Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Отчет губернатора В.Ю.Голубева перед депутатами Законодательного Собрания о результатах деятельности Правительства Ростовской области в 2013 году

26 июня 2014 г.

Слайды

Уважаемые депутаты! Коллеги!

Традиционно в середине года я выступаю перед вами с докладом о результатах деятельности Правительства региона за предыдущий год.

Сегодня я намерен несколько отступить от сложившейся традиции. Подробный отчет вы уже получили в письменном виде. И надеюсь, смогли с ним ознакомиться. В своем же выступлении я хочу остановиться на главном – донести до вас логику нашей работы, наше понимание приоритетов в развитии региона. Проиллюстрировав их конкретными результатами и цифрами.

Ростовская область – регион-лидер! Это наша цель, в достижении которой есть результаты.

Так, несмотря на усиление негативных факторов макроэкономического уровня, в отчетном 2013 году по большинству ключевых показателей развития, темпы Ростовской области были выше, чем в среднем по России.

И не только в прошлом году! Опережающая динамика развития отмечается с 2010 года. За 4 года:

- валовой региональный продукт вырос на 20,6 процента, в то время как валовой внутренний продукт России – на 14,2;

- объем промышленного производства региона – на 55,4 процента при среднероссийском росте в 17 процентов;

- оборот розничной торговли вырос на 34,1 процента, при 26 в среднем по стране;

- и наконец, реальные располагаемые денежные доходы населения: Ростовская область – рост на 21,6 процента, Россия – на 15.

Как результат в 2013 году вырос и консолидированный бюджет области:

- по доходам почти на 2 процента относительно уровня 2012 года (в среднем по субъектам – 1,2);

- по расходам на 8 процентов (среднероссийский показатель – 5,6).

И это при том, что региональный показатель госдолга остается на уровне значительно ниже среднероссийского – 18,2 процента против 33 (по состоянию на 1 января 2014 года).

Госдолг Ростовской области является самым низким в ЮФО. К примеру, в Краснодарском крае он выше 90%. В среднем по округу этот показатель равен 64%.

При вступлении в должность я обозначил пять приоритетов в развитии региона. Пять «И» – инвестиции, инфраструктура, институты, инновации и инициатива.

Формула успеха, способная сегодня, спустя четыре года, обеспечить опережающее развитие региона по-прежнему базируется на них. Но требует модернизации исходя из новых экономических реалий.

Поэтому сегодня я обозначу еще ряд приоритетов, в соответствии с которыми мы развиваем наш регион.

Итак, первый приоритет – ИНВЕСТИЦИИ.

По объемам привлеченных инвестиционных ресурсов наш регион занимает 14 место в России, находясь в группе с признанными «тяжеловесами» – столичными центрами и сырьевыми регионами.

В рейтинге инвестиционной привлекательности регионов мы занимаем седьмую строчку с показателем «2А». Что означает минимальный риск для инвестора при среднем потенциале.

На прошедшем в Давосе Всемирном экономическом форуме международные эксперты предложили стимулировать рост экономики России через развитие наиболее благополучных регионов. Всего их было названо восемь, включая нашу Ростовскую область.

Доверие к нам международных экспертов подтверждается и объемом иностранных инвестиций на душу населения. Мы на первом месте по этому показателю в ЮФО.

Для сравнения в 2013 году в расчете на одного жителя области мы привлекли 475 долларов иностранных инвестиций, а следующий за нами Краснодарский край в два с половиной раза меньше -197 долларов.

В регионах, сопоставимых с нами по численности населения, объем иностранных инвестиций также скромнее:

- в Свердловской области он составляет 364 доллара на одного жителя;

- в Татарстане – 233 доллара.

Такие данные по итогам 2013 года приводит агентство «РИА-Рейтинг».

В прошлом году с опережением на два года нами решена президентская задача по увеличению в 2015-м доли инвестиций в валовом продукте до 25%. Мы достигли показателя в 26,5 процента.

За год в донскую экономику было привлечено более 242 млрд. рублей инвестиций. Плюс 14% к объему 2012-го года. Целевую планку текущего года мы подняли еще на 14 млрд. рублей.

Реестр инвестиционных проектов пополнили 382 проекта с объемом 688 млрд. рублей. В результате регион получит 47 тысяч рабочих мест.

Крупные проекты находятся на моем личном контроле. И включены в реестр под условным названием «губернаторская сотня». На сегодняшний день это 80-ть проектов, из которых на 1 января 2014 года:

- 21 проект уже введен в эксплуатацию, трудоустроено почти 7 тысяч жителей области;

- 59 проектов реализуются и в результате помимо налоговых поступлений, дадут 33 тысячи новых рабочих мест.

Переход от регулирования к сотрудничеству – вот логика, которая легла в основу взаимодействия власти и бизнеса в нашей области. И она как мы видим, приносит свои многомиллиардные плоды.

Несколько слов о нашей работе с Агентством стратегических инициатив по введению инвестиционного Стандарта и дерегулированию бизнеса.

По оценке бизнес-сообщества в 2013 году были реализованы 13 из 15 требований Стандарта. Задача на 2014 года – завершение этой работы и переход в режим мониторинга эффективности внедренных положений.

В рамках выполнения требования об обязательном участии коммерческих потребителей в регулировании естественных полномочий был создан Общественный совет при Региональной службе по тарифам.

В результате при активном участии бизнес-сообщества были утверждены тарифные ставки оплаты за техприсоединение к электросетям ряда сетевых организаций.

Учитывалась позиция Совета и при установлении в 2014 году тарифов 77 регулируемым организациям в сфере водоснабжения, 28 – в сфере теплоснабжения.

Другое актуальное направление нашего сотрудничества с АСИ – дерегулирование бизнеса. В рамках совместного пилотного проекта мы радикально пересмотрели логику взаимодействия власти и бизнеса на стадии подключения объектов капитального строительства к объектам инфраструктуры «последней мили».Мы сократили:

- количество разрешительных процедур – с 15 до 4.

- и сроки их прохождения – с года до 90 дней.

Новый регламент уже работает на территории всей области.

И, уверен, достаточно скоро в России наш регион будут знать как передовой в вопросе снятия административных барьеров и процедур.

