Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

Доклад председателя комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов Г.И. Скрипки

«Экологические проблемы Цимлянского водохранилища и экосистемы Нижнего Дона»

Заседание Координационного совета по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов

25.02.2011

Уважаемый Сергей Федорович!

Уважаемые члены Координационного совета, приглашенные! 

Цимлянское водохранилище и Нижний Дон имеют определяющее значение для устойчивого экономического развития области и повышения качества жизни её населения. Они используются для целей судоходства, рыболовства, водоснабжения, гидроэнергетики.

Следствием активного использования данных водных объектов, а также интенсивного хозяйственного освоения водосборного пространства, и прежде всего водоохранных зон, является усиление негативного воздействия на экосистему Цимлянского водохранилища и Нижнего Дона.

Что касается Цимлянского водохранилища, то на сегодняшний день остро обозначились следующие основные проблемы:

- загрязнение воды водохранилища сточными водами от сосредоточенных и диффузных источников (как расположенных в акватории водохранилища, так и в его водоохраной зоне), одним из последствий которого является интенсивное развитие сине-зеленых водорослей в акватории водохранилища;

- снижение рыбопродуктивности Цимлянского водохранилища;

- разрушение берегов Цимлянского водохранилища;

- заиление ложа водохранилища, что помимо прочего снижает его полезную емкость.

Перечисленные проблемы достаточно хорошо и давно известны, но на протяжении уже многих лет не находят своего решения. Причин тому на наш взгляд несколько.

1. Отсутствие продуманного комплексного плана (программы) действий, учитывающего интересы всех категорий водопользователей и предусматривающих набор взаимоувязанных мероприятий.

2. Разработка такого плана в свою очередь затруднена недостатком серьезных, глубоких научных исследований (проработок) развития природных и антропогенных процессов в акватории Цимлянского водохранилища и на его водосборе. Как следствие отсутствие по ряду вопросов обоснованных предложений по неотложным и перспективным мерам.

3. Низкий, явно неадекватный уровню проблем, объем финансирования водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

4. Особенности водного законодательства (особенно в части распределения полномочий и требований к разным категориям водопользователей).

Несколько подробнее остановлюсь на последнем тезисе. Казалось бы органы государственной власти Ростовской области, на территории которой проявляются указанные выше проблемы, наиболее заинтересованы в их скорейшем решении и должны принимать активные меры.

Однако решение проблем Цимлянского водохранилища на уровне Администрации области осложняется рядом обстоятельств. Основным препятствием, не позволяющим принимать решения и осуществлять мероприятия в отношении водохранилища, является отсутствие полномочий. Так, согласно Водному кодексу Российской Федерации и нормативно-правовым актам Правительства Российской Федерации осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий и по охране водных объектов в отношении Цимлянского водохранилища относится к полномочиям федеральных органов.

Следует также отметить, что одним из основных загрязнителей Цимлянского водохранилища является судоходство. Однако у Администрации области нет контрольных функций за деятельностью водного транспорта.

Кроме того, наибольший объем сточных вод сбрасывается в водохранилище на территории Волгоградской области, в связи, с чем влияние Администрации Ростовской области на улучшение ситуации по данному направлению является ограниченным.

Вместе с тем, чрезвычайная ситуация с водоснабжением г. Волгодонска, возникшая в связи с интенсивным развитием сине-зеленых водорослей, вызвала необходимость принятия срочных мер по борьбе с данным явлением.

Администрацией Ростовской области были направлены обращения в адрес первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.А. Зубкова и Федеральное агентство водных ресурсов с просьбой, принять необходимые меры по нормализации состояния Цимлянского водохранилища. Однако средств федерального бюджета на проведение мероприятий по предотвращению интенсификации цветения Цимлянского водохранилища выделено не было.

В октябре 2009 года Администрацией области было направлено обращение в Минприроды России с просьбой о выделении средств федерального бюджета на финансирование работ по выпуску молоди толстолобика для зарыбления Цимлянского водохранилища. Однако на

данную просьбу пришёл отрицательный ответ. Как и на аналогичное письмо, направленное в Росрыболовство.

