Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

«О проекте областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

15 ноября 2018 г.

Публичные слушания по проекту областного закона «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Доклад заместителя Губернатора Ростовской области – министра финансов Л.В. Федотовой

 

Уважаемый Александр Валентинович, Игорь Александрович!

Уважаемые участники публичных слушаний!

В целях обеспечения открытости бюджетных данных на общественное обсуждение предлагается проект областного бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Бюджет подготовлен своевременно, в сроки, установленные бюджетным законодательством.

31 октября 2018 года проект бюджета внесен на рассмотрение депутатов Законодательного Собрания Ростовской области.

В целях информирования населения проект бюджета опубликован в газете «Наше время», размещен в сети «Интернет» на сайте Законодательного Собрания Ростовской области.

Традиционно министерством финансов области подготовлена брошюра «Бюджет для граждан» с презентациями по проектировкам доходов и расходов бюджета на 2019-2021 годы в доступной удобной форме для восприятия информации.

Идеология бюджетной политики на предстоящую трехлетку:

1. Обеспечение социального благополучия населения;

2. Экономический рост.

Реализация бюджетной и налоговой политики будет осуществляться путем:

  • Повышения налоговых и неналоговых поступлений в консолидированный бюджет;
  • Оптимизации и повышения эффективности расходов;
  • Инвестиций в человеческий капитал;
  • Проведения взвешенной долговой политики;
  • Совершенствования межбюджетных отношений.

Проектом бюджета соблюдены основные стратегические цели бюджетной политики – сбалансированность и устойчивость бюджетной системы.

В целях формирования сбалансированного бюджета Правительством Ростовской области приняты заблаговременные меры:

  • Пересмотрены ранее принятые планы и принят по согласованию с Минфином России новый план мероприятий по росту доходного потенциала и оптимизации расходов.
  • Проведена дополнительная работа по оценке эффективности действующих региональных налоговых льгот.
  • Утверждены основные направления долговой политики на 2019 - 2021 годы на основе взвешенного и осмотрительного подхода к вопросам государственного долга.
  • В части межбюджетных отношений предусмотрены меры по качественному и своевременному принятию и исполнению бюджетов муниципальных образований.

Особенности формирования бюджета на 2019-2021 годы:

  • Необходимость финансового Обеспечение реализации Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
  • Первоначальное планирование безвозмездных поступлений на уровне утвержденного бюджета в трехлетке 2018-2020 годов.

Уточнение федеральных поступлений будет учтено ко второму чтению бюджета по результатам вчерашнего рассмотрения проекта федерального бюджета в Государственной Думе Российской Федерации во втором чтении (14 ноября).

Прежде всего, это дополнительные субсидии на реализацию национальных проектов.

  • Расходы сформированы на основе вновь принятых государственных программ Ростовской области в рамках сформированной Стратегии социально-экономического развития Ростовской области на период до 2030 года.
  • Налоговые и неналоговые доходы спрогнозированы в условиях изменения налогового и бюджетного законодательства.

Существенное влияние на их объем оказала отмена с 2019 года налога на движимое имущество предприятий. Это федеральное решение принято в целях стимулирования предприятий направлять высвобождающиеся средства на модернизацию производства.

Выпадающие по этой причине доходы регионального бюджета (6,8 млрд рублей) будут компенсированы нам из федерального бюджета за счет:

  • увеличения с 50 до 80% (на 30%) норматива зачисления акцизов на крепкую алкогольную продукцию;
  • перераспределения с регионального уровня на федеральный расходных полномочий по обеспечению дорогостоящего лечения отдельных орфанных заболеваний (порядка 100 млн рублей);
  • снижения уровня софинансирования расходов со стороны региона на ежемесячную денежную выплату в случае рождения третьего и последующих детей в семье до достижения ими возраста 3 лет (порядка 1,1 млрд рублей);
  • предоставления дополнительных средств из федерального бюджета на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов (в 2018 уже распределено дополнительно 1,5 млрд рублей).

Основные параметры представленного на ваше рассмотрение проекта бюджета.