Надо отметить, что большинство глав городов и районов области активно включились в работу по привлечению инвесторов. Область эту активность поддерживает и стимулирует. Впервые в прошлом году шесть самых результативных территорий получили гранты Правительства области на общую сумму 18 млн. рублей.

Ростовская область всегда была промышленно развитым регионом юга страны. 2013 год вновь подтвердил этот статус. Динамика роста промышленного производства в регионе устойчиво превышала среднероссийские значения. А по итогам года индекс промышленного производства составил 105,6 процентов при показателе 100,4 в среднем по стране.

Такой прирост дали ведущие предприятия области – «РЭМЗЪ», «НЭВЗ», «Тагмет», «АЭМ-Технологии» и другие.

Во многом благодаря модернизации своих основных фондов. Так:

- На «НЭВЗе» освоен выпуск электровозов нового поколения ЭП-20, работающих и на постоянном, и на переменном токе.

- На «Тагмете» закончилась эра мартеновских печей и введена в эксплуатацию дуговая электросталеплавильная печь. Общий объем вложений на модернизацию предприятия за десятилетие составил более 30 млрд. рублей.

Создание 25 миллионов новых, высокотехнологичных рабочих мест определено Владимиром Владимировичем Путиным как общенациональная задача, вокруг решения, которой нужно строить государственную политику и консолидировать усилия бизнеса.

Для ее решения крайне важно форсировать наращивание промышленного потенциала региона.

И потому один из ключевых приоритетов для нас – ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ! Новое «И» в нашей формуле успеха.

Мы активно движемся по пути развития существующих и создания новых промышленных кластеров.

При поддержке Минпромторга России организуем современный станкостроительный кластер. Проект по созданию базового производства кластера реализуется с участием «Группы МТЕ» и KOVOSVIT MAS в Азове. Сборка двух моделей станков уже началась. К 2018-му ежегодный объем производства достигнет 320 станков на сумму около 3 млрд. рублей.

Второй кластер, создаваемый в области, это кластер на базе свободных производственных мощностей предприятий легкой промышленности. Якорным инвестором – выступает «БТК групп».

Целевой ориентир Стратегии области-2020 – производство продукции с большей добавленной стоимостью. То есть – максимально глубокая переработка сырья. В регионе полным ходом идет работа по созданию кластера глубокой переработки зерна. С 2011 года в Волгодонске компания «Донские биотехнологии» совместно с немецким концерном ЭВОНИК ИНДАСТРИЗ реализует проект по строительству комплекса глубокой переработки донской пшеницы в комбикорма, глютен, а также L-Лизин. А в Миллеровском районе идет строительство второй очереди «Амилко». Новый комбинат по переработке 400 тонн кукурузы в сутки позволит наладить выпуск сложных крахмалопродуктов и сахаристых продуктов, не производимых до сих пор в России.

Но первично в переработке все-таки сырье. И процесс создания перерабатывающих предприятий должен идти параллельно с наращиванием сырьевой базы, а значит и развитием сельского хозяйства.

В целом на реализацию программы аграрной политики в Ростовской области в 2013 году направлено 8,7 млрд. рублей:

- 6,5 млрд. мы привлекли из Федерации;

- 2,2 млрд. – наши областные средства.

В животноводстве упор был сделан на развитие молочного скотоводства. Всего были выделены 239 млн. рублей, что на 33% больше уровня 2012-го года.

Купленные 1627 голов племенного скота, дадут по итогам 2014 года прирост молока в 7,5 тысяч тонн.

Активно поддерживаем развитие животноводства в малых формах хозяйствования. За два года предоставлены 276 млн. рублей грантов:

- для создания 20 семейных животноводческих ферм;

- и поддержки 93 начинающих фермеров.

В 2014 году планируется предоставить гранты на создание 9 семейных ферм и поддержку 42-х начинающих фермеров.

В растениеводстве три четверти средств были направлены на оказание несвязанной поддержки. В среднем 615 рублей на 1 гектар.

160 млн. рублей выделены на приобретение сельхозтехники – всего селяне получили 306 единиц.

Средства, как видите, существенные, однако, засуха и приостановка работы предприятий «Оптифуда», привели к снижению индекса производства сельхозпродукции. По итогам года он составил 98,4%.

Прогнозы на текущий год – оптимистичнее.

В марте под руководством премьер-министра Дмитрия Медведева состоялось совещание по развитию сельхозмашиностроения, где мы выступили с инициативой создания общероссийского кластера сельскохозяйственного машиностроения. Базовым регионом, убежден, должна стать Ростовская область.

Хочу отметить, что федеральный центр активно откликается на наши предложения. Как пример, могу привести ряд решений принятых на федеральном уровне в ответ на наши инициативы по поддержке отечественных производителей сельхозтехники после вступления в ВТО:

- Коллегией Евразийской экономической комиссии принято решение о введении с 2014 по 2016 годы импортной квоты в отношении ввозимых зерноуборочных комбайнов.

- В этом году производителям сельскохозтехники предусмотрены федеральные субсидии в размере 1,9 млрд. рублей.

- С целью поддержки экспорта создано Российское агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, с которым «Ростсельмаш» заключил договор о комплексном страховании своих экспортных кредитов.

- Продолжена программа обновления парка сельхозтехники через «Росагролизинг». Рассматривается вопрос о внесении дополнительных средств в уставный капитал ОАО «Росагролизинг» для реализации сельхозтехники отечественного производства посредством лизинга в России и странах СНГ.

- Из федерального бюджета начато софинансирование НИОКР на разработку унифицированной платформы комбайнов на базе «Ростсельмаша» в объеме 610 млн. руб. на 3 года начиная с 2012-го года.

Не могу не сказать о ситуации с «ТАГАЗом».

В настоящий момент завершается инвентаризация и оценка имущества завода. Затем планируется проведение открытых торгов и продажа имущества стратегическому партнеру.

Координирующая роля в этом вопросе за Сбербанком России. Так мы договорились с его Председателем Германом Оскаровичем Грефом.

В качестве стратегического инвестора рассматривается китайская автомобильная компания. В настоящее время международная юридическая фирма «Бейкер и Маккензи» завершает проработку условий сотрудничества.

