Официальный портал
правительства Ростовской области

Правительство Ростовской области

Постановление от 26 октября 2018 № 672 

«Об утверждении комплекса мер и концепции по реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области»

(Действующая редакция с изменениями от 06 февраля 2019)

Скачать документ
Редакции документа

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

от 26.10.2018 672

 

г. Ростов-на-Дону

 

Об утверждении комплекса мер и концепции

по реализации мероприятия по поддержке образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области


В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», во исполнение паспорта национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Правительство Ростовской области постановляет:


1. Определить министерство общего и профессионального образования Ростовской области региональным координатором, ответственным за реализацию мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области.

2. Утвердить:

2.1. Комплекс мер по реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области согласно приложению № 1.

2.2. Концепцию по реализации мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области согласно приложению № 2.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Ростовской области Гуськова И.А.

 


Губернатор

Ростовской области                                В.Ю. Голубев


 

Постановление вносит

министерство общего

и профессионального

образования Ростовской

области


Приложение № 1

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 26.10.2018672

 

КОМПЛЕКС МЕР

по реализации мероприятия по поддержке образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области

 

 

 

п/п

Наименование мероприятия

Срок

1

2

3

1.

Подписание трехстороннего соглашения о взаимодействии по реализации национального проекта «Образование» в Ростовской области между проектным офисом национального проекта «Образование», Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Ростовской области

15 марта 2019 г.

2.

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации ведомственного проектного офиса минобразования Ростовской области по реализации национального проекта «Образование» в Ростовской области

1 марта 2019 г.

3.

Создание в соответствии с методическими рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации регионального координационного совета по реализации национального проекта «Образование»

1 марта 2019 г.

4.

Согласование с проектным офисом национального проекта «Образование» кандидата на должность руководителя ведомственного проектного офиса

1 марта

2019 г.

5.

Проведение ежегодного повышения квалификации всех сотрудников ведомственного проектного офиса, в том числе по программам проектного офиса национального проекта «Образование»

2019  2024 годы, ежегодно

6.

Проведение инвентаризации кадровых, материально-технических и инфраструктурных ресурсов образовательных организаций, в том числе общего, среднего и высшего образования, а также организаций науки, культуры, спорта и предприятий реального сектора экономики, потенциально пригодных для реализации образовательных программ в сетевой форме

1 раз в 3 года:

2019 год, 2022 год

7.

Утверждение дорожной карты по обновлению материально-технической базы между проектным офисом национального проекта «Образование» и Правительством Ростовской области

1 апреля 2019 г.

 

Примечание.

Используемое сокращение:

минобразование Ростовской области – министерство общего и профессионального образования Ростовской области.

 

 

Заместитель начальника

управления документационного

обеспечения Правительства Ростовской области – начальник

отдела нормативных документов

 

 

 

 

 

 

В.В. Сечков

 


Приложение № 2

к постановлению

Правительства

Ростовской области

от 26.10.2018672

 

КОНЦЕПЦИЯ

по реализации мероприятия по поддержке образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области

 

1. Обоснование потребности в реализации

мероприятия по поддержке образования для детей

с ограниченными возможностями в рамках национального проекта

«Образование», в том числе за счет софинансирования из федерального бюджета

 

1.1. Статистические данные по сети школ,

численности и контингенту обучающихся, кадровому составу

 

В Ростовской области ежегодно более 16 тысяч детей по итогам обследования в психолого-медико-педагогических комиссиях получают статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» и рекомендации по созданию специальных условий получения образования.

Для получения качественного образования в Ростовской области успешно работает сеть из 29 государственных отдельных общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее – коррекционная школа, АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ). В 19 коррекционных школах обучаются дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), в 12 из них реализуются адаптированные программы профессионального обучения.

В Ростовской области ведется целенаправленная работа по реформированию и модернизации сети коррекционных школ, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ.

В государственных отдельных общеобразовательных учреждениях, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ, реализуется более 20 федеральных и 35 областных инновационных проектов.

На базе коррекционных школ открыты и успешно работают 7 ресурсных центров (по сопровождению инклюзивного образования, по профориентации и профессиональному обучению лиц с ОВЗ (3 центра), комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра (далее – РАС), перенесшим операцию кохлеарной имплантации, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепо-глухим).

В 2019 году планируется организация деятельности региональных ресурсных центров по сопровождению детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (далее – ТМНР), а также по сопровождению обучающихся с ОВЗ на дому.

В 2017 – 2018 годах в целях повышения доступности качественного образования для обучающихся с ОВЗ дополнительно в 4 государственных общеобразовательных организациях открыты классы для обучающихся с ОВЗ, ведется перепрофилирование указанных организаций в коррекционные школы, реализующие АООП для обучающихся с ОВЗ.

