Официальный портал
правительства Ростовской области

«О социальном благополучии детей и семей в Ростовской области»

25 января 2017 г.

Расширенное заседание правительства Ростовской области

Доклад министра общего и профессионального образования Ростовской области Л.В.Балиной

 

Уважаемый Василий Юрьевич, уважаемые члены правительства! Участники заседания!

Вопрос, вынесенный сегодня на рассмотрение очень важный и имеет глобальное значение. Социальное благополучие человека – безусловный приоритет деятельности всех органов власти, учреждений социальной сферы.

Этой теме особое внимание в своем ежегодном  Послании Федеральному Собранию 1 декабря прошлого  года уделил наш Президент Владимир Владимирович Путин.

Особое место в  социальном благополучии отводится детям. Каждый четвертый житель нашей области – ребенок, который в соответствии с международной конвенцией ООН и конституцией нашего государства имеет право:

-      на жизнь и охрану здоровья,

-      на образование и всестороннее развитие,

-      на сохранение собственной индивидуальности и достоинства,

-      на досуг и отдых,

-      на защиту от всех форм физического, психологического насилия, грубого обращения, оскорблений, дискриминации и эксплуатации.

И сегодня очень важно понять, что мы делаем и что еще можем сделать для всех категорий детей: талантливых, одаренных, а особенно с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, детей из неблагополучных семей и семей в трудной жизненной ситуации, проживающих в перегруженном мегаполисе либо в удаленной сельской глубинке.

Система образования Ростовской области обеспечивает гарантии доступности образования для всех указанных категорий детей.

Важным звеном в этой системе является социально-психологическое сопровождение детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально опасном положении: детей-инвалидов, детей-сирот, детей из многодетных, малоимущих, неблагополучных семей, несовершеннолетних правонарушителей и жертв агрессии и пр. социально уязвимых категорий.

Координацию деятельности служб психолого-педагогической, социальной и правовой помощи детям и семьям «групп риска» в сфере образования Ростовской области обеспечивает один из наиболее признанных в России Центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Наиболее пристального внимания требуют дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды. К сожалению, количество детей с нарушениями в развитии (с ограниченными возможностями здоровья) не сокращается.

Формы обучения и социализации таких детей самые разные:

для детей с легкими нарушениями – в массовой школе с созданием доступной среды обучения,

для детей с более сложными отклонениями – действует сеть коррекционных учреждений различного вида, организовано обучение на дому и дистанционное образование. Наша задача – максимально приблизить возможность обучения детей инвалидов к месту жительства.

В 2017 и в последующие годы необходимо расширение сети коррекционных школ с учетом принципа территориальной доступности на севере и востоке области за счет перепрофилирования имеющихся учреждений.

К сожалению, есть дети-инвалиды, обучение которых в колледжах или вузах невозможно.

Обучение в школе-интернате должно стать социальным лифтом и платформой для получения ребенком-инвалидом профессии или специальности для дальнейшей востребованности в жизни.

Для этого в 7-ми специальных школах-интернатах реализуются программы подготовки по 11 профессиям, еще в 3-х специальных школах-интернатах с 2012 года работают Ресурсные центры профессиональной ориентации и профессиональной подготовки («Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», «Гуковская специальная школа-интернат №12», «Николаевская специальная школа-интернат»).

В области разработан межведомственный комплексный план мероприятий по развитию системы профессиональной ориентации детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В настоящее время в 35 техникумах и колледжах области обучаются 310 инвалидов по 26-ти направлениям подготовки, из них приняты на обучение в 2016 году 111 человек. В том же году завершили обучение 109 молодых специалистов с инвалидностью, из них: трудоустроены – 78 человек, продолжили обучение в вузах – 19 человек (находятся в декретном отпуске – 6 человек, сменили место жительства – 3 человека, не работают по состоянию здоровья – 2 человека, не трудоустроены – 4 человека).

Особое внимание уделяется вопросам социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В общей численности детского населения области 1,25% составляют дети, оставшиеся без попечения родителей. Большинство из них (91%) воспитывается в замещающих семьях.