Он сформирован на основе прогноза социально-экономического развития Ростовской области на 2019-2024 годы, с учетом инфляции в 2019 году – 4,3%, в 2020 – 3,8%, в 2021 – 4%.

На 2019 год параметры бюджета в первом чтении предлагаются по доходам – 158,7 млрд рублей, по расходам – 165,7 млрд рублей, с дефицитом – 7,0 млрд рублей или 5,4% собственных доходов.

В сравнении с первым чтением проекта бюджета 2018 года рост по доходам и расходам составит более 10%.

На 2020 год к первому чтению доходы планируются в сумме 162,7 млрд рублей, или на 102,5% к 2019 году, расходы – 160,2 млрд рублей или на 96,7% от 2019 года.

На 2021 год к первому чтению доходы планируются в сумме 155,9 млрд рублей, расходы – 155,4 млрд рублей.

Основные параметры проекта бюджета на 2020 и 2021 годы ко второму чтению будут уточнены в связи с увеличением объема безвозмездных поступлений.

Собственные налоговые и неналоговые доходы – основа регионального бюджета.

Их объем на 2019 год спрогнозирован в сумме 132,1 млрд рублей (более 83% всех доходов). А на трехлетку это 410 млрд рублей.

В расчетах собственных доходов учтены актуальные изменения бюджетного и налогового законодательства (помимо отмены налога на движимое имущество):

- продолжение до 2024 года централизации в федеральном бюджете 1 процента ставки налога на прибыль (более 2,2 млрд рублей);

- включение в источники формирования дорожного фонда за нарушение законодательства о безопасности дорожного движения с одновременным изъятием их из общего расходного механизма (1,1 млрд рублей).

Независимо от влияния на бюджет области обозначенных изменений, показатели по налоговым и неналоговым доходам запланированы с ростом, так как у нас есть источники покрытия дополнительными доходами за счет других платежей (по сравнению с первоначальным бюджетом 2018 года рост в 2019 году составит 7,9 млрд рублей или 6,4 процента).

Весомый вклад в формирование собственных доходов вносут крупнейшие налогоплатильщики, в их числе: Роствертол, Ростсельмаш, Атомный энергопромышленный комплекс, Северо-Кавказская железная дорога, Газпром, Новочеркасский электродный завод, Сбербанк, пивоваренная компания «Балтика» и ряд других.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета к 1 чтению учтены в объеме ранее утвержденных ассигнований на 2019, 2020 годы в областном бюджете на 2018-2020 годы.

Дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности спрогнозирована на уровне 2018 года – 13,8 млрд рублей ежегодно.

Дотационность бюджета – 7,3% (факт 2017 года – 9,2%).

Вместе с тем целевые федеральные средства на 2019 год к 1 чтению уже предусмотрены в объеме 13 млрд рублей, с ростом к параметрам 1 чтения бюджета 2018 года на 33%.

Основные приоритеты и подходы к формированию расходов:

  • За базовые приняты бюджетные ассигнования планового периода на 2019-2020 годы, утвержденные действующим трехлетним бюджетом, а на 2021 год – расходы на уровне 2020 года в этом законе.
  • Увеличены социальные выплаты населению с 1 января 2019 года на 4,3%, с 1 января 2020 года на 3,8%, с 1 января 2021 года на 4,0%;
  • Увеличен размер оплаты труда категорий работников государственных учреждений, которые не попадают под действие указов Президента Российской Федерации 2012 года, технический и обслуживающий персонал государственных органов с 1 октября 2019 года на 4,3% (средства на индексацию с 1 октября 2020 года на 3,8% и с 1 октября 2021 года на 4,0% зарезервированы в составе условно утвержденных расходов, с распределением ко 2 чтению);
  • Увеличены расходы на заработную плату низкооплачиваемых работников в связи с доведением минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2019 году до 11 188 рублей (с последующим пересчетом до 11 280 рублей ко 2 чтению);
  • Поддержание уровня достигнутых показателей уровня оплаты труда категорий работников социальной сферы в соответствии с указами Президента РФ 2012 года;
  • Увеличен стипендиальный фонд с 1 сентября 2019 года на 4,3%, с 1 сентября 2020 года на 3,8%, с 1 сентября 2021 года на 4,0%;
  • Проиндексирован размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения в связи с установлением коэффициента удорожания стоимости медицинских услуг на 2019 год в размере 11,6% , на 2020 и 2021 годы – 16,1%.

