Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

"О ходе реализации за I полугодие 2017 года мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Ростовской области», утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 28.02.2013 № 106"

26 июля 2017 г.

Заседание Правительства Ростовской области

Доклад министра здравоохранения Ростовской области Т.Ю.Быковской

 

Уважаемый Василий Юрьевич!

Уважаемые члены правительства!

Уважаемые присутствующие!

В своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Здоровье людей – это самый драгоценный и надежный капитал»; «Смысл всей нашей политики – это сбережение людей, умножение человеческого капитала как главного богатства России».

Основные приоритеты и векторы развития отрасли определены Указами Президента России и данными в их развитие поручениями.

На территории области продолжается реализация «Дорожной карты», утвержденной постановлением Правительства Ростовской области от 28.02.2013 № 106, по основным направлениям:

  • формирование эффективной структуры здравоохранения и системы управления оказанием медицинской помощи в медицинских организациях Ростовской области,
  • реализация государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» на территории области.

Проводимые структурные преобразования в здравоохранении направлены на повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению области, совершенствование первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной помощи.

На слайде представлена структура здравоохранения области: 193 медицинские организации, в том числе 152 медицинские организации, находящиеся в муниципальной собственности, и 38 медицинских организаций областной подчинённости. Кроме того, на территории Ростовской области функционирует 3 медицинские организации здравоохранения федерального подчинения.

Модель организации медицинской помощи  представляет собой трёхуровневую систему, включающую медицинские организации областного, межтерриториального и муниципального уровней.

Численность постоянного населения Ростовской области составляет 4,3 млн. человек, из которых 1/3 - жители сельских территорий. Удаленность некоторых районных центров от города Ростова составляет до 400 км.

Ввиду особенностей территориально-демографической ситуации, для области, как и в целом для структуры здравоохранения Российской Федерации, приоритетом остается село и развитие первичной медико-санитарной помощи сельскому населению.

В области функционируют 1033 фельдшерско-акушерских пункта и 182 врачебные амбулатории. Регулярно осуществляются мероприятия по поддержанию материально-технического состояния объектов. При нецелесообразности проведения капитальных ремонтов  производится замена на модульные фельдшерско-акушерские пункты и  врачебные амбулатории.

На 2017 год запланировано приобретение 97 модульных  фельдшерско-акушерских пунктов и 12 врачебных амбулаторий (на условиях софинансирования на сумму 212 млн. рублей  из областного бюджета, 14 млн. рублей - средств муниципальных образований). Процедура закупок завершена. По состоянию на 01.07.2017 установлено 8 модульных фельдшерско-акушерских пунктов.

Для  повышения доступности оказания лекарственной помощи жителям сельских территорий,  выданы лицензии по данному виду деятельности  930 ФАПам, что позволило организовать на данных пунктах продажу медикаментов.

Наиболее востребованной пациентом наряду с первичной медицинской помощью является скорая помощь.

В условиях современного трафика движения, благодаря установленным на каждой машине СМП датчикам системы ГЛОНАСС, мы можем говорить, что скорость доезда напрямую зависит от плотности дорожного движения. В 30% случаев неотложная помощь, более приближенная к месту ее оказания, положительно влияет на результат работы первичного звена. В настоящее время бригады СМП укомплектованы фельдшерами хорошо - 79%, с врачами дело обстоит хуже, укомплектованность составляет  38%.

Муниципальные медицинские организации первого уровня наиболее часто подвергаются критике. Это и понятно, именно через амбулаторно-поликлиническое звено проходит основной поток пациентов. Со стороны министерства предпринят целый ряд мер, направленных на снятие напряженности и недовольства населения. С 2017 года реализуется пилотный проект «вежливая регистратура», расширены условия записи на прием, создаются условия социального комфорта при ожидании приема в поликлиниках. Специалистам сельских поликлиник помогают выездные бригады областных специалистов. Но нельзя говорить о равнодоступности медицинской помощи, если в некоторых муниципальных сельских территориях до сих пор не до конца решен вопрос с транспортной инфраструктурой. И сколько бы не было оборудования в поликлинике, какими кадрами бы она не располагала, мы не сможем их рационально использовать, если в районный центр из отдаленного села ездит в день один автобус, или вообще не ездит…..