На федеральном уровне поддержали нашу идею о создании в Ростовской области вертолетного кластера. Не так давно мы обсудили ее с Вице-премьером Дмитрием Рогозиным, а уже в августе планируем выйти на подписание Меморандума. Сегодня его проект прошел предварительное согласование в Минпромторге России и в Ростехнологии.

Согласно Меморандуму на территории области появится кластер вертолетостроения с головным предприятием ОАО «Роствертол». В состав кластера также войдут:

- летно-испытательный комплекс;

- сборочное производство вертолетов типа МИ-28, Ми-35 и Ми-26;

- сборочное производство перспективного среднего вертолета;

- центр компетенции по производству композитных лопастей и других изделий из композитных материалов;

- центр поддержки эксплуатации вертолётной техники Минобороны;

- и филиал вертолетной академии.

Ориентировочный объем инвестиции – 20 млрд. рублей, число новых рабочих мест – 10 тысяч.

В настоящее время на территории Ростовской области существуют 7 промышленных зон, на базе которых формируются индустриальные парки.

Утверждена нормативно-правовая база для создания индустриальных парков, предусмотрены преференции инвесторам, реализующим проекты на их территории. Но актуальной задачей по-прежнему остается обеспечение индустриальных парков инфраструктурой. В текущем году мы продолжаем работу по ее созданию за счёт инвестпрограмм сетевых организаций и средств областного бюджета. Однако задача максимум – привлечение средств Федерации. Над ней мы сейчас работаем.

Кроме инвестиционной инфраструктуры мы строим, реконструируем, модернизируем и инфраструктурные объекты общего пользования.

Именно, ИНФРАСТРУКТУРА является для нас еще одним приоритетом.

Начну с наиболее проблемной, вследствие высокого износа, жилищно-коммунальной инфраструктуры.

Свыше 15,5 млрд. рублей было направлено за 2012-2013 годы на развитие и модернизацию коммунальной инфраструктуры, в том числе из областного бюджета – 4,8 млрд. рублей. При этом по сравнению с 2012 годом расходы областного бюджета на эти цели в 2013-м выросли на 23 процента.

Остановлюсь на наиболее значимых проектах, завершенных в прошлом году.

В отношении систем теплоснабжения:

- В прошлом году завершена реконструкция системы теплоснабжения поселка Несветай-ГРЭС и 4 микрорайона города Красный Сулин с установкой блочно-модульной котельной. Мы ушли от убыточного источника теплоснабжения ОАО «Экспериментальная ТЭС» и обеспечили жителей услугой надлежащего качества.

- Также была реконструирована котельная в Персиановском сельском поселении Октябрьского района. Внедрение современных технологий позволило не только повысить надежность теплоснабжения, но и оптимизировать эксплуатационные затраты.

Что касается водоотведения:

- В областной столице завершено строительство канализационного коллектора № 62. В результате увеличена пропускная способность системы водоотведения в расчете на подключение новых абонентов, в том числе при развитии левобережной зоны.

- Также завершена реконструкция главного канализационного коллектора Азова. Вероятность аварий сведена к минимуму.

В целом за год построены, реконструированы и капитально отремонтированы почти 151 км водопроводных и более 16 км канализационных сетей. Введены в строй 1 канализационная, 2 водопроводных насосных станции и 34 буровых скважины.

Говоря о водоснабжении, хочу отдельно остановиться на строительстве водопроводных очистных сооружений в северо-западной части Ростова с водозаборными сооружениями в районе хутора Дугино.

Проект этот для ЮФО уникальный. Ведется он с 2009 года. Когда-то апрель 2012 года был определен как срок завершения проекта.

Однако в ходе реализации возник ряд серьезных проблем:

- Во-первых, разработка документации велась параллельно со строительством. В результате потребовалось строительство новых компонентов, неучтенных в технико-экономическом обосновании.

- Во-вторых, сложное финансовое положение генерального подрядчика «Вектор-2000» привело в конце 2013 года к приостановке работ.

Учитывая высокий процент (порядка 80%) выполнения работ на объекте, отсутствие времени на проведение повторных торгов, в апреле 2014 года совместно с ООО «Вектор-2000» разработана «дорожная карта» по завершению строительства объекта в 2015 году.

Еще одна важная составляющая жилищно-коммунальной инфраструктуры – система переработки твердых бытовых отходов.

Правительством области разработана подпрограмма «Формирование комплексной системы управления отходами и вторичными материальными ресурсами на территории Ростовской области», включенная в госпрограмму региона по охране окружающей среды.

Общий объем финансирования на 2014-2020 годы – более 7 млрд. рублей, которые в первую очередь пойдут:

- на развитие материальной базы муниципальных образований в сфере обращения с ТБО;

- рекультивацию существующих объектов размещения отходов.

Дополнительно, с привлечением средств инвесторов будут построены 8 межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих комплексов.

ООО «Экострой-Дон» уже начал подготовку к строительству такого комплекса в Красносулинском районе. На эти цели в этом и следующем году предусмотрены 657 млн. рублей.

Несколько слов о газификации.

За счет всех источников финансирования на газификацию региона направлено более 2,2 млрд. рублей, в том числе по Программе газификации свыше 1,5 млрд.

В рамках программы построены 753 км сетей газоснабжения, что обеспечило техническую возможность газификации более 15 тысяч домовладений и квартир в 65 населенных пунктах области.

Запланированный на 2013 год показатель по уровню газификации области – 86,5% достигнут.

В 2013 году на дорожный комплекс области были направлены почти 13 млрд. рублей:

- Обеспечено содержание всей дорожной сети общего пользования регионального и межмуниципального значения, отремонтированы 400 километров дорог.

- Продолжено строительство автодорог к селам и хуторам. Построены подъезды к 26 сельским населенным пунктам, из них к 11-ти, построены дороги шириной 4,5 метра.

- Завершено строительство южного обхода города Красный Сулин.