Приоритеты инвестиционных расходов:

  • создание объектов инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых семьям, имеющим трех и более детей;
  • строительство и реконструкцию общеобразовательных организаций;
  • дорожная деятельность;
  • строительство и реконструкцию объектов водопроводно-канализационного хозяйства, газовых сетей в муниципальных образованиях;
  • финансовое обеспечение ранее принятых инвестиционных обязательств по объектам областной и муниципальной собственности.

На 2019 год к 1 чтению бюджет развития Ростовской области запланирован в объеме 28,2 млрд рублей. В него помимо расходов инвестиционного характера входят так называемые «налоговые расходы» - региональные льготы нашим инвесторам в объеме 2,9 млрд рублей.

В сравнении с 1 чтением проекта бюджета 2018 года бюджету развития задан рост на 8,1 млрд рублей или на 40%.

Вместе с тем его наполняемость финансовыми ресурсами в течение 2018 года составила более 14 млрд рублей и на сегодняшний день это 34,8 млрд рублей.

На государственную поддержку отраслей экономики в предстоящей трехлетке планируется направить 13,5 млрд рублей, из них 5,4 млрд рублей в 2019 году.

Приоритетное направление – поддержка АПК. На эти цели планируется выделить 11 млрд рублей, из них 4,5 млрд рублей в 2019 году.

Достижение целей социально-экономического развития Ростовской области будет обеспечиваться путем реализации 22 государственных программ Ростовской области.

Всего на реализацию вновь принятых госпрограмм предусмотрено на 2019 год – 156,3 млрд рублей, в 2020 году – 148,7 млрд рублей и в 2021 году – 136,4 млрд рублей. В программах на три предстоящих года сосредоточено 94,3% от всех расходов областного бюджета.

Приоритетное место в бюджете занимают «социальные» государственные программы. В 2019 году на их реализацию предусмотрено 116,4 млрд рублей, что составляет 74,5% от всех ассигнований на реализацию госпрограмм Ростовской области.

Также государственные программы будут направлены на развитие агропромышленного комплекса, коммунальной и транспортной инфраструктуры, экономики региона и поддержку малого и среднего бизнеса.

Отдельное внимание уделяется мерам социальной поддержки.

В Ростовской области проживает 4,2 млн человек, из которых 1,4 млн нуждаются в поддержке и заботе государства.

На социальную политику направлено 55,8 млрд рублей, из них на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан к 1 чтению предусмотрено 27,7 млрд рублей, что составляет 16,7% расходов областного бюджета.

Это позволит обеспечить исполнение в полном объеме законодательно установленных публичных нормативных и иных социально-значимых обязательств (выплат социальных пособий, компенсаций). Льготы будут сохранены и увеличены с учетом инфляционных процессов.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» обозначены основные цели: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения; повышение ожидаемой продолжительности жизни.

В рамках реализации национальной программы в сфере демографического развития необходимо обеспечить решение следующих задач:

финансовой поддержки семей при рождении детей;

системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения.

В соответствии с поставленными задачами по финансовой поддержке семей при рождении детей в 2019 году будет продолжено предоставление:

ежемесячной денежной выплаты в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет. В 2019 году объем средств на эти расходные обязательства составит 2.3 млрд рублей (ежемесячный размер выплаты – 8 693 рубля).

единовременной выплаты семьям в связи с рождением одновременно трех и более детей (размер выплаты в 2019 году – 66 484 рубля на каждого ребенка);

регионального материнского капитала (3,2 тыс. получателей, размер на 2019 год составит 117 754 рубля);

выплаты на детей первого-второго года жизни из малоимущих семей; выплаты на полноценное питание беременных и кормящих матерей, детей в возрасте до 3-х лет из малоимущих семей;

единовременного поощрения многодетным матерям в размере 50 тыс. рублей.