Для приближения к сельскому населению специализированной медицинской помощи, определен порядок выездной деятельности консультативных бригад областных медицинских организаций.  За 6 месяцев 2017 года восьмью областными медицинскими организациями было осуществлено 85 выездов в 26 муниципальных образований области, осмотрено 7946 человек.

Специалисты консультативных бригад при осуществлении выездной работы принимают также участие в проведении диспансеризации определенных групп взрослого населения, (в 2016 году 55 бригадами осмотрено  5187 человек, за 6 месяцев 2017 года 55 бригадами осмотрено 2409 человека).

Для раннего выявления заболеваний, патологических состояний, факторов риска в 2017 году продолжено проведение диспансеризации детей, определенных групп взрослого населения.  В текущем году диспансеризации подлежат 520 000 человек.

 По состоянию на 01.07.2017 число граждан, прошедших I этап диспансеризации, составило 261956 человек (50,4% от годового плана).

 Число граждан, направленных на II этап диспансеризации, на 1 июля составило 77444 человека (29,6% от количества граждан, прошедших I этап диспансеризации).

На слайде обозначены «антилидеры» по направлению пациентов на II этап. Это говорит о формальном подходе в проведении диспансеризации.

Каменский р-он – 0%, Багаевский р-он – 7%, г. Новошахтинск – 8%, Егорлыкский р-он – 9%, г. Батайск – 17%, Боковский р-он – 13%, Константиновский р-он – 17%, г. Зверево – 14%, Кагальницкий р-он – 18%, Аксайский р-он – 17%, Красноулинский р-он – 16%, Советский р-он – 18%, Миллеровский р-он – 19%, Куйбышевский р-он – 20%, Семикаракорский р-он – 18%, Родионово-Несветайский р-он – 21%.

Развивается высокотехнологичная медицинская помощь.

В текущем году количество медицинских организаций, оказывающих жителям такую помощь, увеличилось до 26 (2016 г.- 20).

Министерством здравоохранения  и территориальным фондом обязательного медицинского страхования Ростовской области предусмотрен рост плановых объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи жителям области на 30%. За 6 месяцев 2017 года помощь получили 7850 жителей области, что на 15,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Объем запланированных средств (1,9 млрд. рублей) на 45% выше уровня прошлого года. Проведенный мониторинг показал, что среди пациентов, нуждающихся в оказании ВМП, нет неудовлетворенных организацией и качеством ее выполнения.

В области продолжается развитие современной службы экстренной специализированной медицинской помощи при таких жизнеугрожающих состояниях, как острый инфаркт миокарда и инсульт. В настоящее время осуществляются мероприятия по открытию первичного сосудистого центра на базе МУЗ «Городская больница №1» г. Волгодонска.

Не могу не отметить, что реализовать эту задачу в таких сложных экономических условиях невозможно было бы без участия Губернатора.  В очередной раз здравоохранение области получило финансовую поддержку, что положительно скажется на показателях работы.

Продолжают развиваться стационар-замещающие технологии Мощность дневных стационаров на 01.07.2017 составляет 6075 коек (с 2014 года количество коек дневного стационара увеличено на 44,5%). Это повышает доступность стационарзамещающих видов медицинской помощи, и качество оказания медицинской помощи населению области.

Постоянное внимание со стороны минздрава и руководства области уделяется удовлетворению реальной потребности населения нашего  региона во врачах разного профиля и среднем медицинском персонале. Разработан и осуществляется целый комплекс мероприятий.

В рамках реализации региональной «дорожной карты» обеспечено поэтапное повышение уровня заработной платы отдельным категориям работников учреждений здравоохранения. За первое полугодие 2017 года рост среднемесячной заработной платы представлен на слайде:

врачей и работников медицинских организаций, имеющих высшее медицинское или иное высшее образование, предоставляющих медицинские услуги - 3,4% к аналогичному периоду 2016 года (36658,1 рублей);

среднего медицинского персонала - 2,0% (21790,4 рублей);

младшего медицинского персонала – 3,8% (15154,1 рублей).