В связи с необходимостью принятия срочных мер по предотвращению интенсивного развития сине-зеленых водорослей и основываясь на положительном опыте использования штамма хлореллы для борьбы с сине-зелеными водорослями на Пензенском водохранилище, в ноябре 2009 года из средств резервного фонда Администрации Ростовской области было выделено 4 млн. руб. на экспериментальное проведение работ по вселению штаммов хлореллы в Цимлянское водохранилище. Однако Федеральная служба Роспотребнадзора указала на недопустимость использования хлореллы для подавления цветения водоемов, особенно в отношении водоемов, являющихся источником питьевого водоснабжения населения.

В тоже время запрос Администрации области в Федеральное агентство водных ресурсов по вопросу выделения в 2010 году средств федерального бюджета на проведение научно-исследовательских работ по изучению причин «цветения» воды Цимлянского водохранилища и разработке мер борьбы с указанным явлением не принес положительного результата.

С целью снижения техногенного воздействия на Цимлянское водохранилище Администрацией области совместно с муниципалитетом принимаются меры по обеспечению эффективной эксплуатации сооружений ливневой канализации г. Волгодонска, находящихся в муниципальной собственности и сбрасывающих сточные воды в Цимлянское водохранилище. Реконструкция очистных сооружений ливневой канализации г. Волгодонска включена в состав мероприятий, намеченных к реализации Схемой комплексного использования и охраны р. Дон, разрабатываемой в 2010 году.

С целью получения средств федерального бюджета на реализацию берегоукрепительных работ в Цимлянском и Дубовском районах, Администрацией области был подготовлен и предложен к включению в Федеральную целевую программу снижения рисков и смягчения последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на 2011 - 2015 годы перечень мероприятий по укреплению берегов Цимлянского водохранилища. При этом самой Администрацией области в рамках имеющихся у нее полномочий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного характера выделялись средства в объеме около 35,0 млн. руб. на софинансирование берегоукрепительных работ на Цимлянском водохранилище.

Однако всех перечисленных мер явно недостаточно не только, чтобы переломить, но даже просто стабилизировать ситуацию.

Не менее острыми проблемами характеризуется и вся водохозяйственная система Нижнего Дона.

Среди основных можно назвать следующие:

- загрязнение сточными водами от сосредоточенных и диффузных источников;

- просадка уровня воды Нижнего Дона;

- снижение рыбопродуктивности;

- зарастание и заиление рукавов в дельте Нижнего Дона;

- разрушение берегов Нижнего Дона.

Степень загрязненности р. Дон можно проиллюстрировать следующими данными.

В 2010 году качество воды в местах водозаборов не отвечало гигиеническим требованиям по химическим показателям в 56,1% проб, по микробиологическим показателям - 44,4%, в зонах рекреации соответственно в 48% и 50,4%.

Основными источниками поступления загрязняющих веществ в р. Дон являются предприятия ЖКХ - следствие высокого уровня износа оборудования ОСК. Значителен вклад также промышленных объектов, сельского хозяйства, загрязняющего водные объекты дренажными водами оросительных систем и за счет неконтролируемого смыва с сельхозугодий почвенного слоя, насыщенного минеральными удобрениями и гербицидами, а также судоходство.

Указанные виды антропогенного воздействия приводят не только к ухудшению качества водных ресурсов Нижнего Дона, но и к зарастанию и заилению рукавов дельты. Недостаточная проточность рукавов препятствует прохождению рыбы на нерест, ведет к ухудшению их санитарно-экологического состояния.

Сложившийся после строительства Цимлянского гидроузла гидрологический режим р. Дон крайне отрицательно сказывается на рыбопродуктивности Нижнего Дона. Перераспределение сезонного речного стока привело к многолетним периодам отсутствия мощных весенних половодий, что явилось причиной деградации русловых остаточных нерестилищ осетровых, уменьшения повторяемости затопления нижнедонских пойменных нерестилищ для полупроходных азовских рыб (судака, леща, тарани, сазана и др.) и катастрофического сокращения их площади.