В 2015 году в семьи граждан устроено 1562 ребенка, в 2016 - 1466 детей-сирот.

В результате отмечается существенное сокращение числа детей, состоящих на учете в региональном банке данных. Так, за последние 3 года банк данных сокращен на 27% - в 2014 году, на 30% - в 2015, на 25% - в 2016. Ростовская область ежегодно входит в десятку регионов, где эта работа особенно эффективна.

Сокращение банка данных, в свою очередь, продолжает влиять на изменение структуры контингента детей: 88% детей находятся в возрасте от 7 до 18 лет, 44% детей имеют братьев и сестер, 38% - установленную инвалидность. Естественно, что подобная ситуация затрудняет поиск им замещающей семьи.

Вместе с тем, приоритетной задачей для органов опеки остается обеспечение устройства детей-сирот в замещающие семьи. Для достижения результата органы опеки должны использовать новые методы работы, активизировать деятельность по временной передаче детей в семьи на время каникул, что является очень эффективным средством для последующей передачи в семью подростков и инвалидов.

В некоторых муниципалитетах при прочих равных условиях эта работа ведется достаточно интенсивно (Таганрог- 28 детей, Новочеркасск- 24 ребенка, Шахты- 11 детей), а в некоторых - Тарасовском, Красносулинском районах, Первомайском районе г. Ростова-на-Дону - ведется плохо, ссылаясь на неудобный возраст, отсутствие кандидатов и прочие, «не зависящие» от органов опеки причины.

Сиротам, воспитывающимся в замещающих семьях, своевременно и в полном объеме предоставляются меры государственной поддержки, установленные федеральным и областным законодательством.

Но особое внимание уделяется созданию условий для детей, которые еще вынуждены находиться в учреждениях.

Детские дома реорганизованы в Центры помощи детям и наделены новыми полномочиями по устройству детей в семьи, восстановлению родителей в правах, подготовке кандидатов в замещающие родители, сопровождению выпускников и приемных семей.

В  результате сокращения контингента воспитанников, переданных в семьи, сеть центров за прошедший год сокращена на 6 учреждений. Проживание детей организовано по семейному типу. В учреждениях оборудовано 98 жилых блоков, 13 социальных гостиниц для проживания выпускников и 4 приемно-карантинных отделения для незамедлительного помещения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Средняя продолжительность пребывания детей в учреждениях для детей-сирот сократилась с 48 месяцев - в 2015 году до 36 месяцев – в 2016 году.

На протяжении последних лет в области наблюдалось стабильное снижение количества выявленных детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, в текущем году сохранить достигнутый результат не удалось. Без попечения родителей остались 1187 детей, что на 3% больше, чем в предыдущем, из них только 332 ребенка стали сиротами по причине смерти родителей. Остальные являются так называемыми социальными сиротами, у большинства  родители лишены или ограничены в родительских правах.

При этом излишне напоминать, что  лишение родительских прав является крайней мерой, когда весь комплекс мероприятий по оказанию помощи семье исчерпан.

Особого внимания со стороны государства требуют дети, которые находятся в социально опасном положении. В данную категорию входят несовершеннолетние, родители которых не исполняют своих обязанностей по воспитанию, обучению, содержанию или отрицательно влияют на поведение детей, либо жестоко обращаются с ними. С 2007 года учет таких семей ведется в соответствии с Порядком формирования областного банка данных семей, находящихся в социально опасном положении.

На момент создания банка, то есть  на конец 2007 года  в области 4081 семья имела статус «находящейся в социально опасном положении», в них проживали 7289 детей.

За  прошедшие 10 лет количество таких семей сократилось почти в  3 раза и  на 1 января  2017 года в регионе учтено только 1399 семей, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются 3151 ребенок.

Семьям и детям, состоящим на учете, должна оказываться помощь и поддержка для вывода  из кризиса и исключения случаев изъятия ребенка из семьи.