Во исполнение поручения заместителя Председателя Правительства Российской Федерации О. Голодец внесены изменения в целевые показатели повышения оплаты труда  с 1 октября 2017 года в расходах областного бюджета в текущем году зарезервированы средства на  повышение уровня заработной платы работников государственных учреждений здравоохранения, финансируемых из средств областного бюджета.

Так же, врачам, трудоустраивающимся в медицинские организации «угледобывающих территорий» области, с 2016 года предусмотрены единовременные выплаты в размере 500 тыс. рублей, а средним медицинским работникам (фельдшерам, акушеркам) 300 тыс. рублей.

По программе «Земский доктор» за период с 2012 по 2016 годы в сельское здравоохранение области привлечено 586 врачей, получивших единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей. В 2017 году предполагается, что в сельские населенные пункты, рабочие поселки и поселки городского типа прибудут на работу не менее 80 врачей, на эти цели запланировано 80 млн. рублей. (Из них 32 млн. рублей – на условиях софинансирования из областного бюджета, 48 млн. рублей - иные межбюджетные трансферты Федерального фонда обязательного медицинского страхования).

Укомплектованность штатных врачебных должностей физическими лицами за последний год увеличилась на 3%, средним медицинским персоналом - на 4%.

 Одним их механизмов повышения укомплектованности медицинских организаций врачебными кадрами является целевой набор в Ростовском государственном медицинском университете. С 2017 года количество целевых мест расширено до 280 с 243 мест в 2016 году, из них ежегодно 3 целевых места предусмотрены для моногородов области: Гуково, Донецка и Зверево.

С целью обеспечения медицинскими кадрами амбулаторно-поликлинического звена, прежде всего участковой службы врачами-терапевтами и врачами-педиатрами, в 2017 году запланировано направить на рабочие места 80%  выпускников медицинских ВУЗов и только 20% выпускников, продолжат образование в ординатуре по федеральным целевым квотам.

В связи с этим медицинскому сообществу области необходимо поднять на новый уровень институт наставничества.  

По итогам 2017 года планируется достижение показателя укомплектованности штатных врачебных должностей физическими лицами на уровне 87%, средним медицинским персоналом на уровне 89%.

Всего в нашей «дорожной карте» 10 демографических показателей. Остановлюсь на показателях материнской, детской и младенческой смертности.

Младенческая смертность за 6 месяцев 2017 года при установленном «дорожной картой» значении индикатора 7,5 на 1 тыс. родившихся живыми на 2017 год, составила 6,0. (За 6 месяцев 2016 года показатель младенческой смертности составлял 6,0).

За 6 месяца 2017 года число родившихся по данным Росстата составило (20671 ребенок), что на 2663 ребенка меньше, чем за аналогичный период 2016 года (23334 ребенка). За 6 месяцев 2017 года умер 141 ребенок первого года жизни,  что на 10 детей меньше, чем за аналогичный период 2016 года.

На слайде вы видите основные причины младенческой смертности.

Первое место в структуре младенческой смертности занимают заболевания периода новорожденности, которые составляют 36,6% от всех умерших на первом году жизни. Основные потери в этой категории приходятся на недоношенных детей.

Второе место занимают инфекционные заболевания и болезни органов дыхания, составляющие в структуре младенческих потерь 27,9%.

Третье место занимают врожденные пороки развития, которые в структуре младенческой смертности составляют  18,3%.

Особую тревогу вызывает смертность детей на дому, в том числе, от внешних причин. За 6 месяцев 2017 года на дому зарегистрирована смерть 35 детей, в том числе, от внешних причин 17 детей (2016 год – 51 и 29 соответственно).

Основные потери детей связаны с дорожно-транспортными происшествиями -5 случаев,  механической асфиксией -3, утоплением -3, падением с высоты -1 и поражением электрическим током -1. 

В сельских территориях число умерших от внешних причин составляет почти 2/3 от всех потерь, что свидетельствует о недостаточной организации досуга детей, ослабление родительской заботы и опеки. Вероятность погибнуть от насильственной смерти у детей зависит от уровня безопасности окружающей среды, а так же от культуры отношения людей. Таким образом, смерть от внешних причин это всегда социальные потери. Их снижение невозможно без общественного запроса на детскую безопасность.