В тоже время даже в случае наступления периода, когда будет возможно осуществление рыбохозяйственных попусков их проведению, будет препятствовать тот факт, что практически вся пойма Нижнего Дона застроена, что грозит подтоплением жилых и хозяйственных объектов и значительными материальными потерями.

Не менее острой, чем снижение рыбопродуктивности и ухудшение качества воды является проблема ухудшения условий работы водозаборных сооружений в нижнем течении Дона, в том числе используемых для обеспечения питьевого водоснабжения населения. В условиях маловодных лет, сооружения работают на пределе своих возможностей, в связи с просадкой уровней воды на Нижнем Дону, обусловленной проведением дноуглубительных работ.

С целью изучения территорий, подверженных опасным природным процессам, определения возможности и направлений их хозяйственного использования и разработки рекомендаций по минимизации или прекращению негативного развития природных процессов за счет средств областного бюджета в 2008 году была выполнена исследовательская работа «Оценка опасных природных процессов на территории Ростовской области в береговой зоне Таганрогского залива и Нижнего Дона». Данные исследования показали.

На Нижнем Дону выделено 176,1 км активных эрозионный берегов, что составляет 41,3% от протяженности береговой линии (по двум берегам).

Наибольшей русловой эрозии подвержен участок от Цимлянского водохранилища до г. Семикаракорска. Оползневые процессы развиты и по правому берегу Дона от г. Ростова-на-Дону до устья Северского Донца.

Часть проблем берегоразрушения р. Дон удается решать в рамках Областных долгосрочной целевой программы по охране окружающей среды и рациональное природопользование в Ростовской области.

Так в предыдущие годы производилась расчистка локальных участков р. Дон (преимущественно его проток и рукавов), осуществлялись и планируются в дальнейшем мероприятия по проведению берегоукрепительных работ в: ст. Романовской, Волгодонского района, х. Пухляковский, Усть-Донецкого района, г. Семикаракорске, ст. Мариинской Константиновского района, начаты работы по установлению границ водоохгранных зон.

Однако, этого, безусловно, недостаточно. Необходимо активизировать работу на уровне органов местного самоуправления и областных органов по снижению негативного техногенного воздействия на р. Дон и Цимлянское водохранилище и, прежде всего, сосредоточить усилия на реконструкции и строительстве очистных сооружений хозяйственно-бытовой и ливневой канализации.

Я остановился далеко не на всех экологических проблемах Нижнего Дона и Цимлянского водохранилища.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть что сегодня:

1. Мы не располагаем достаточным объемом достоверной, актуализированной информации о состоянии и тенденциях развития данных водных объектов.

2. Как результат нет четкого понимания по мерам, которые необходимо принять для решения выявленных проблем, с учетом интересов всех категорий водопользователей.

3. Отсутствует программа, интегрирующая усилия всех заинтересованных сторон.

4. Явно недостаточный для решения существующих проблем объем финансирования.

5. По ряду направлений отсутствуют методические указания (рекомендации) по осуществлению государственного контроля, определению ущерба, нанесенного водному объекту и обитающим в нем биоресурсам.

Учитывая сложность и многогранность задач, предлагаем создать из представителей организаций, входящих в Координационный совет и других органов, рабочую группу по разработке конкретных предложений по решению экологических проблем Цимлянского водохранилища и Нижнего Дона.

Данная группа должна разработать меры, которые могут быть осуществлены в рамках полномочий государственных органов разного уровня и органов местного самоуправления, предложения по совершенствованию водного законодательства и предложения для рассмотрения вопроса «Об экологических проблемах Цимлянского водохранилища и экосистемы Нижнего Дона» на заседании Совета экономической и общественной безопасности Ростовской области.

Добавлено: 15.03.2011

Смотри также:

Координационный совет по охране окружающей среды и использованию природных ресурсов

Размещен: 15 марта 2011 11:03:52 | Изменен: 09 августа 2011 11:01:46