- Продолжено строительство северного обхода Ростова на участке от М-4 «Дон» до поселка Щепкин, а также автодороги Ростов – Азов. Сегодня это одно из самых востребованных направлений – интенсивность движения достигает 22 тысяч автомобилей в сутки, что в три раза выше расчетной мощности. Новая магистраль с четырьмя полосами движения и шестиметровой разделительной полосой станет важной инфраструктурной составляющей Азовского и Новоалександровского индустриальных парков.

- Начато строительство моста в створе проспекта Ворошиловского и ведется разработка проектной документации по развитию транспортной инфраструктуры левобережья Ростова-на-Дону.

- Что касается перспектив строительства мостового перехода через Сухо-Соленовскую балку в створе проспекта Лазоревый города Волгодонска. Этот вопрос неоднократно ставился депутатами законодательного собрания. Проектно-сметная документация разработана, направлена заявка в министерство транспорта России на включение строительства в федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России».

Пару слов о безопасности дорожного движения. Конечно, она во многом зависит от качества дорог. Но определяющим все-таки является человеческий фактор.

Наш регион включен в список пилотных по созданию опытных участков системы «Безопасный город». До конца этого года состоится заседание Межведомственной комиссии под председательством заместителя Председателя Правительства России Дмитрия Олеговича Рогозина, где этот вопрос будет рассмотрен в деталях.

В 32 муниципальных программах запланированы мероприятия по созданию и обеспечению работы аппаратно-программных комплексов «Безопасный город». Всего планируется установить:

- 405 видеокамер;

- и 23 кнопки вызова «Гражданин-полиция».

В 14 городах и районах области системы уже установлены, в 15 – идет монтаж систем.

Кроме этого, в 2013 году создан Центр безопасности дорожного движения. Его задача – содействие ГИБДД в обработке и рассылке материалов, полученных с использованием средств автоматической фиксации нарушений.

В результате совместной работы вынесено свыше 250 тысяч постановлений об административном правонарушении на сумму 145,5 млн. рублей.

По итогам 2013 года:

- количество дорожно-транспортных происшествий снизилось на 7%,

- число людей, погибших и пострадавших в результате автомобильных аварий – на 8 %.

Продолжаем работу по крупным транспортным проектам:

- Завершено проектирование взлетно-посадочной полосы и аэровокзального комплекса «Южный». Подготовлены документы на передачу в Главгосэкспертизу. Ведется работа по проектированию объектов водоснабжения, водоотведения и подъездной автомобильной дороги протяженностью 16 км.

- Объявлен конкурс на проектирование первой линии Ростовского метрополитена протяженностью 8,5 км. К разработке проектной документации приступим во втором полугодии 2014 года.

Чуть более подробно остановлюсь на развитии социальной инфраструктуры.

Начну с развития образовательной инфраструктуры региона.

В первую очередь о дошколятах.

За прошлый год мы добились существенного сокращения очереди в детские сады. Строили, реконструировали, возвращали в муниципальную собственность, стимулировали развитие частных детских садов и в результате создали более 9 тысяч дополнительных мест!

Сейчас в области одновременно строится 59 детских садов.

На 1 января 2014 года очередь среди детей от 3 до 7 лет составляет по области 13 с половиной тысяч. Задача – полностью решить эту проблему до 2016 года.

Теперь о школьниках.

В 2013 году завершена реализация Проекта комплексной модернизации региональных систем общего образования на 2011-2013 годы. За это время из федерального бюджета привлечено 4,4 млрд. рублей.

Основные итоги таковы:

- в прошлом 2013 году капитальный ремонт был проведен в 70 образовательных учреждениях области;

- в 332 школах появились благоустроенные санузлы, проблема снята для 42-х тысяч школьников;

- полностью переоборудованы 443 школьные столовые и пищеблока, в результате в 2013 году значение показателя «обеспечение школьников сбалансированным горячим питанием» достигло 87-ми процентов и превысило план на 10%;

- почти 13 тысяч единиц компьютерной техники поставлено в школы области, все они оснащены широкополосным доступом к сети Интернет;

- также 100% школ получили спортивное оборудование и как результат, плановое значение показателя «Доля детей, систематически занимающихся физической культурой и спортом» превышено в 2013-м году на 10 процентов и составило 51 процент;

- 100% базовых школ (их количество 550) получили цифровые лаборатории для кабинетов физики, химии и биологии, мобильные компьютерные классы, интерактивное и мультимедийное оборудование;

- для 100% детей-инвалидов, нуждающихся в дистанционном образовании, созданы необходимы условия. Количество школ, где создана универсальная безбарьерная среда, в 2013 году увеличилось еще на 15-ть.

- в 2013 году также увеличено количество пилотных школ, где внедрен инновационный проект по здоровьесбережению учащихся, предусматривающий постоянный мониторинг состояния здоровья каждого школьника с ведением электронной базы данных. Теперь таких школ 232, и в них только в прошлом году обследованы 38,9 тыс. детей.

С каждым годом растет престиж казачьего кадетского образования. Сегодня конкурс при поступлении 7-9 ребят на одного место.

Есть запрос – власть должна на него отвечать.

В ближайшие годы мы планируем увеличить число казачьих кадетских корпусов до восьми:

- один из них появится в пос. Орловский, где в 2013 году уже завершен первый этап работ по капитальному ремонту здания средней школы №4;

- первый в России морской казачий кадетский корпус появиться в Таганроге, профтехучилище №81 уже передано в ведение департамента по казачеству;

- передано для расширения Шахтинского казачьего кадетского корпуса и здание Усть-Донецкого детского дома-школы;

- начата разработка проектно-сметной документации на реконструкцию Белокалитвинского казачьего кадетского корпуса.

Что касается инфраструктуры профессионального образования, то тут мы идем по пути реструктуризации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании»:

- в 2013 году путем укрупнения реорганизованы 4 государственных образовательных учреждения начального и среднего профессионального образования;

- В 2014 году планируется реорганизация ещё 4-х путем их укрупнения, а также создание 5-ти многоуровневых профессиональных образовательных организаций.

Несколько слов о развитии спорта и спортивной инфраструктуры региона.

В целом в прошедшем году общее число спортсооружений региона выросло на 120 единиц. Построены:

- 6 плавательных бассейнов,

- 19 спортивных залов,

- 73 плоскостных сооружения.

Деньги вкладывал и бюджет и бизнес.