В качестве положительного опыта по профилактике социального сиротства можно отметить работу Милютинского, Обливского, Пролетарского, Советского районов, в которых отсутствуют случаи лишения (ограничения) родителей, состоявших на учете, в родительских правах.

Вместе с тем, анализ показал, что из 464 детей, родители которых лишены (ограничены) родительских прав, лишь около половины учтены в банке данных семей в социально опасном положении, то есть профилактическая работа с остальными семьями не велась.

Так, из 22 детей, родители которых лишены прав в Красносулинском районе, на учете состояли только 8 детей, в Миллеровском - 7 из 15, Октябрьском -8 из 18, в Родионово-Несветайском - 2 из 11, г. Таганроге - 1 из 11, г. Ростове-на-Дону - 12 из 49, г. Шахтах - 5 из 25, в  Неклиновском  и Тацинском районах на учете не состоял ни один ребенок.

Особого внимания заслуживает и эффективность проводимой работы. Так,  более половины детей  (55%, 132 ребенка) состояли на учете 1-2 года, что свидетельствует о том, что реальные меры помощи семье не оказываются, основными методами работы продолжают оставаться беседы с родителями и обследования их жилищно-бытовых условий.

Подобная многолетняя неэффективная работа приводит к тому, что более трети детей остаются без попечения родителей в возрасте от 10 до 18 лет, то есть когда возможности устройства ребенка в замещающую семью затруднены.

В целом ряде территорий этот показатель значительно превысил средне областной и составил от 40 до 60 %. Например, в Волгодонском остались без попечения родителей в указанном возрасте 4 из 6 детей, в Константиновском районе 6 из 12, в Азовском - 16 из 37, в Зерноградском 6 из 11, в Волгодонске - 11 из 18, в Ростове-на-Дону - 24 из 49.

Таким образом, при формировании  банка данных семей в социально опасном положении, наиболее актуальной является проблема  несвоевременного выявления  детей и семей этой категории.

Другая проблема – это несоответствие мероприятий, которые внесены в программы  индивидуальной профилактической работы,  реальным рискам и потребностям конкретных детей и семей. Нередки случаи, когда в качестве реабилитационных мероприятий предусмотрены  только индивидуальные беседы с детьми и помощь психолога.  При этом выясняется, что, например, троих детей воспитывает одна мама, которая большую часть времени провидит на двух-трех работах.  Возможно, ей и нужна  помощь  психолога, но  для  решения  проблемы в данном случае важно предоставить маме материальную помощь либо помощь волонтера, который бы  осуществлял надзор за детьми, организовать досуг несовершеннолетних и иную реальную помощь.

Обращаю внимание глав, что следует пересмотреть список организаций и учреждений, привлекаемых к работе с детьми, обновить перечень услуг, которые предоставляются детям и семьям. К этой  деятельности следует привлекать не только органы  образования и соцзащиты,  но  и учреждения культуры и спорта, органы по молодежной политике, которые  имеют  необходимые ресурсы для организации досуга, волонтерской и иной помощи.

Главам муниципальных образований необходимо провести системный анализ профилактики социального сиротства, оценить результативность командной работы по выводу семей из кризиса и на основе полученных результатов принять дополнительные меры по повышению эффективности этой деятельности. По итогам анализа поручить комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав на местах скорректировать систему сопровождения детей и семей в социально опасном положении с учетом конкретных проблем семьи и ребенка.

Каждый из нас на своем месте должен оценить те социальные риски и последствия несвоевременного либо ненадлежащего вмешательства в разрешение трудной жизненной ситуации на приведенных мной отдельных примерах. Нам вместе нужно переломить ситуацию к лучшему, исключить случаи равнодушия и формализм в работе.

Уверена, что эти меры  поднимут  уровень  социальной защищенности семей с детьми и позволят выполнить поручение Президента Российской Федерации об улучшении их социального благополучия, прозвучавшее в ежегодном послании.

Смотри также:

Информация о заседании правительства Ростовской области 25.01.2017