;
- ведение реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены;
- участие в разработке и согласовании проектов правовых актов Правительства Ростовской области, Губернатора Ростовской области по вопросам, относящимся к компетенции Региональной службы в области долевого строительства многоквартирных домов в Ростовской области.
2.2. Перечень и описание основных и вспомогательных (обеспечительных) функций
Региональная служба создана для осуществления:
- государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией объектов капитального строительства;
- государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ростовской области.
Как орган исполнительной власти Региональная служба, в соответствии Федеральным законом от 01.02.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и п. 2.3 Положения о Региональной службе, рассматривает обращения граждан и организаций.
Согласно ст. 62 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ), п. 2.1.7 Положения о Региональной службе Региональная служба занимается организацией и участием в работе технических комиссий. Технические комиссии предназначены для установления причин причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц в результате нарушения законодательства о градостроительной деятельности, определения лиц, допустивших такое нарушение. Деятельность технических комиссий регламентируется в ст. 62 ГрК РФ, в постановлении Правительства Ростовской области от 17.10.2012 № 960 «Об утверждении Порядка установления причин нарушения законодательства о градостроительной деятельности на территории Ростовской области».
В соответствии с ч. 1 ст. 23.56, ч.1 ст. 28.3 КоАП РФ и п.п. 2.1.4, 2.1.5 Положения о Региональной службе Региональная служба занимается возбуждением и рассмотрением дел об административных правонарушениях, в том числе по актам и материалам органов местного самоуправления.
Акты составляются органами местного самоуправления при проверке соблюдения градостроительного законодательства. Если при проверке выявляются нарушения градостроительного законодательства, ответственность за которые предусмотрена статьями 9.4 и 9.5 КоАП РФ, составленный акт вместе с материалами, необходимыми для возбуждения дел об административных правонарушениях, направляются в Региональную службу.
Согласно п. 2.8. Положения Региональная служба наделена полномочиями по представлению в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах интересов Ростовской области по вопросам, относящимся к ее компетенции.
Согласно постановлению Правительства Ростовской области от 19.01.2018 №26 «О рабочей группе по оказанию содействия в обеспечении прав граждан –участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Ростовской области» Региональная служба наделена полномочиями по организационно-техническому обеспечению рабочей группы по оказанию содействия в обеспечении прав граждан – участников долевого строительства многоквартирных домов на территории Ростовской области.
2.2.1. Осуществление государственного строительного надзора.
Согласно ч. 1 ст. 54 ГрК РФ государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 ГрК РФ;
2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса;
3) строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах 1), 2), а также в отношении таких объектов капитального строительства, работы по строительству, реконструкции которых завершены (за исключением случая, если по завершении указанных работ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), только при наличии оснований, предусмотренных подпунктом «б» пункта 2, подпунктом «б» или «в» статьи 54 ГрК РФ, либо на основании обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, не указанных в подпунктах 1), 2), установленных правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или обязательных требований к параметрам объектов капитального строительства, установленных ГрК РФ, другими федеральными законами.
В отношении указанных в подпункте 3) объектов капитального строительства государственный строительный надзор осуществляется в форме выездной проверки и с учетом особенностей, установленных частями 6.1 и 6.2 статьи 54 ГрК РФ.
В рамках государственного строительного надзора Региональной службой осуществляется федеральный государственный пожарный надзор, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный контроль (надзор) за соответствием объекта капитального строительства требованиям в отношении его энергетической эффективности и требованиям в отношении его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг в рамках проверок соответствия строящихся (реконструируемых) объектов обязательному разделу проектной документации «Мероприятия по обеспечению доступа инвалидов», а также, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ, государственный экологический надзор.
Предметом государственного строительного надзора является проверка:
При осуществлении государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ:
- соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности (за исключением объектов капитального строительства, на которые требования энергетической эффективности не распространяются) и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- наличия разрешения на строительство;
- выполнения требований, установленных частями 2, 3 и 3.1 статьи 52 ГрК РФ.
При осуществлении государственного строительного надзора в отношении объектов капитального строительства и случаях, указанных в подпункте 3) настоящего пункта:
- наличия разрешения на строительство и соответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство;
- соответствия параметров объектов капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1.1 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, принципиально изменен предмет государственного строительного надзора и результаты проведенной проверки. В случае, если по результатам проведенной проверки Региональной службой выявляется:
факт осуществления строительства или реконструкции объекта капитального строительства без разрешения на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения);
факт несоответствия объекта капитального строительства требованиям, указанным в разрешении на строительство (за исключением случаев, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача такого разрешения);
факт несоответствия объекта капитального строительства предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в случае, если для строительства или реконструкции объекта капитального строительства не требуется выдача разрешения на строительство),
в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения такого объекта капитального строительства или в случае нахождения объекта капитального строительства на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района направляется уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих соответствующий факт.