В рамках областной программы в 2013-м построены:

- спортзал с бассейном в г. Новошахтинск;

- спортивный зал в селе Покровское Неклиновского района;

- многофункциональная площадка в селе Заветное Заветинского района;

- и капитально отремонтирован стадион «Энергетик» в г. Цимлянске.

В текущем году завешено строительство бассейна в Усть-Донецком районе. Еще в 9-ти муниципальных образованиях идет стройка. Это:

- спортивные залы с бассейнами в Боковском, Кагальницком, Морозовском, Пролетарском, Семикаракорском, Шолоховском, Миллеровском районах;

- и спортивные залы в городах Каменске-Шахтинском и Новочеркасске.

В прошлом году стартовал пилотный проект по строительству многофункциональных спортивных площадок. Они появились в 6-ти территориях – в Белокалитвинском, Матвеево-Курганском, Октябрьском, Усть-Донецком районах и в городах Новочеркасск и Шахты. До 1 августа текущего года откроем еще 6.

Кроме этого, в текущем году появятся 25 площадок в рамках программы «Газпром-детям». А до 2017 года компания планирует построить в области четыре физкультурно-оздоровительных комплекса (три с универсальными залами и бассейнами, и еще один — с залом и ледовой площадкой).

За счет денег инвесторов идут работы по созданию спортивно-зрелищного кластера в северном жилом массиве областной столицы. В результате область получит площадку для проведения спортивных мероприятий всероссийского и международного уровней.

Активно идет работа по подготовке к играм Чемпионата мира по футболу 2018 года. Принята соответствующая Программа, создана Дирекция по подготовке и проведению игр, приступаем к строительству главного стадиона.

Теперь о культуре.

Область помогает муниципалитетам приводить в порядок и содержать местные учреждения культуры. За счет средств областного бюджета в прошлом году в 25-ти муниципальных образованиях:

- отремонтированы 34 объекта;

- и газифицированы 3.

В настоящее время аналогичная работа идет в 7-ми территориях: в городах Ростов-на-Дону и Волгодонск, и в районах – Белокалитвинском, Верхнедонском, Куйбышевском и Зимовниковском. На эти цели направлено около 103 млн. рублей.

Продолжается оснащение муниципальных учреждений культуры. Порядок финансирования – 50 млн. рублей в прошлом году и 34,5 в нынешнем.

Идет обновление книжных фондов муниципальных библиотек. В прошлом году область выделила на это 5,9 млн. рублей, еще 10,5 млн. мы привлекли из федерального бюджета.

Кроме того, для Октябрьского и Сальского районов были приобретены два мобильных комплекса библиотечного обслуживания.

Уже меньше года остается до празднования 70-летия Победы в Великой Отечественной войне: 52 военно-мемориальных объекта будут капитально отремонтированы к этой великой дате.

О здравоохранении.

В прошлом году ощутимо обновлена ресурсная база медицинских учреждений. В 73-х из них завершен капитальный ремонт.

В рамках модернизации:

- установлены 286 модульных фельдшерско-акушерских пунктов и 5 врачебных амбулаторий;

- на вооружение врачей поступили 18,5 тысяч единиц современного медицинского оборудования;

- и 315 единиц автотранспорта.

Число пациентов, получивших необходимую высокотехнологичную или специализированную помощь, выросло на 8 тысяч человек.

Безусловно, необходимо обеспечить доступность такой помощи. Но еще более важная задача – не допустить перехода заболевания в тяжелую, хроническую форму. В целях профилактики в 2013 году начата диспансеризация взрослого населения, охват составил 96%, из них 20% – повторно направлены на дополнительные обследования и уточнение диагноза.

Эффективность проводимой работы подтверждается выполнением целевых показателей здоровья населения, предусмотренных Указом Президента России № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения».

Исключением является показатель младенческой смертности.

Поменялся критерий оценки. До второго квартала 2012 года ребенок, рожденный с весом менее одного килограмма и не проживший 7 дней, не регистрировался как новорожденный. И факт смерти не фиксировался.

Сейчас требования изменились. Врачи обязаны приложить все усилия чтобы спасти ребенка, рожденного с экстремально низкой массой дела – от 500 граммов.

А это, как вы понимаете, требует не только специализированного медицинского оборудования, но и особой квалификации.

При областном министерстве здравоохранения создан экспертный совет, в который вошли лучшие специалисты и учёные федеральных и областных медицинских учреждений. Их задача – глубокий анализ каждого случая смерти новорожденного с выходом на конкретные рекомендации по предотвращению таких фактов.

В перовом квартале 2014 года ситуация уже меняется в лучшую сторону.

В целом же в Ростовской области позитивные демографически тенденции сохраняются.

Естественная убыль населения уменьшилась до 2,1 промилле. Отмечен естественный прирост населения в 11 муниципальных образованиях. Ожидаемая продолжительность жизни в регионе увеличилась до 71,4 лет. Годом ранее этот показатель был ровно 71 год.

По оценке минрегиона России превышение среднероссийского показателя в 70,77 лет отмечено по итогам года в 24-х регионах. Ростовская область в их числе.

Но самое, пожалуй, главное – мы наблюдаем лучшие показатели рождаемости за последние два десятилетия!

И в 2012-м, и в 2013-м годах на свет появились по 50 тысяч малышей.

Во многом это результат работы по развитию института семьи.

Итак, следующий приоритет – ИНСТИТУТЫ.

Безусловно, самым значимым для нас является институт семьи! Его развитие и поддержка.

Правительство области реализует целый комплекс решений по социальной поддержке семьи, материнства и детства.

Только в прошлом году свыше 220 тысяч семей получили разные выплаты и пособия – всего 15 видов:

- 3701 сертификат на региональный материнский капитал выдан малоимущим семьям при рождении или усыновлении третьего ребенка;

- 3227 семей получили ежемесячную выплату при рождении третьего или последующих детей – 6 535 рублей на ребенка;

- почти 164 тысячи семей (10% от общего числа) получили жилищные субсидии на сумму 2,5 млрд. рублей;

- с апреля 2014 года все семьи, где детей больше двух, оплачивают всю потребленную электроэнергию по низкому тарифу, в рамках соцнормы.