У глав  территорий эти вопросы должны быть на особом контроле. Это наши дети и будущее нашего региона!

С марта 2017 года ежедневно, в рамках видеоселекторных совещаний с руководителями муниципального здравоохранения обсуждаются проблемы снижения смертности, по каждому случаю младенческой смерти проводится аудит. 

В 2017 году зарегистрирован один случай материнской смертности. Показатель на 100 000 живорожденных составил 5,8 (целевой индикатор дорожной карты – 15,0), за аналогичный период 2016 года – 15,6 (3 случая).

 

Остановлюсь на медицинской составляющей, влияющей на показатель рождаемости, хотя этот показатель не определен в нашей «дорожной карте», однако именно от уровня рождаемости зависит общая численность проживающего населения и опосредованно практически все остальные демографические показатели. Медицинских мероприятий, влияющих на рождаемость несколько:

Первое. Профилактика абортов

Организован Центр «кризисной беременности» при Областном центре охраны здоровья семьи и репродукции человека.

Благодаря проводимой работе количество медицинских абортов (по желанию женщины) за последние 5 лет снизилось более чем в 2,5 раза (5876 в 2016 против 15331 в 2011 году).  В дальнейшем планируется ежегодное снижение количества прерываний беременности по желанию не менее чем на 10% от уровня предыдущего года.

По оперативным  данным в январе-июне 2017 года снижение медицинских абортов составило 29,8%  по сравнению с аналогичным периодом  2016 года (2061 -2017 г., 2938- 2016 г.). В результате проводимой многоплановой работы в текущем году удалось сохранить 499 беременностей.

Второе. Расширение использования вспомогательных репродуктивных технологий (ЭКО)

Жителям области данный вид помощи доступен в трех центрах на территории г.Ростова-на-Дону. За 6 месяцев 2017 года на лечение бесплодия с применением ЭКО направлено 1044 человека, что на 16,2% больше, чем в 2016 году (875), проведено 512 программ ЭКО, что на 16,4% больше, чем за аналогичный период 2016 года (428 программ). По предварительным данным за январь-июнь 2017 года родилось 324 ребенка (в 2016 – 226 детей).

В 2017 году количество планируемых программ ЭКО за счет средств ОМС увеличено на 396 случаев (1250 программ) по сравнению с 2016 годом (854 программ). Это полностью покрывает потребность жителей области в данном виде лечения.

Теперь остальные демографические показатели.

Предварительные итоги работы за 6 месяцев 2017 года по показателям смертности населения по основным классам причин не превышают целевого значения, за исключением показателя смертности от всех причин:

Показатель смертности

2017 год

План

01.07.2017

Факт

Примечание

 

Смертность от всех причин

(на 1000 населения)

13,1

13,9

Превышение на  0,8

Смертность от новообразований

(в т.ч., от злокачественных)

(на 100 тыс. населения)

194,4

156,7

Снижение на 37,7

 

 

Смертность от болезней системы кровообращения

(на 100 тыс. населения)

698,1

649,8

Снижение на 48,3

 

Смертности от туберкулёза

(на 100 тыс. населения)

20,5

11,2

Снижение на 9,3

 

Смертность от дорожно-транспортных происшествий,

(на 100 тыс. населения)

 

9,5

 

7,7

Снижение на 1,8

 

Младенческая смертность

(на 1000 родившихся)

 

7,5

 

6,0

Снижение на 1,5

Материнская смертность (на 100 тыс. родившихся живыми)

14,9

4,8

Снижение на 10,1

К сожалению, не удается пока достичь значимого снижения показателя смертности от всех причин. Это связано с целым рядом объективных фактов. В первую очередь это снижение уровня рождаемости, область, как и вся Россия в целом вступила в период, так называемых последствий демографического провала 90 годов прошлого столетия.

Вторая по значимости причина - наличие в структуре населения более 31% лиц  пожилого и старческого возраста.

