Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

«О подведении итогов оценки качества организации бюджетного процесса в муниципальных образованиях Ростовской области за 2016 год»

22 марта 2017 г.

Расширенное заседание Правительства Ростовской области

Доклад заместителя губернатора-министра финансов Ростовской области Л.В.Федотовой

 

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые участники заседания!

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 2 августа 2012 года № 708 министерством финансов Ростовской области подведены итоги работы муниципальных образований по качеству организации бюджетного процесса за 2016 год.

Результаты работы 463-х органов местного самоуправления оценены на всех стадиях бюджетного процесса по шести направлениям:

соблюдение бюджетного законодательства,

качество бюджетного планирования и полнота исполнения бюджета,

прозрачность бюджетного процесса,

состояние муниципального долга,

финансовые взаимоотношения районов с поселениями,

управление муниципальной собственностью и оказание муниципальных услуг.

По результатам оценки необходимо отметить следующее.

Среднедушевые бюджетные доходы местных бюджетов в Ростовской области в 2016 году составили 14 800 рублей на человека при среднем по субъектам ЮФО – 12 100 рублей на человека (без учета субвенций на осуществление переданных государственных полномочий).  

Собственные налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов исполнены по итогам 2016 года в объеме 35,4 млрд. рублей с приростом к уровню 2015 года в сопоставимых условиях на 2,4 млрд. рублей или на 7,3 %. В их числе прирост поступлений по налогу на доходы физических лиц – 1,4 млрд. рублей или 9,2 %, сельхоз налог – 389,4 млн. рублей, акцизы на нефтепродукты – 333,2 млн. рублей.

Поступления в местные бюджеты по нормативам отчислений от областной доли налогов составили 9,7 млрд. рублей.

(НДФЛ по нормативу 15 % – 8,3 млрд. рублей, акцизы на нефтепродукты по нормативу 10 % – 1,2 млрд. рублей, государственная пошлина, уплачиваемая в случае подачи документов в МФЦ по нормативу 45,0 % – 205,1 млн. рублей)

Расходы местных бюджетов за счет всех источников исполнены в объеме 114,3 млрд. рублей на 95,7 % к утвержденным плановым показателям, что выше уровня 2015 года на два процентных пункта.

Вместе с тем, по-прежнему, актуален вопрос неравномерного исполнения расходов в течение года: удельный вес собственных расходов местных бюджетов (без учета расходов за счет целевых межбюджетных трансфертов) в четвертом квартале составляет более 35,0 % годовых назначений.

Именно на этот период приходятся окончательные расчеты по инвестиционным контрактам. Но в условиях трехлетнего бюджетного цикла равномерному планированию расходов должно быть уделено повышенное внимание.

Субвенции на переданные государственные полномочия освоены муниципалитетами  почти на  100% годовых назначений.

Вместе с тем  целевые средства на софинансирование муниципальных полномочий (субсидии и иные межбюджетные трансферты) в 2016 году освоены на 88,8 % от плана. В тоже время наблюдается рост на 6 процентных пунктов относительно 2015 года (неисполнение в 2015 году – 4,7 млрд. рублей, в 2016 году – 2,2 млрд.  рублей).

Изменениями в постановление Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 834  «О порядке расходования субсидий и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам» по аналогии с федеральными подходами установлены меры ответственности муниципальных образований за не соблюдение графика строительства объектов и не достижение показателей результативности использования субсидий.

Нарушители будут возвращать средства в бюджет!

В целом за 2016 год местные бюджеты исполнены с профицитом в размере 1,2 млрд. рублей. При этом по итогам 2015 года дефицит местных бюджетов составил 1,1 млрд. рублей. На четверть сократилось количество дефицитных местных бюджетов (с 230-ти по итогам исполнения за 2015 год до 173-х).

Для сравнения профицит у местных бюджетов нашего ближайшего соседа Краснодарского края – 297,9 млн. рублей, а в целом по субъектам ЮФО – 68,5 млн. рублей.

По итогам года отсутствует просроченная кредиторская задолженность местных бюджетов по обязательствам перед гражданами и поставщиками товаров и услуг. Это значит, что все подлежащие оплате бюджетные обязательства исполнены в полном объеме.

По ряду муниципальных образований снижены или полностью ликвидированы просроченные долги унитарных предприятий на общую сумму 67,9 млн. рублей (Аксайский, Багаевский, Пролетарский и Советский районы полностью ликвидировали; города – Азов, Гуково, Зверево, Каменск-Шахтинский, Таганрог, Шахты, Красносулинский и Семикаракорский районы  снизили).

 Хотя, по-прежнему, долг остается значительным, в основном в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В целом недоимка по местным бюджетам выросла за прошлый год  на 830,7 млн. рублей.

Вместе с тем ряд территорий обеспечили снижение задолженности по налогам и сборам на сумму 646,5 млн. рублей. В их числе Дубовский, Каменский, Красносулинский, Милютинский, Обливский, Семикаракорский и Чертковский районы.

Положительные итоги обусловлены, в том числе, оказанной  значительной финансовой поддержкой  из областного бюджета.

Объем  межбюджетных трансфертов составил в 2016 году 80,3 млрд. рублей – это 52,7 % общего объема расходов областного бюджета.

Собственная финансовая помощь из областного бюджета  (без учета федеральных средств) составила 65,1 млрд. рублей с приростом к уровню 2015 года на 3,8 млрд. рублей или 6,2 %.