Согласно п. 3 постановления Правительства РФ № 54 от 01.02.2006 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации», регламентирующего порядок осуществления государственного строительного надзора, задачей государственного строительного надзора является предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации
Нормативная правовая база, определяющая порядок осуществления государственного строительного надзора, приведена в п. 2.3. настоящего доклада. Порядок осуществления государственного строительного надзора определен только в отношении объектов капитального строительства, указанных в части 1 статьи 54 ГрК РФ.
2.2.1.1 Юридическими фактами осуществления государственного строительного надзора являются:
- выдача предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований;
- составление и вручение акта проверки соответствия выполненных работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- составление и вручение акта проверки исполнения предписания об устранении нарушений, обнаруженных при проверке соответствия построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- направление в орган местного самоуправления уведомления о выявлении самовольной постройки;
- выдача предписания об устранении выявленных при проверке нарушений;
- выдача заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- выдача решения об отказе в выдаче заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
- привлечение к административной ответственности виновных лиц, нарушивших градостроительное законодательство при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства;
- в случае выявления нарушений законодательства по вопросам, не входящим в компетенцию Службы, подготовка и направление соответствующей информации в органы внутренних дел, прокуратуры, государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности и другие надзорные органы для принятия мер в соответствии с законодательством Российской Федерации
- разрешение вопросов, поставленных в обращениях граждан и организаций, связанных с осуществлением государственного строительного надзора.
Относительно № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» все проверки являются внеплановыми.
Согласно ч. 5 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом следующих особенностей организации и проведения проверок:
1) проверки проводятся без формирования ежегодного плана проведения плановых проверок;
2) проверки проводятся на основании поступивших в орган государственного строительного надзора:
а) извещения от застройщика (заказчика) или лица, осуществляющего строительство, а также об устранении нарушений, об окончании строительства;
б) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, включая извещения, направляемые лицами, осуществляющими строительство в соответствии с частью 3 статьи 53 ГрК РФ, из средств массовой информации о фактах произошедшей аварии, нарушений технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проектной документации при выполнении работ в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, в том числе нарушений обязательных требований к применяемым строительным материалам, если такие нарушения создают угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу либо повлекли причинение такого вреда;
в) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц органа государственного надзора), органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах привлечения денежных средств граждан для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в нарушение законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
3) основанием для проведения проверки помимо основания, указанного в пункте 2 настоящей части, является:
а) программа проверок, разрабатываемая органом государственного строительного надзора;
б) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного строительного надзора о проведении проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Выездная проверка по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 2 ст 54 ГрК РФ, может быть проведена незамедлительно с извещением органа прокуратуры в порядке, установленном частью 12 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и предварительное уведомление юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении выездной проверки по основанию, не требуется.
При проведении проверки уполномоченное должностное лицо Региональной службы выполняет следующие действия:
а) рассматривает представленные застройщиком, техническим заказчиком, лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, для проведения проверки документы, связанные с выполнением работ (включая отдельные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование), применением строительных материалов (изделий), а также с осуществлением строительного контроля;
б) проводит визуальный осмотр выполненных работ (включая отдельные выполненные работы, строительные конструкции, участки сетей инженерно-технического обеспечения, инженерные системы и оборудование) и примененных строительных материалов (изделий);
в) организует проведение выборочного инструментального контроля монолитных конструкций и геодезических измерений, на различных этапах строительства с привлечением специалистов Службы;
г) присутствует при комплексном испытании систем и оборудования;
д) проверяет соблюдение пожарных, санитарных и экологических норм, установленных в проектной документации, прошедшей экспертизу;
е) оформляет результаты проведенной проверки;
ж) в порядке и случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, осуществляет действия, направленные на привлечение к административной ответственности лиц, совершивших административные правонарушения.
При проверке с выборочным инструментальным контролем монолитных конструкций и геодезических измерений уполномоченные на проведение инструментального контроля должностные лица Службы осуществляют следующие действия:
а) проводят выборочный инструментальный контроль монолитных конструкций и геодезические измерения на различных этапах строительства, реконструкции объектов капитального строительства для установления соответствия выполненных работ и применяемых материалов требованиям проекта, государственных стандартов и иных нормативно-правовых актов;
б) по результатам проведенных проверок оформляют результаты испытаний и измерений в виде протоколов;
в) взаимодействуют с научно-исследовательскими и обследовательскими организациями, испытательными центрами и лабораториями в целях повышения уровня инструментального контроля в строительстве и качества строительной продукции;
г) запрашивают в установленном порядке от соответствующих органов, организаций, должностных лиц, документы и информацию, необходимую для проведения инструментального контроля.