Большое значение в области уделяется организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей. На эти цели для 134,2 тысяч детей в бюджете на 2019 год предусмотрены расходы в сумме 946,9 млн рублей, в 2020 году – 982,7 млн рублей и в 2021 году – 982,5 млн рублей.

В составе расходов областного бюджета ежегодно предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию прав граждан на социальную поддержку, в том числе:

- ветеранов труда (233,3 тысячи) и ветеранов труда Ростовской области (69,3 тысячи);

- тружеников тыла (20,0 тысяч);

- граждан, пострадавших от политических репрессий (7,8 тысяч);

- отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности (72,6 тысяч);

- малоимущих: семей и одиноко проживающих граждан (43,0 тысячи);

- граждан старше 70 лет, на предоставление компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт (22,4 тысячи получателей).

Кроме того, законопроектом предусмотрены средства на предоставление субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг 90,2 тысячи семьям.

В предстоящий трехлетний период запланировано предоставление социальных услуг государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания 179 тыс. человек ежегодно.

При реализации нового подхода в отношении пожилых людей активное взаимодействие происходит с некоммерческими объединениями и общественными организациями. На эти цели в 2019 – 2021 годах предусмотрено по 54,2 млн рублей ежегодно.

При формировании проекта областного бюджета сохранена государственная поддержка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На обеспечение жильем более 3,5 тысяч детей-сирот в 2019 – 2021 годах планируется направить 3,6 млрд рублей.

По 94,5 млн рублей ежегодно запланировано на обеспечение жильем 630 молодых семьей.

На создание специальных условий ипотечного кредитования и повышение уровня доступности банковских жилищных кредитов для отдельных категорий граждан запланировано более 800,0 млн рублей ежегодно.

За данные средства 1 100 граждан улучшат жилищные условия, 3 200 граждан продолжат получать господдержку.

На обеспечение жильем граждан, проживающих и работающих в сельской местности, запланировано на 2019 год 344,9 млн рублей, на 2020 – 2021 годы по 212 млн рублей ежегодно.

За счет субвенций федерального бюджета предусмотрено 86,5 млн рублей на 2019 – 2020 годы для обеспечения жильем 114 ветеранов боевых действий и инвалидов.

Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений на предстоящий период будет направлена на содействие сбалансированности местных бюджетов, расширение возможностей решения вопросов местного значения, в том числе инвестиционного характера, осуществление контроля за использованием бюджетных средств и организацией бюджетного процесса на муниципальном уровне.

К I чтению межбюджетные трансферты предусмотрены на 2019 год по 106 направлениям в общем объеме 87,8 млрд рублей, что составляет 53,0% расходов областного бюджета.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований распределены в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и областным законом о межбюджетных отношениях.

Их объем на 2019 год составит 8,5 млрд рублей, что выше первоначального уровня проекта 2018 года на 2,0 млрд рублей в связи с учетом необходимости доведения минимального размера оплаты труда отдельных категорий работников с 1 января 2019 года, и индексации оплаты труда отдельным категориям работников на 4,3% с 1 октября 2019 года.

Предоставление дотаций будет сопровождаться подписанием соглашений, предусматривающих меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов.

В целях повышения уровня доходов в местные бюджеты будут зачисляться нормативы отчислений от областной доли: налога на доходы физических лиц (15% всех поступлений), акцизов на нефтепродукты (10% всех поступлений), государственной пошлины за оформление документов через МФЦ (45% всех поступлений).

Дополнительные доходы местных бюджетов оцениваются на 2019 год в сумме11,1 млрд рублей.

Общий объем субсидий и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на решение вопросов местного значения запланирован на 2019 год в сумме 20,3 млрд рублей, что выше первоначального уровня проекта 2018 года на 6,0 млрд рублей.

Базовый уровень софинансирования субсидий для местных бюджетов – 20% с корректировкой на индивидуальную бюджетную обеспеченность, для областного бюджета – 80% общей потребности.

Субсидии сосредоточены на 55-ти приоритетных направлениях социально-экономического развития Ростовской области в сфере строительства и реконструкции объектов социальной сферы, водоснабжения, газификации, автомобильных дорог; расселения аварийного жилищного фонда, благоустройства общественных территорий и других.

