Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

«Кружки – путь к профессии для школьников»

29 декабря 2015 г.

Газета «Молот», №189-190, от 29.12.2015

Министр образования региона – о работе с талантливыми детьми и молодежью

Количество талантов на Дону, в том числе и среди подрастающих поколений, всегда было немалое. Потому в области разработана и действует система поддержки юных дарований. Многое сделано в этой сфере и в 2015 году. О том, как идет работа с одаренными детьми и талантливой молодежью сегодня, «Молоту» рассказала министр общего и профессионального образования Ростовской области Лариса Балина.

– Мамы и папы, дедушки и бабушки хорошо помнят всевозможные кружки, которые можно было посещать бесплатно. Насколько сохранилась эта система дополнительного образования сегодня?

– Система дополнительного образования области, которую мы рассматриваем вовсе не как дополнительную, а в качестве ранней профориентации ребят, сохранилась и продолжает развиваться. Могу лишь уточнить, что наши дети имеют возможность заниматься по 70 направлениям творчества и 70 видам спорта. Кружки, студии, секции, клубы работают не только в учреждениях допобразования в сферах культуры и спорта, но и в школах, где их посещают 260,7 тыс. учеников.

Цифра. 75% учеников донских школ посещают кружки и секции в учреждениях дополнительного образования и в школах.

– Базовыми площадками для работы с одаренными детьми являются областные учреждения дополнительного образования. Расскажите об их работе.

– У нас уже много лет работает Областной центр технического творчества учащихся, в который сегодня приходят заниматься 1100 ребят. Об уровне его работы говорит тот факт, что центр признан победителем по итогам конкурса «100 лучших предприятий и организаций России–2015» в номинации «Лучшее учреждение дополнительного образования технической направленности».

На базе Центра действует портал «Инновационные проекты, исследовательская деятельность и техническое моделирование» и очно-заочная школа «Дети, техника, творчество». Они позволяют вовлекать в техническое творчество детей из отдаленных сельских территорий. К работе портала и очно-заочной школы привлечены преподаватели ЮФУ, ДГТУ и других вузов. За период действия портала открыты центры технического творчества в Неклиновском, Тарасовском районах и Таганроге – теперь их 24 в 20 муниципальных образованиях, прибавим сюда и 86 объединений технической направленности на базе школ и учреждений дополнительного образования.

Система технического творчества детей, которая не только сохранилась, но и активно развивается, позволила Ростовской области занять лидирующую позицию в России в данном направлении. Только за 2010–2014 годы на Дону подготовлены 103 лауреата всероссийских и международных конкурсов и спортивно-технических олимпиад.

– То есть в Ростовской области «география» для развития таланта не имеет значения?

– И это подтверждается работой регионального организационно-методического центра дистанционного образования одаренных детей, который создан и работает в областном центре дополнительного образования. В 2015–2016 учебном году здесь начал обучение очередной набор одаренных ребят из многих муниципалитетов области, а это 1100 детей.

Они получают углубленные знания по 18 предметам, среди которых – математика, химия, физика, обществознание, история, право, русский язык, иностранные языки, биология, психология и другие. Обучение в этом центре по 38 программам повышенной сложности ведут 40 преподавателей, из них – два доктора и 30 кандидатов наук.

– Какие результаты дает такое обучение?

– По итогам мониторинга, который провело минобразования Ростовской области, в 2014–2015 учебном году во всероссийских конкурсных мероприятиях от Ростовской области приняли участие 15 348 ребят, 3057 из которых стали победителями и 4606 – призерами, а это половина от общего количества участников. Кроме того, в мероприятиях международного уровня участвовали 8354 школьника, 2241 из которых стали победителями, 2815 – призерами, это 60,5% от их общего количества.

– Каковы успехи донских школьников в олимпиадном движении?

– Одаренных ребят мы выявляем и с помощью Всероссийской олимпиады. В 2014–2015 учебном году в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников принял участие 1891 ученик, из которых 234 человека стали победителями и призерами. На заключительный этап всероссийской олимпиады приглашены 50 донских школьников, 11 из которых стали призерами, один – победителем.

Цифра. 70 донских школьников в 2010–2014 годах стали победителями и призерами Всероссийской олимпиады школьников.

– Как поощряются ребята, достигшие наилучших результатов?

– Ежегодно 25 одаренных ребят получают премии губернатора Ростовской области, а это 10 тыс. рублей. Всего же за 2010–2015 годы премии губернатора были удостоены 150 учеников.

Наши одаренные дети также ежегодно направляются в летние профильные смены наших лагерей, на профильные фестивали, общероссийскую новогоднюю елку в Москве. Их приглашают и на губернаторскую елку для одаренных детей, награждают путевками во всероссийские детские центры. Ежегодно летом на территории области работает летний профильный лагерь для одаренных детей.

Не остались без внимания и студенты с аспирантами наших вузов. Для них установлены стипендии губернатора Ростовской области. За 2010–2014 годы такими стипендиатами стали 2187 человек.

– Награды для ребят не могут не стимулировать их дальнейшее развитие, но не остаются ли без внимания их педагоги?

– Педагогам дополнительного образования в Ростовской области ежегодно присуждаются премии губернатора Ростовской области. Это победители областного конкурса «За успехи в воспитании», победители областного конкурса «Лучший педагог дополнительного образования», победители областного этапа Всероссийского конкурса «Сердце отдаю детям». Премию в 100 тыс. рублей получает педагог дополнительного образования, подготовивший наибольшее количество победителей всероссийских и областных конкурсов.

Более того, скажу, что на базе Областного центра технического творчества учащихся студенты Академии архитектуры и искусств ЮФУ, которые обучаются по специальности «Технология изобразительного искусства и профессионального образования», имеют возможность получить еще одну специальность «Педагог дополнительного образования». Эта программа позволяет будущим педагогам планировать дальнейшую стратегию профессионального развития.

Вера Волошинова