Однако, если сравнивать темпы снижения прошлого года и настоящего, имеет место тенденция к большему сохранению жизней (так за шесть месяцев 2016 года показатель составлял – 14,3 на 1000 населения, умерло 30239  человек, за шесть месяцев 2017 года - 13,9 на 1000 населения, умерло 29126  человек), при этом сохранены 1113 жизней. Вопрос сложный, требующий слаженных действий всех служб в каждом муниципальном образовании.

Второй показатель, который по угрозе недостижения среднероссийского уровня, на начало реализации «дорожной карты» - «смертность от туберкулеза». Он был значительно выше среднероссийского и составлял 22,5 случая на 100 тыс. населения (РФ - 13,5). На 01.07.2017 - 11,2 случая. Показатель в области снижен более чем в 2 раза.

Это – не случайность, а результат последовательной работы. Внедрение новых методов диагностики и лечения, технологии оценки чувствительности к препаратам каждого конкретного больного. В настоящее время противотуберкулезная служба испытывает недостаток в лекарственных препаратах для лечения больных с множественной и широкой лекарственной устойчивостью. А это может негативно сказаться на распространении туберкулезной патологии на территории области, чего допустить нельзя.

Хочу обратить ваше внимание на выполнение показателей «дорожной карты» в муниципальных образованиях. К сожалению,  есть муниципальные образования, в которых по итогам 6 месяцев 2017 года показатели смертности значительно превышают целевые значения.

Показатель «Смертность от всех причин» выше 15 на 1000 населения.

Смертность от всех причин (на 1000 населения)

Территории

2017

План

Факт

6 месяцев

Верхнедонской

15,9

20,4

Зерноградский

13,59

16,7

Кагальницкий

13,1

16,2

Каменский

13,5

17,5

Кашарский

13,1

16,1

Морозовский

13,1

15,8

Сальский

13,9

16,4

Семикаракорский

14,1

16,3

Тацинский

13,6

16,8

Чертковский

13,2

16,6

г. Гуково

13,1

16,3

г. Зверево

13,1

16,3

 

Смертность от болезней системы кровообращения (на 100 000 населения)

Территории

2017

План

Факт

6 месяцев

Верхнедонской

720

874,3

Кашарский

698,1

726,9

Родионо-Несветайский

698,1

801,7

Тарасовский

698,1

844,2

г. Гуково

698,1

718,3

г. Зверево

708,1

822,4

г. Новошахтинск

698,1

740,8

 

 

Смертность от новообразований (в том числе от злокачественных) 

(на 100 000 населения)

Территории

2017

План

Факт

6 месяцев

Азовский

145

180,2

Багаевский

159,8

164,1

Песчанокопский

194,4

223,9

Семикаракорский

154,4

194,2

г. Новошахтинск

145

174,0

г. Таганрог

202

258,9

г. Каменск-Шахтинский

194,4

204,8

 

 

Смертность от туберкулеза

(на 100 000 населения)

Территории

2017

План

Факт  

6 месяцев

Верхнедонской

13,7

32,8

Заветинский

5,6

24,0

Зерноградский

16,4

22,4

Пролетарский

20,5

23,1

Цимлянский

14,5

18,0

Чертковский

21,0

29,4

 

В области проводится аудит всех историй болезней умерших, разработана и введена в работу форма отчётности для каждого врача терапевта с ежемесячным анализом причин смертности на терапевтических участках, сформирован и исполняется график выездов профильных областных специалистов в муниципальные районы области.

Создана и функционирует межведомственная комиссия по реализации мер, направленных на снижение смертности населения.

Вопросы снижения смертности населения находятся на постоянном контроле Правительства, министерства здравоохранения области. Особое внимание уделяется вопросам межведомственного взаимодействия:

В заключение хочу подчеркнуть, что все изменения, происходящие в сфере здравоохранения, направлены на создание пациентоориентированной системы, работающей в рамках единых требований к качеству, доступности медицинской помощи и квалификации медицинских работников, а также реализующей государственные гарантии бесплатного оказания медицинской помощи населению на принципах социального равенства. Такие категории как своевременность, доступность и качество оказания медицинской помощи  каждому  нуждающемуся в ней жителю Донского края, стали главными критериями эффективности работы здравоохранения.

Благодарю за внимание.

Смотри также:

Повестка дня и материалы заседания Правительства Ростовской области 26.07.2017