С 2019 года уровень софинансирования субсидий за счет средств дорожного фонда Ростовской области для всех местных бюджетов установлен в размере 1%.

Предоставление субсидий будет осуществляться на основании Соглашений, предусматривающих выполнение показателей результативности исполнения субсидий и графиков выполнения работ, а также меры ответственности за невыполнение условий.

Субвенции местным бюджетам на выполнение переданных государственных полномочий в 2019 году составят 58,6 млрд рублей по 43 целевым направлениям.

В их числе:

25 субвенций на предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан (инвалидам, ветеранам, труженикам тыла, реабилитированным лицам, детям-сиротам и другим);

18 субвенций на финансовое обеспечение текущей деятельности муниципальных учреждений и органов местного самоуправления, связанной с осуществлением переданных полномочий (детских садов и школ, администраций муниципальных образований, архивов, органов ЗАГС, социальной защиты населения и других).

Предусмотрено предоставление бюджетных кредитов на покрытие временных кассовых разрывов местных бюджетов в пределах финансового года под 0,1 процента годовых на общую сумму до 300,0 млн рублей ежегодно.

Кроме того на 2019 год запланированы трехлетние бюджетные кредиты в сумме до 500,0 млн рублей под 0,1 процента годовых в целях погашения части долговых обязательств перед кредитными организациями городских округов, уровень муниципального долга у которых существенно превышает среднеобластной показатель.

В 2019 – 2021 годах будет продолжена взвешенная долговая политика, направленная на обеспечение потребностей Ростовской области в заемном финансировании, своевременном и полном исполнении долговых обязательств при минимизации расходов на обслуживание долга.

Уровень государственного долга (отношение объема госдолга к доходам без учета безвозмездных поступлений) в сравнении с нормативной величиной, установленной Бюджетным кодексом Российской Федерации, по итогам 2021 года оценивается в 33 процента от максимальной величины. Этот показатель соответствует ограничениям, установленным соглашениями, заключенными с Минфином России.

Более подробно об отраслевых расходах бюджета расскажут мои коллеги, министры, курирующие отдельные направления.

В завершении хочу отметить, представленный на ваше рассмотрение проект областного бюджета на 2019-2021 годы проходит сегодня свое «нулевое чтение».

По результатам обсуждения, рассмотрения проекта в комитетах Законодательного Собрания Ростовской области, с учетом изменения объемов финансовой поддержки из федерального бюджета, предстоит еще значительная работа над нашим главным финансовым документом и, безусловно, ко второму чтению проект бюджета будет основательно и внимательно доработан с учетом ваших мнений и рекомендаций.

Законодательно все процедуры и требования подготовки проекта бюджета соблюдены.

Реалистичность прогнозирования доходов обеспечена расчетами главных администраторов доходов областного бюджета.

Прогнозирование доходов областного бюджета осуществлялось в условиях обеспечения позитивных тенденций в экономике Ростовской области, достигнутых в предыдущие годы.

Согласно статистике, это рост оборота организаций, объемов промышленного производства, оборота розничной торговли, объема валового регионального продукта, объема продукции сельского хозяйства, инвестиций.

В части безвозмездных поступлений продолжится работа с федеральными министерствами и ведомствами.

В целом проект бюджета прежде всего – это социальный бюджет, направленный на поддержку, социальную помощь льготной категории граждан, нуждающимся, малоимущим семьям и другим гражданам по законодательно установленным обязательствам государства. Вместе с тем в бюджете особое внимание уделено и развитию донского региона.

Вновь принятые государственные программы Ростовской области будут являться инструментом реализации целей, поставленных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Реализацию поставленных Президентом РФ целей необходимо обеспечить на федеральном и региональном уровне, совместными усилиями улучшить качество жизни жителей, а также реализовать задачи по наращиванию уровня социально-экономического развития Ростовской области.

Доклад окончен.

Спасибо за внимание.

 

Для корректного отображения документа в окне установите (обновите) программу Adobe Reader

Смотри также:

Законопроект «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»

Проект бюджета Ростовской области на 2019 год и последующую трехлетку прошел «нулевые» чтения

Протокол общественных слушаний