По состоянию на 1 октября 2018 г. в указанных 33 общеобразовательных организациях обучается 5 083 обучающихся с ОВЗ, в том числе:

Таблица

 

Наименование образовательной программы

Численность обучающихся по образовательным программам, всего (человек)

1

2

Образовательные программы начального общего образования

995

из них адаптированные

995

в том числе:

 

для глухих

76

для слабослышащих и позднооглохших

117

для слепых

35

для слабовидящих

75

с тяжелыми нарушениями речи

287

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

129

с задержкой психического развития

235

с расстройствами аутистического спектра

1

Образовательные программы основного общего образования

687

из них адаптированные

687

в том числе:

 

для глухих

73

для слабослышащих и позднооглохших

157

для слепых

30

для слабовидящих

71

с тяжелыми нарушениями речи

95

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

115

с задержкой психического развития

146

с расстройствами аутистического спектра

Образовательные программы среднего общего образования

70

из них адаптированные

70

в том числе:

 

для глухих

44

для слабослышащих и позднооглохших

5

для слепых

3

для слабовидящих

18

с тяжелыми нарушениями речи

с нарушениями опорно-двигательного аппарата

с задержкой психического развития

с расстройствами аутистического спектра

Программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3 331

 

В указанных организациях работает 2 861 сотрудник, в том числе: 797 учителей, 56 учителей-логопедов, 28 учителей-дефектологов, 29 социальных педагогов, 31 педагог дополнительного образования, 47 педагогов-психологов.

 

1.2. Информация о повышении

квалификации педагогических работников,

привлекаемых к реализации мероприятий по поддержке образования

для детей с ограниченными возможностями здоровья в Ростовской области

 

В Ростовской области с 1 сентября 2016 г. реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования для обучающихся с ОВЗ и федеральные государственные стандарты образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Для реализации АООП в соответствии с новыми стандартами 177 педагогических работников повысили квалификацию. 

В Ростовской области повышение квалификации руководителей и заместителей руководителей, учителей-логопедов, педагогов-психологов, воспитателей, учителей-предметников осуществляет государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Ростовской области «Ростовской институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» (далее – ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО), за период с 1 января по 1 октября 2018 г. повысили квалификацию 1 960 педагогических работников.

Педагогические работники обучаются в рамках курсов повышения квалификации, организованных в Федеральном ресурсном центре по сопровождению детей с РАС, в Федеральном ресурсном центре по сопровождению детей с ТМНР, в федеральном государственном бюджетном научном учреждении «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования» (далее – ФГБНУ «ИКП РАО») и других.

В рамках соглашения о сотрудничестве с Федеральным ресурсным центром по сопровождению детей с ТМНР г. Пскова 120 педагогических работников и специалистов системы образования Ростовской области повысили квалификацию, 15 человек прошли стажировку.

 

2. Опыт субъекта Российской Федерации в реализации

федеральных и международных проектов (мероприятий) в области образования

 

Ростовская область имеет большой опыт по организации и проведению масштабных (общероссийских, межрегиональных) программ и проектов.

С 2011 года Ростовская область является участником реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы.

За период с 2011 по 2018 год в Ростовской области созданы условия доступности для получения качественного образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ в 243 общеобразовательных учреждениях, в 124 дошкольных общеобразовательных учреждениях, в 25 учреждениях дополнительного образования.

Ежегодно, с 2016 года в деловой программе Московского международного салона образования успешно представляется опыт государственных общеобразовательных учреждений, реализующих АООП для обучающихся с ОВЗ: ГКОУ РО Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48», ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38», ГКОУ РО Казанская школа-интернат, ГКОУ РО Шахтинская специальная школа-интернат № 16.

Представители Ростовской области регулярно участвуют во Всероссийском конкурсе «Лучший по профессии» среди обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). В 2017 году команда Ростовской области вошла в десятку лучших и показала результаты: в номинации «Кулинария» – I место, обучающаяся ГКОУ РО Развиленской школы-интерната; звание лауреата в номинациях: «Швейное дело и технология моды», обучающаяся ГКОУ РО Шахтинской специальной школы-интерната № 16, «Столярное дело», обучающийся ГКОУ РО Гуковской школы-интерната № 12. Отмечены Грамотами за участие во Всероссийском конкуре «Лучший по профессии» участники в номинациях: «Швейное дело и технология моды», обучающаяся ГКОУ РО Гуковской школы-интерната № 11, «Растениеводство и ландшафтный дизайн», обучающаяся ГКОУ РО Николаевской школы-интерната.