2.2.1.2. С 1 января 2017 года одной из составляющих деятельности государственного надзора, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, является организация и проведение мероприятий по профилактике нарушений этих требований (далее – Мероприятий по профилактике).
В соответствии с частью 4 статьи 8.2 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" мероприятия по профилактике состоят:
в обеспечении размещения на официальных сайтах в сети "Интернет" перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов;
в осуществлении информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей по вопросам соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами. В случае изменения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля подготавливают и распространяют комментарии о содержании новых нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, требования, установленные муниципальными правовыми актами, внесенных изменениях в действующие акты, сроках и порядке вступления их в действие, а также рекомендации о проведении необходимых организационных, технических мероприятий, направленных на внедрение и обеспечение соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами;
в обеспечении регулярного (не реже одного раза в год) обобщение практики осуществления в соответствующей сфере деятельности государственного контроля (надзора), муниципального контроля и размещение на официальных сайтах в сети "Интернет" соответствующих обобщений, в том числе с указанием наиболее часто встречающихся случаев нарушений обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами, с рекомендациями в отношении мер, которые должны приниматься юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в целях недопущения таких нарушений;
в выдаче предостережений о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Региональная служба, размещает на официальном сайте в сети "Интернет" и поддерживают в актуальном состоянии перечни нормативных правовых актов, а также обеспечивают их своевременную актуализацию.
Региональная служба проводит конференции, семинары с приглашением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных заинтересованных лиц, с приглашением при необходимости представителей образовательных, научных и экспертных организаций в целях обсуждения актуальных вопросов соблюдения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами.
2.2.2. Осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
При исполнении государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости Региональная служба:
- осуществляет контроль за соблюдением застройщиком:
а) установленных частью 2 статьи 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ требований к застройщику;
б) установленных статьей 3.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ требований к раскрытию и размещению им информации;
в) примерных графиков реализации проектов строительства;
г) установленных частью 5 статьи 18 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ требований к ведению учета денежных средств, уплачиваемых участниками долевого строительства;
- выдает заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частью 2 статьи 3, статьями 20 и 21 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, либо мотивированный отказ в выдаче такого заключения;
- ежеквартально получает от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств по договорам, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;
- осуществляет контроль за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- осуществляет контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона, в том числе запрашивает у Центрального банка Российской Федерации информацию о соответствии банка, с которым застройщиком заключен договор поручительства, или страховой организации, с которой застройщиком заключен договор страхования, требованиям настоящего Федерального закона, а также рассматривает жалобы граждан и юридических лиц, связанные с нарушениями настоящего Федерального закона;
- направляет лицам, привлекающим денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписания об устранении нарушений требований настоящего Федерального закона, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений;
- принимает меры, необходимые для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации;
- направляет в правоохранительные органы материалы, связанные с выявлением фактов нарушения обязательных требований, имеющих признаки уголовно наказуемых деяний, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел;
- осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия.
- признает в соответствии с установленными уполномоченным органом критериями граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, пострадавшими и ведет реестр таких граждан.
- осуществляет контроль (надзор) за привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительными кооперативами многоквартирных домов в соответствии с федеральными законами, регулирующими деятельность таких кооперативов, с учетом положений настоящего Федерального закона о контроле за деятельностью застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
Исполнение государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в форме проверок, анализа полученной информации, регулирующих мероприятий:
- плановых (внеплановых) проверок деятельности застройщиков, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля…», с учетом особенностей Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ;
- мероприятия по контролю без взаимодействия с застройщиком соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, привлекающими денежные средства участников долевого строительства для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, обязательных требований к раскрытию и размещению информации о деятельности в сети «Интернет»;
- мероприятия по контролю без взаимодействия с застройщиком соблюдения жилищно-строительными кооперативами требований к размещению ими информации и документов;
- анализа ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства, если в течение квартала действовал хотя бы 1 договор участия в долевом строительстве или если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору;
- направления лицам, привлекающим денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, предписаний об устранении нарушений требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ, а также иных требований по вопросам привлечения денежных средств граждан для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, установленных нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, уполномоченного органа, и устанавливает сроки устранения этих нарушений;
- принятия мер, необходимых для привлечения лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства (их должностных лиц), к ответственности, установленной Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ и законодательством Российской Федерации;
- обращений в суды с заявлениями в защиту прав и законных интересов участников долевого строительства;
- в установленных законом случаях обращений в арбитражный суд с заявлением о приостановлении на определенный срок осуществления застройщиком деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости;
- обращений в арбитражный суд с заявлением о ликвидации лица, привлекающего денежные средства граждан для строительства, в случае неоднократного или грубого нарушения им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ или принятых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов, а также в иных предусмотренных федеральными законами случаях;
- направления в правоохранительные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений;
- получения от застройщика информации о физическом лице, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет в капитале преобладающее участие более чем 25 процентов) корпоративным юридическим лицом – застройщиком;
- получения от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в установленный статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ) срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается правовым актом Региональной службы;
- направления в правоохранительные органы материалов, связанных с нарушениями обязательных требований, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по фактам, имеющим признаки преступлений.