Под особым вниманием дети, у которых нет семьи. В областном бюджете предусмотрены различные выплаты, способствующие обретению такими ребятами полноценной семьи:

- 30 000 рублей – единовременное пособие при организации приемной семьи и при усыновлении ребенка;

- ежемесячно на содержание детей, воспитывающихся в приемных семьях 7 715 рублей в 2013 году, и 8 101 рубль в 2014-м;

- предусмотрено вознаграждение и приемным родителям – 7 795 рублей на первого ребенка, доплаты за второго и последующего детей – по 1 559 рублей, плюс за особые условия труда – 1 170 рублей и 1 950 рублей за проживание в сельской местности.

Семьи, решившие принять ребенка-сироту в свою семью должны пройти специальное обучение. В прошлом году это сделали 1178 человек.

Результат такого комплексного подхода:

- новые семьи обрели 1590 детей;

- количество детских домов в области сократилось за год с 37 до 34, еще на один детский дом станет меньше в этом году.

Актуален для многих семей и жилищный вопрос.

И тут основное для нас направление – строительство доступного жилья эконом-класса в рамках комплексного освоения крупных территорий.

Результат 2013 года – 940 тыс. кв. метров построенного жилья или 44% от общего объема относятся именно к эконом-классу.

Всего же в эксплуатацию в прошлом году введено более 2 миллионов кв. м жилья на 7,5 процентов больше чем в 2012 году. И почти на 2 процента больше, чем в среднем по России.

По оценке минрегиона России, по объемам жилищного строительства Ростовская область находится на 7 месте в стране.

На решение жилищных проблем донских семей направлены и различные формы господдержки. С их помощью только в прошлом году жилищные условия улучшили 1120 семей. Сумма поддержки составила 570 млн. рублей.

В 2014 году из областного бюджета выделены 713 млн. рублей. Это позволит предоставить бюджетные субсидии 3 516 семьям.

Приоритет, как и ранее, будет отдан многодетным и молодым семьям.

С целью решения жилищных проблем область в 2013 году прошла конкурсный отбор минрегиона России и была включена в подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище». Из федерального бюджета было привлечено 115 млн. рублей. Областной бюджет направил на эти цели 231 миллиона, местные бюджеты – 50 млн. рублей.

Активно ведем работу и по переселению из аварийного жилья:

- в 2013 году переселены 974 семьи. На эти цели израсходовано более 1 миллиарда рублей, в том числе более 550 миллионов – за счет средств федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ и более 300 миллионов – за счет средств областного бюджета;

- в 2014 году планируется переселить 1260 семей, для этого направлено 1,63 млрд. рублей, из них более 600 млн. рублей – средства Фонда, и чуть более одного миллиарда – средства областного бюджета.

На особом контроле в Правительстве области обеспечение многодетных семей земельными участками под жилищное строительство.

Всего с 2011 года от семей, воспитывающих трех и более детей, поступило более 14 тысяч заявлений, выделено бесплатно более трех тысяч, из них в 2013 году – 2 380 земельных участка. В текущем году цифра будет близкой – 2 320 участков.

Не скрою, проблемы с решением этой задачи есть:

- Во-первых, далеко не везде есть свободная земля со всеми необходимыми коммуникациями. А, следовательно, их надо проектировать и строить. А это время и немалые средства.

- Во-вторых, в самых крупных городах области есть дефицит с муниципальной землей. Эту проблему решаем за счет вовлечения в оборот федеральных земельных участков. Так, утвержден проект планировки и межевания участка площадью250 гав пос. Красный Колос Аксайского района. Подготовлены кадастровые паспорта на 1676 земельных участков. По ходатайству Правительства области, Правительственной комиссией России по развитию жилищного строительства принят ряд решений о передаче многодетным семьям дополнительно четырех федеральных земельных участков: 68 гектаров в поселке Золотой Колос Аксайского района, 28,7 – в Новочеркасске, и по 50 гектаров в Целинском и Сальском районах. Кроме этого отведены 3 территории в Ростове-на-Дону и Таганроге.

Подытоживая тему развития института семьи, еще раз хочу отметить, что эффективность проводимой семейной политики подтверждается самыми высокими показателями рождаемости за последние два десятилетия. И еще – в прошлом году мы фиксировали увеличение на 9,3% родившихся в донских семьях третьих и последующих детей.

Говоря об институтах нельзя не сказать о развитии института государственной власти.

Президент России в своем майском Указе № 601 обозначил ключевые показатели совершенствования системы государственного управления.

Ростовская область уже в прошлом году – на два года раньше – обеспечила выполнение одного из таких показателей: 90,7% жителей области имеют доступ к получению услуг на базе МФЦ.

Однако процент мог быть и выше. Проблемы есть в Ростове-на-Дону. Сегодня в пяти из восьми районов города охват населения услугами МФЦ ниже 90%. Ситуацию необходимо исправить до октября 2015 года.

В целом же инфраструктура МФЦ развернута во всех 55 муниципальных образованиях:

- открыто 80 центральных офисов;

- и 344 центра удаленного доступа.

При этом реализован принцип экстерриториальности, который позволяет получать услуги в любом МФЦ независимо от прописки, регистрации недвижимости или бизнеса.

По итогам 2013 года общее количество государственных и муниципальных услуг полученных в МФЦ превысило 1 млн. 120 тысяч.

И мы постоянно расширяем перечень услуг. Сегодня их уже более 100-та.

В 2013 году в МФЦ:

- передана 51 услуга в сфере социальной поддержки населения, при этом Ростовская область стала единственным регионом, где этот процесс сопровождался сокращением численности органов соцзащиты населения;

- плюс начали предоставлять востребованные услуги Росреестра и Кадастровой палаты.

Сейчас аналогичную работу выстраиваем с Федеральной миграционной службой.

Сегодня в Ростовской области сформировались новые институты гражданского общества:

- больше двух лет работает областная общественная палата;

- с сентября прошлого года действуют общественные советы при областных министерствах и ведомствах;

- завершается процесс формирования общественных советов и палат в муниципальных образованиях области.

