Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

«Бюджет должен работать»

11 августа 2015 г.

газета "Молот", №№ 109-110, от 11 августа 2015 года

Денег не хватает всегда. Но есть муниципалитеты, в которых удается с теми же средствами сделать многое и, не в последнюю очередь, благодаря качественной работе со своим бюджетом. О том, как организуется бюджетный процесс на местах, кто из муниципалитетов является «отличником» в этом деле и о многом другом, «Молоту» рассказала замгубернатора – министр финансов Ростовской области Лилия Федотова.

- В области действует комплексная оценка качества управления бюджетным процессом. По ней муниципалитеты сверяют эффективность своей бюджетной работы, вносят в свои действия необходимые коррективы. И каковы реальные результаты?

- Ощутимо улучшено  планирование и исполнение местных бюджетов. По итогам 2014 года у ряда муниципалитетов снижены или полностью ликвидированы просроченные долги муниципальных унитарных предприятий. Все местные бюджеты сегодня принимаются своевременно в программном формате на трехлетний период.

Лучшими в организации бюджетного процесса в 2014 году стали Ростов-на-Дону, Боковский, Волгодонской, Егорлыкский, Константиновский, Мясниковский и Тацинский районы. Им вручены дипломы за достигнутую I степень качества управления бюджетным процессом.

Цифра. 24 из 55 муниципальных районов и городов за четыре прошедших года достигали наилучших результатов в организации бюджетного процесса. Для поощрения победителей из областного бюджета выделены гранты на сумму 66,7 миллиона рублей.

- Налоговый потенциал у муниципальных образований разный, а значит, отличаются и возможности пополнять свой бюджет. Как происходит оценка таких возможностей?

- По сути, это оценка налоговых доходов, которые  могут быть собраны  на территории  конкретного муниципального образования в планируемом году.

Используется она для расчета объемов финансовой помощи муниципальным образованиям из областного бюджета в виде дотаций. При определении объемов этой дотации оцениваются  различия в стоимости предоставления бюджетных услуг на душу населения на территории муниципалитета.

В результате такой системы межбюджетного выравнивания среднедушевые налоговые доходы дотационных  муниципальных районов и городских округов доводятся до единого уровня.

В 2014 году была внедрена и хорошо себя зарекомендовала практика согласования изменений в бюджеты высокодотационных муниципальных образований до их вынесения на рассмотрение собраний депутатов. Цель этой работы — своевременная корректировка бюджетных показателей при наличии проблем по сбалансированности. Это помогло в непростых экономических условиях завершения 2014-го финансового года при поддержке областного бюджета своевременно выплатить заработную плату с начислениями, оплатить коммунальные услуги, питание и медикаменты, произвести вовремя социальные выплаты населению. Общий объем первоочередных социально значимых расходов местных бюджетов составил 23,1 млрд. рублей. 

- Как в Ростовской области реализуется один из приоритетных проектов Открытого правительства РФ «Бюджет для граждан»?

- Для повышения прозрачности бюджета и бюджетного процесса в регионе  министерством финансов области разработан и создан на своем сайте раздел «Бюджет для граждан». 

Материалы о параметрах принятого на очередной финансовый год и плановый период областного бюджета, показатели по его исполнению за прошедший период размещены в разделе в доступной и наглядной форме – в том числе в виде графических материалов. Здесь же размещаются нормативные правовые акты.

- Как поощряются территории, эффективно работающие с бюджетом?

- Помимо грантов за наилучшее качество управления бюджетным процессом, муниципалитеты области награждаются за достижение наилучших показателей в деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов;  за наилучшие показатели в сфере привлечения инвестиций; за  победу в областном конкурсе на звание «Лучшее поселение Ростовской области».

Цифра. 446,3 млн. рублей выделено за пять последних лет из областного бюджета на поощрение достижений муниципалитетов.

С 2010-2014 годы  23-м муниципальным образованиям (из них городу Батайску трижды) за достижение наилучших показателей работы органов местного самоуправления выделено из областного бюджета 267,5 миллионов рублей. В 2014 году такие гранты получили Аксайский, Заветинский и Усть-Донецкий районы, а также города Гуково, Зверево и Новочеркасск.

Победителями конкурса на звание «Лучшее поселение Ростовской области» признаются поселения, ставшие лучшими в решении вопросов благоустройства, жилищно-коммунального обслуживания, организации досуга и массового отдыха населения; развития культуры и искусств и других направлениях. За четыре года  получателями таких грантов стали 24 поселения. Им выделено 74 млн рублей.  В 2014 году таких грантов удостоились Пешковское сельское поселение  Азовского района, Каргинское сельское поселение  Боковского района, Лысогорское сельское поселение Куйбышевского района, Покровское сельское поселение  Неклиновского района, Керчикское сельское поселение Октябрьского района и Быстрогорское сельское поселение Тацинского района.

Эффективная работа муниципальных образований в привлечении инвестиций с 2013 года также поощряется соответствующими грантами. За два года на эти цели десяти муниципальным образованиям (дважды - Красносулинскому району и Азову)  выделено 38 млн рублей. В 2014 году  награждены города Новочеркасск, Азов, Ростов-на-Дону, а также Красносулинский, Сальский и Усть-Донецкий районы.