Обучающиеся с ОВЗ государственных общеобразовательных учреждений, реализующих АООП, традиционно принимают участие и занимают призовые места во Всероссийской спартакиаде инвалидов. В 2018 году результативно выступили обучающиеся ГКОУ РО Волгодонской специальной школы-интерната «Восхождение» (обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата), ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48» (слабослышащие обучающиеся), ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 38» (слабовидящие обучающиеся), ГКОУ РО РОЦОНУ, ГКОУ РО «Каменская специальная школа-интернат» (глухие обучающиеся).

Обучающиеся школ для глухих, слабослышащих и позднооглохших детей являются постоянными участниками и победителями Всероссийского фестиваля жестовой песни.

22 ноября 2017 г. Ростовская область стала площадкой для проведения Всероссийской конференции «Охрана жизни и здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной организации», в рамках которой государственные общеобразовательные учреждения Ростовской области представили свой опыт делегациям из 20 субъектов Российской Федерации.

29 марта 2018 г. в г. Ростове-на-Дону состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Психолого-педагогическое сопровождение детей после кохлеарной имплантации». Организаторами конференции выступили минобразование Ростовской области, ФБГНУ «ИКП РАО», кафедра «Дефектология и инклюзивное образование» федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Донской государственный технический университет», региональный ресурсный центр по сопровождению детей после кохлеарной имплантации на базе ГКОУ РО «Ростовская специальная школа-интернат № 48». В мероприятии приняли участие представители систем образования и здравоохранения региона, работающие с детьми с нарушением слуха, студенты и магистранты, родители, представители общественных организаций, а также делегации специалистов из 7 регионов России.

 

3. Описание площадок организаций

(в ранжированном порядке убывания приоритетов, расположенных

в Ростовской области, в том числе адрес, вид), в которых планируется реализация

мероприятия по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья

 

п/п

Наименование учреждения

Адрес места

нахождения

Краткое описание

1

2

3

4

1.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение»

347540, Ростовская область, г. Волгодонск, ул. Первомайская, 75

в организации 190 обучающихся с ОВЗ обучаются по АООП для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, реализуются программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ, в том числе авторская программа дополнительного образования по адаптивному плаванию.

С 2012 года работает ресурсный центр по профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в 2018 году открыт региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, реализуется 4 федеральных инновационных проекта.

2.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 38»

344091, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пр. Стачки, 235/2

в организации 175 обучающихся с ОВЗ обучаются по АООП для слабовидящих, реализуются программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ, издается школьная газета «Антирутин» – многократный победитель Всероссийских конкурсов школьной прессы, реализуется 2 федеральных инновационных проекта.

В 2018 году открыт региональный ресурсный кабинет по комплексному сопровождению слепоглухих детей.

3.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 42»

344112, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Леваневского, 34

в организации 244 обучающихся с ОВЗ обучаются по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), РАС, ТМНР, реализуются программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ.

Организация является базовой площадкой ГБУ ДПО РО РИПК и ППРО.

С 2017 года работает региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с РАС, реализуется федеральный инновационный проект.

4.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 48»

344022, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 81

в организации 132 обучающихся с ОВЗ обучаются по АООП для слабослышащих и позднооглохших, реализуются программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ.

С 2009 года функционирует региональный ресурсный центр по сопровождению инклюзивного образования, с 2017 года  региональный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей после операции кохлеарной имплантации, реализуется 4 федеральных инновационных проекта.

5.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Азовская специальная школа № 

346780, Ростовская область, г. Азов, ул. Васильева, 92

в организации 408 обучающихся с ОВЗ обучаются по АООП для обучающихся с задержкой психического развития (далее  ЗПР), с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), РАС, ТМНР, в том числе воспитанники ГБУ РО СОН «Азовский ДДИ», реализуются программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ, областной инновационный проект.

6.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовская специальная школа-интернат № 41»

344065, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, пер. Днепровский, 119

в организации 261 обучающийся с ОВЗ обучается по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), РАС, ТМНР, реализуются программы профессионального обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ.

В 2019 году планируется открытие регионального ресурсного центра по комплексному сопровождению детей с ТМНР и обучающихся на дому.

7.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат № 16»

346500, Ростовская область, г. Шахты,

пер. Тюменский, 72

в организации 324 обучающихся с ОВЗ обучаются по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), РАС, ТМНР, реализуются программы профессионального обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ.

С 2016 года реализуется инновационный проект по отработке модели ресурсного центра по сопровождению инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ.

8.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Таганрогская специальная школа № 19»

347924, Ростовская область, г. Таганрог, ул. Черняховского, 4/1

в организации 217 обучающихся с ОВЗ обучаются по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), РАС, ТМНР, реализуются программы профессионального обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ, областной инновационный проект по отработке модели сопровождения детей с РАС.

9.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Ростовский областной центр образования неслышащих учащихся»

344022, Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 127/27

в организации 163 обучающихся с ОВЗ обучаются по АООП для глухих, слабослышащих и позднооглохших, реализуются программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ, областной инновационный проект по преемственности образования глухих детей.