Дополняет эту работу Губернаторская экспертная площадка, где также ведётся диалог с общественностью, только состав экспертов непостоянен - он определяется темой дискуссии.

До конца года мы создадим интернет-площадку для дистанционного взаимодействия и онлайн-общения членов палат и советов всех уровней. Уверен, это позволит более эффективно решать их основные задачи:

- осуществлять общественный контроль;

- а также выдвигать и поддерживать перспективные инициативы.

Еще пару тезисов о развитии институтов.

Речь пойдет о необходимости дальнейшего совершенствования на территории региона правовых и финансовых институтов.

Именно правовое и финансовое поле во многом определяю глобальную привлекательность и конкурентоспособность региона.

Необходимо продолжить нашу работу по совершенствованию правового поля. При этом хочу отметить, что благодаря вашей работе – работе депутатского корпуса, область уже является пионером в этом вопросе.

Яркий тому пример правовое обеспечение института государственно-частного партнерства. Областной закон об основах ГЧП принят в 2010 году, а федеральный только будет рассмотрен во втором чтении в июле нынешнего года.

По данным российского Центра развития ГЧП, Ростовская область вошла в число 15 регионов-лидеров по организации работы с использованием механизма ГЧП.

Сегодня на территории области два направления партнерства государства и бизнеса:

- поддержка бизнеса в решении инфраструктурных вопросов;

- и совместная реализация социальных проектов.

В рамках первого направления область на конкурсной основе субсидирует затраты на технологическое присоединение к сетям инженерно-технического обеспечения в части электроснабжения и газоснабжения, а также непосредственно участвует в создании инфраструктурных объектов.

- в 2012 году такую помощь получили «Тагмет», «Гардиан Стекло Ростов», «Ситилайф Росс»;

- в 2013-м – «Донстар», ТК «Ростовский», «ЕВРАЗ Южный Стан», «Гостиница «Эрмитаж», «Тагмет», «НПО «Горизонт».

В рамках второго направления, ярким примером тут является создание в рамках ГЧП диализных центров.

На территории области уже работает три таких центра:

- в ноябре 2012 года начал работать центр в Волгодонске;

- в прошлом году пациентов с хронической почечной недостаточностью стали принимать в Шахтах и Таганроге;

В третьем квартале этого года откроется современное отделение гемодиализа в областной больнице № 2 Ростова-на-Дону.

Сегодня мы в числе немногих регионов решились на реализацию масштабного проекта ГЧП по строительству водно-спортивных комплексов. Более 20 муниципальных образований уже подтвердили возможность строительства таких спортивных объектов.

Основной принцип проекта – объекты строит частный инвестор, а область их выкупает. Преимущества такого подхода очевидны:

- в короткие сроки мы получаем социальные объекты, которые генерируют налоговые поступления и предоставляют услуги жителям области;

- а финансовая нагрузка бюджета переносится на последующие годы

Задача текущего года – завершение разработки необходимых документов, так чтобы в следующем году частный инвестор мог начать строительство.

Несколько слов о развитии финансовых институтов.

Один из стимулов инвестиционной активности – институт налоговых льгот.

Ростовская область – один из регионов-лидеров по объему предоставления бизнесу налоговых льгот. В 2013 году нами заключены 14 новых инвестдоговоров и 10 дополнительных соглашений к действующим договорам, дающим право на получение льгот по налогам.

Инвесторы, реализующие проекты на территории области, только в прошлом году получили налоговые льготы в объеме 900 млн. рублей.

Да, это большие средства, но быстро окупаемые, которые к тому же дают большой социальный эффект.

Получатели налоговых льгот обеспечат привлечение инвестиций на 80 млрд. рублей. Объем налоговых платежей составляет 10 млрд. рублей в год. Да, и заработная плата на данных предприятиях – более 30 тыс. рублей.

Достаточно развит на территории области и институт кредитования.

Все мы отлично понимаем, что основным источником инвестирования для бизнеса остаются кредиты банков и заемные средства. А, следовательно, наша задача – облегчить кредитную нагрузку инвесторов и расширить возможность получения ими заемных ресурсов.

В области успешно работает программа возмещения затрат по уплате процентов по привлеченным кредитам на реализацию инвестиционных проектов. Только в прошлом году 17 организаций-инвесторов, смогли снизить стоимость кредитных продуктов на общую сумму 595 млн. рублей.

Что касается второго направления – расширения возможностей получения заёмных средств, то тут в области действуют 15 микрофинансовых организаций. В 2013 году на их капитализацию направлены бюджетные средства в размере более 550 млн. рублей. Предприниматели региона могут заимствовать до 1 млн. рублей на льготных условиях.

В этом году на федеральном уровне планируют запустить федеральный гарантийный фонд с уставным капиталом 50 млрд. рублей.

Мы это сделали раньше. Наш региональный Гарантийный фонд сотрудничает с 26 банками, упрощая доступ предпринимателям к кредитным ресурсам. По итогам 2013 года фондом предоставлены 194 поручительства на общую сумму 1,1 млрд. рублей, что позволило бизнесу получить кредитов в объеме 2,5 млрд. рублей.

В текущем году мы планируем провести докапитализацию Фонда за счет областного бюджета на сумму 68,5 млн. рублей, а также привлечь из федерального бюджета порядка 274 млн. рублей.

Помощь бизнесу со стороны власти носит вполне прагматичный характер:

- мы убеждены, что вложенные средства с лихвой компенсируются последующими налоговыми поступлениями;

- и ждем от бизнеса достойного уровня заработной платы своим работникам.

Несколько слов о том, как мы влияем на уровень зарплаты, как основной институт рынка труда.

Трехстороннее соглашение между Правительством, Федерацией профсоюзов и Союзом работодателей области содержит жесткие требования по вопросам:

- задержек заработной платы;

- «теневых» выплат;

- а также обязательной ежегодной индексации зарплаты.

В результате реализации Соглашения на 2011-2013 годы заработная плата в области за три года выросла на 38 %. Количество присоединившихся к Соглашению организаций увеличилось более чем в полтора раза и превысило 18 тысяч.

В 2013 году количество заключенных соглашений всех уровней выросло почти на четверть, ими охвачено 63% работающих.