2.3. Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок исполнения государственного надзора
2.3.1. Порядок исполнения Региональной службой государственного строительного надзора регламентирован следующими нормативными правовыми актами:
- Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 №190-ФЗ (ст. 54);
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 № 54 «О государственном строительном надзоре в Российской Федерации»;
- приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1128 «Об утверждении и введении в действие Требований к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения» (РД-11-02-2006);
- приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1129 «Об утверждении и введении в действие Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации» (РД-11-04-2006);
- приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26.12.2006 № 1130 «Об утверждении и введении в действие Порядка формирования и ведения дел при осуществлении государственного строительного надзора» (РД-11-03-2006);
- приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.01.2007 № 7 «Об утверждении и введении в действие Порядка ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, конструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства» (РД-11-05-2007);
- постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 230 «Об утверждении Положения о Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области»;
- постановлением Региональной службы ГСН РО от 20.12.2016 № 3 «Об утверждении Административных регламентов исполнения Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области государственных функций».
2.3.2. Порядок исполнения Региональной службой государственного надзора в области долевого строительства регламентирован следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
- Федеральным законом от 29.07.2017 № 218-ФЗ «О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;
- Федеральным законом от 06.12.2011 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»;
- постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства»;
- постановлением Правительства РФ от 21.04.2006 № 233 «О нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика»;
- приказ Федеральной службы по финансовым рынкам РФ от 30.11.2006 № 06-137/пз-н «Об утверждении Инструкции о порядке расчета нормативов оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» //«Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 5, 29.01.2007, «Российская газета», № 19, 31.01.2007.
- постановление Правительства РФ от 11.06.2018 № 673 «Об утверждении Правил расчета собственных средств застройщика, имеющего право на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов на основании договора участия в долевом строительстве в соответствии с Федеральным законом «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 14.06.2018, «Собрание законодательства РФ», 18.06.2018, № 25, ст. 3693.
- постановлением Правительства РФ от 03.02.2017 № 131 «Об утверждении типового соглашения о возникновении у участника долевого строительства доли в праве общей долевой собственности на объект социальной инфраструктуры»
- приказом Минстроя России от 20.12.2016 № 996/пр «Об утверждении формы проектной декларации»;
- приказом Минстроя России от 09.12.2016 № 914/пр «Об утверждении требований к порядку размещения на официальном сайте застройщика информации в отношении многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) с привлечением денежных средств участников долевого строительства»;
- приказом Минстроя России от 25.11.2016 № 854/пр «Об установлении понижающих коэффициентов для расчета площади лоджии, веранды, балкона, террасы, используемой при расчете общей приведенной площади жилого помещения»;
- приказом Минстроя России от 12.08.2016 № 560/пр «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан»;
- приказом Минэкономразвития РФ от 30.04.2009 № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля;
- приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 03 июля 2017 года № 955/пр «Об утверждении формы отчетности об осуществлении деятельности жилищно-строительного кооператива, связанной с привлечением денежных средств граждан для строительства жилищно-строительным кооперативом многоквартирного дома, в том числе об исполнении таким кооперативом своих обязательств перед членами кооператива и иными лицами, и порядка предоставления жилищно-строительным кооперативом указанной отчетности в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости»;
- постановлением Региональной службы ГСН РО от 03.07.2017 № 3 «Об утверждении Административного регламента исполнения Региональной службой государственного строительного надзора Ростовской области государственной функции «Осуществление государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ростовской области»;
- постановлением Региональной службы ГСН РО от 22.06.2017 № 2 «О Перечне сведений и (или) документов, которые Региональная служба государственного строительного надзора Ростовской области вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости».
2.4. Взаимодействие Региональной службы при осуществлении своих полномочий с другими органами государственного контроля (надзора), порядок и форма такого взаимодействия
2.4.1. В ходе проверки в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам и органам местного самоуправления организаций запрашиваются и получаются следующие документы и (или) информация:
в Федеральной налоговой службе России (ФНС России) – сведения из Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Единого государственного реестра налогоплательщиков, единого реестра субъектов малого и сре