С 2018 года ведется работа по созданию условий для реализации АООП дошкольного образования для глухих детей.

10.

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области «Николаевская специальная школа-интернат»

346680, Ростовская область, Константиновский район, ст. Николаевская, ул. Гагарина, 43

в организации 130 обучающихся с ОВЗ обучаются по АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), реализуются программы профессионального обучения для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), программы дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ, ведется эффективная работа по патриотическому воспитанию, обучающиеся участвуют в работе поисковых отрядов, создан музей боевой славы.

С 2012 года работает ресурсный центр по профориентации и профессиональному обучению обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.


 4. Предварительная калькуляция

операционных расходов на функционирование школ

 

В бюджете Ростовской области запланированы бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение деятельности 29 организаций, в которых планируется реализация мероприятия по поддержке образования для детей с ОВЗ на 2019 в объеме 1 410 291,7 тыс. рублей, в том числе расходы на оплату:

труда и начислений на заработную плату в объеме 969 736,9  тыс. рублей;

коммунальных услуг в объеме 68 983,6 тыс. рублей;

земельного налога и налога на имущество в объеме 27 948,8 тыс. рублей;

иных расходов в объеме 343 622,4 тыс. рублей.

_______________

Примечание.

Список используемых сокращений:

Азовский ДДИ – Азовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей;

а/м – автомагистраль;

г. – город;

ГКОУ РО РОЦОНУ – государственное казенное общеобразовательное учреждение Ростовской области Ростовский областной центр образования неслышащих учащихся;

ГБИ СОН – государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области;

п. – поселок;

пер. – переулок;

пр. – проспект;

с. – село;

сл. – слобода;

ст. – станица;

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.

 

 

Заместитель начальника

управления документационного

обеспечения Правительства Ростовской области – начальник

отдела нормативных документов

 

 

 

 

 

 

В.В. Сечков


Приложение № 1
к
 Концепции по реализации
мероприятия по поддержке
образования
для детей с ограниченными возможностями
здоровья
в Ростовской области

 

ДОРОЖНАЯ КАРТА

по обновлению материально-технической базы  на 2019 год

 

п/п

Наименование

мероприятия

Ответственный

исполнитель

Срок

исполнения

1

2

3

4

1.

Согласование с проектным офисом национального проекта «Образование» перечня коррекционных школ, в которых будет обновлена материально-техническая база

минобразование Ростовской области, Федеральный оператор

март

2.

Согласование типового проекта и инфраструктурного листа школы

минобразование Ростовской области, Федеральный оператор

мартапрель

3.

Согласование дизайн-проекта школы

минобразование Ростовской области, Федеральный оператор

март

4.

Согласование проекта зонирования школы

минобразование Ростовской области, Федеральный оператор

март

5.

Согласование калькуляции операционных расходов на функционирование организации, осуществляющей образовательную деятельность исключительно по адаптированным общеобразователь­ным программам, по статьям расходов, утвержденным документацией по отбору субъекта Российской Федерации на софинансирование из бюджета Российской Федерации расходного обязательства

минобразование Ростовской области, Федеральный оператор

ежегодно

6.

Утверждение типового медиаплана

минобразование Ростовской области

февраль

7.

Повышение квалификации сотрудников и педагогов, в том числе по новым технологиям преподавания предметной области «Технология»

минобразование Ростовской области

апрель – май

8.

Закупка, доставка и наладка оборудования

минобразование Ростовской области

май – октябрь

9.

Завершение строительно-монтажных работ и косметических ремонтов, приведение площадки школы в соответствии с брендбуком

минобразование Ростовской области

октябрь

 

Примечание.

Используемые сокращения:

минобразование Ростовской области – министерство общего и профессионального образования Ростовской области.

Федеральный оператор – проектный офис национального проекта «Образование».


Приложение № 2
к
 Концепции по реализации
мероприятий по поддержке
образования
для детей с ограниченными возможностями
здоровья
в Ростовской области

 

 

ТАБЛИЦА ИНДИКАТОРОВ

 

п/п

Наименование индикатора/ показателя

Минимальное значение, начиная с 2019 года

Значение Ростовской области

2019 год

2020 год

2021 год

1

2

3

4

5

6

1.

Численность детей, осваивающих предметную область «технология» по обновленным примерным основным образовательным программам общего образования и на обновленной материально-технической базе от общего числа детей, указанной категории (человек)

1 372

1 372

2 865

2 915

2.

Численность детей с ОВЗ и инвалидностью, обучающихся в коррекционных школах в условиях современной здоровьесберегающей образовательной среды, обеспечивающей индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей (человек)

2 244

2 244

4 386

4 436

3.

Повышение квалификации педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ, в том числе по предмету «Технология» ежегодно (процентов)

100

100

100

100