Подписанные коллективные договоры на предприятиях малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей охватили почти – 27% работающих.

Но это не предел. В соответствии с принятым Соглашением на 2014 – 2016 годы минимальная заработная плата в негосударственном секторе экономики в текущем году должна быть не ниже 9 тысяч рублей.

Теперь что касается заработной платы в бюджетной сфере.

По итогам 2013 года целевые показатели соотношения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы и средней заработной платы по региону достигнуты.

В целом же по предварительным итогам года среднемесячная заработная плата по области выросла на 11% и приблизилась к 22 тысячам.

Самыми высокими были темпы роста заработной платы в образовании –25% и здравоохранении – 19,5%.

Говоря об уровне заработной платы нельзя не затронуть вопрос компетенции кадров. Это вещи взаимозависимые.

Оценивая инвестиционный потенциал нашего региона, рейтинговое агентство отвело нам 7 строчку среди субъектов Федерации по развитию трудового потенциала.

Убежден, что в этом вопросе мы не имеем права отступить ни на шаг. Ведь именно качество кадров является одним из ведущих факторов привлекательности региона для инвестиционных партнеров.

И поэтому второй новый приоритет я обозначил как ИНТЕЛЛЕКТ, имея в виду необходимость системной работы по наращиванию кадрового потенциала региона.

И здесь на первое место выходит сотрудничество с молодежью. Инвестируя в молодежь – мы инвестируем в будущее. Это аксиома.

В основу нашего сотрудничества должен лечь научный прогноз потребностей регионального рынка труда. И такая работа уже начата.

В целом ситуация на рынке труда Ростовской области стабильна. Уровень зарегистрированной безработицы по сравнению с предыдущим годом снизился до 0,8 %, а общая безработица, рассчитанная по методике Международной организации труда, составила 6 %, то есть осталась на уровне 2012 года.

За год численность официально зарегистрированных безработных сократилась на 5,3 %, в том числе:

- более чем на треть в Донецке (36,1%);

- почти на четверть в Белокалитвинском районе (23,6%)

- а также на 8,1% в Шахты и на 6,6% в Гуково.

В рамках региональной программы содействия занятости населения в течение года:

- трудоустроены более 118,5 тыс. человек;

- более 11 тысяч приняли участие в оплачиваемых общественных работах;

- организована временная занятость 27 тысяч несовершеннолетних;

- 724 человека получили поддержку в организации самозанятости.

На финансирование программы из средств областного бюджета направлено более 452 млн. рублей, почти вдвое больше – 803 млн. рублей привлечено из федерального бюджета.

Сегодня система высшего профессионального образования области является одной из крупнейших в России и входит в первую пятёрку по стране.

Но нам необходимо усиливать интеграцию образовательных учреждений с предприятиями региона. Бизнес должен делать заказ на подготовку кадров, а для образования этот заказ должен стать основным ориентиром.

Учебные программы и специализации должны быть жёстко увязаны с нашими кластерами в экономике. Уже сегодня почти 10% кафедр вузов (71-на из 790) созданы совместно с ведущими предприятиями области.

Эффект от такой работы очевиден:

- процент трудоустройства выпускников, прошедших обучение на корпоративных кафедрах, составляет 90%;

- в среднем же процент трудоустройства по полученной специальности лишь 70%.

Общепризнанный факт – глобального лидерства достигают регионы, создающие условия для реализации потенциала и талантов своего населения.

Поэтому наши усилия должны быть направлены на создание системы, позволяющей генерировать и использовать инновации.

И потому шестой приоритет для нас – ИННОВАЦИИ.

Еще раз сошлюсь на рейтинг Инвестиционной привлекательности регионов от рейтингового агентства «Эксперт». По инновационной составляющей мы являемся 15 по России (продвинулись на две позиции по сравнению с рейтингом 2012 года).

Уже сегодня при целевом значении по соотношению отгруженной инновационной продукции и ВРП в 4,3%, мы по итогам 2013 года достигли планки в 5,9%.

Этот рост в основном обеспечен крупными предприятиями области, такими как «Роствертол», «РЭМЗ», «НЭВЗ», «Каменскволокно», «Гардиен стекло», «Градиент» и другими.

Резерв малых и средних предприятий до конца не использован. Поэтому мы помогаем им, в том числе финансово.

В 2013 году 10-ти малым и средним предприятиям, ведущим разработку, внедрение и реализацию инновационной продукции была оказана финансовая поддержка в виде субсидий. На это было направлено 14 млн. рублей, 11 из которых привлечены нами из федерального бюджета.

Сегодня в Ростовской области созданы и успешно работают 32 объекта инновационной структуры, среди которых: инновационно-технологические центры, технопарки, центры коллективного пользования при вузах, бизнес-инкубаторы, в которых размещены малые инновационные предприятия.

Но необходимо двигаться дальше.

На базе созданного в прошлом году совместно с ведущими вузами региона Регионального центра инновационного развития должны заработать:

- центр кластерного развития;

- и центр инжиниринга Ростовской области.

На эти цели возможно и необходимо привлекать средства федерального бюджета.

В текущем году нами также намечено создать Международный центр инновационного развития агропромышленного комплекса Юга России.

И последний в моем докладе, но далеко не последний по значимости приоритет – ИНИЦИАТИВА.

Инициатива власти, инициатива бизнес-сообщества, инициатива отдельного гражданина – это то, что способно и должно придать ускорение всем остальным «И».

Инициатива – это катализатор процесса развития Ростовской области.

Семь слагаемых формулы успеха, способной обеспечить опережающее развитие Ростовской области:

- инвестиции,

- индустриализация,

- инфраструктура,

- институты,

- интеллект,

- инновации,

- инициатива.

Семь равнозначных приоритетов, способных цель «Ростовская область – регион-лидер» сделать аксиомой, не требующей доказательства.

Для этого потребуются не год и не два. Мы с вами реалисты. Но очень важно за ежедневной рутиной видеть эту главную цель. И честно служить людям.

Спасибо за внимание.

Скачать в формате .doc

Программы для просмотра скачанного файла

Смотри также:

Информация об участии губернатора В.Ю.Голубева в заседании Законодательного Собрания Ростовской области 26.06.2014