 В соответствии с требованиями бюджетного законодательства местным бюджетам предоставлены в запланированном объеме межбюджетные трансферты нецелевого характера – 6,8 млрд. рублей (дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности – 6,5 млрд. рублей, дотации на обеспечение сбалансированности – 0,3 млрд. рублей).

При этом в целях повышения выравнивающей составляющей финансовой помощи дотации были увеличены к первоначальным показателям бюджета на 1,1 млрд. рублей.

По уровню удельного веса финансовой помощи местным бюджетам на текущие расходы в общем объеме расходов Ростовская область сохраняет лидирующие в ЮФО позиции – 4,5 %, что превышает аналогичный усредненный показатель по соседним регионам в ЮФО –    3,0 %.

Наравне с финансовой поддержкой большое внимание было уделено методологическому сопровождению деятельности местных администраций по финансово-бюджетным вопросам.

В течение года было рассмотрено более 200 обращений о согласовании изменений параметров бюджетов в соответствии с заключенными соглашениями и договорами.

Это позволило ограничить планирование нереальных к поступлению доходов и соответственно заведомо невыполнимых расходов, обеспечить соблюдение ограничений по дефициту местных бюджетов и объему муниципального долга. Так сомнительных к поступлению доходов не было согласовано в объеме более 120 млн. рублей.

В соответствии с положениями бюджетного законодательства проекты 79 местных бюджетов на 2017-2019 годы прошли предварительную экспертизу в министерстве финансов.

В течение года осуществлялся постоянный мониторинг финансового состояния местных бюджетов, их общей сбалансированности, рисков образования просроченной кредиторской задолженности.

Благодаря совместным усилиям проводится взвешенная долговая политика на муниципальном уровне.

Общий объем муниципального долга в Ростовской области на       1 января 2017 года составил 4,5 млрд. рублей.

Ростовская область единственная в ЮФО, которая обеспечила  снижение муниципального долга на 270 млн. рублей или 5,6 %.

Этому способствовало выделение дополнительной финансовой помощи областного бюджета 21-му муниципальному району и городскому округу на общую сумму 219,4 млн. рублей для возврата  ранее выданных бюджетных кредитов.

В целях предотвращения временных кассовых разрывов выделено 187,0 млн. рублей бюджетных кредитов с платой за пользование 0,1 % годовых, которые в полном объеме и в установленные сроки возвращены в областной бюджет.

Для сравнения:  в расчете на душу населения муниципальный долг в Ростовской области составляет 1 100 рублей на человека, что меньше чем в два раза среднероссийского показателя (2 500 рублей на человека) и среднего показателя по субъектам ЮФО (2 300 рублей на человека).

При этом анализ структуры муниципального долга показал, что в Ростовской области 50 % составляют кредитные заимствования банков, 43 % бюджетные кредиты, выделенные по ставке 0,1 % годовых. В то время как в среднем по субъектам ЮФО доля затратных по обслуживанию коммерческих кредитов составляет 77 %, а по Российской Федерации –      62 %.

В целом, очевидно, что развитие наших муниципальных образований обеспечивается за счет наращивания собственных ресурсов областного и местных бюджетов.

Вместе с тем в ходе контрольной работы выявляются  недостатки в работе местных администраций по вопросам кредитных взаимоотношений на уровне район-поселение, вопросам привлечения банковских кредитов, долговой отчетности и подготовки муниципальных правовых актов в этой сфере.

29 марта мы планируем проведение совещания с участием руководителей финансовых органов муниципальных образований, на котором в числе прочих вопросов совместно с Контрольно-счетной палатой будут освещены недостатки в работе и предложены меры по их недопущению в дальнейшем.

Контроль этого направления работы будет продолжен на постоянной основе.

Вместе с тем усилия местной власти, в первую очередь, должны направляться на повышение эффективности освоения бюджетных средств и рост собственных доходов. 

В целях обеспечения устойчивости бюджетной системы  Ростовской области, как одного из гарантов дальнейшего  социально-экономического развития, необходимо совместными усилиями органов государственной власти и органов местного самоуправления продолжить работу по бюджетной консолидации, в том числе по:

мобилизации доходов, оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот (пониженных ставок по налогам);

оптимизации непервоочередных расходов при безусловном выполнении программных указов Президента Российской Федерации;

созданию благоприятных условий для развития экономики.

Бюджетный  процесс – это «живой организм», постоянно изменяющийся с учетом требований времени.

А оценка качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях – инструмент, который позволяет  выделить эффективные практики, оценить результаты их внедрения, понять слабые места и определить дальнейший план действий.

Неоднократно отмечалось, что итоги оценки качества управления бюджетным процессом зависят не только от работы финансовых органов, обеспечивающих непосредственное составление проектов бюджетов, но и от слаженной работы всех остальных подразделений местных администраций.

При подведении итогов были определены 15 муниципальных образований, получивших наиболее высокие рейтинговые баллы.

Вместе с тем с учетом данных о проведенных проверках Контрольно-счетной палаты, Федерального казначейства, КРУ минфина области, а также информации Управления федеральной налоговой службы по Ростовской области проведена дополнительная оценка работы этих муниципальных образований и их количество уменьшилось до 6-ти. Результаты доложены Губернатору Ростовской области.

Спасибо за внимание!

Смотри также:

Информация о заседании правительства Ростовской области 22.03.2017