Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

"Предмет "Экология" должен войти в учебные программы в качестве обязательного"

18 сентября 2014 г.

Информационное агентство "Интерфакс-Юг"

Министерство природных ресурсов и экологии – одно из самых молодых в структуре исполнительной власти Ростовской области. Оно создано по поручению губернатора Василия Голубева путем реорганизации и слияния областного департамента охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов, областного комитета по охране окружающей среды и природных ресурсов, а также департамента лесного хозяйства области. Министерство курирует сферу использования, воспроизводства, защиты и охраны природных ресурсов региона.

О первых результатах деятельности в области экологического образования, проблемах и ближайших планах рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Юг" министр природных ресурсов и экологии Ростовской области Геннадий Урбан.

- Геннадий Александрович, что такое экологическое образование, и в чем его основная задача?

- Экологическое образование – это комплекс знаний об экологических закономерностях, позволяющих сократить ущерб живой природе при осуществлении хозяйственной деятельности. В процессе экообразования, воспитания и просвещения формируется экологическая культура, которая дает понимание ценности живой природы, позволяет осознавать экологические последствия деятельности и выбирать пути наименьшего ущерба для окружающей среды. Люди, не имеющие экологической культуры, обычно извлекают выгоду сегодня, а спустя некоторое время сталкиваются с последствиями своей деятельности – резким ухудшением состояния окружающей среды. Накопленный экологический ущерб обычно приходится устранять следующим поколениям, а сиюминутная прибыль достается действующим хозяйствующим субъектам. Способность препятствовать такой деятельности также является элементом экологической культуры общества.

Любой человек, получивший хотя бы минимальное экологическое образование, способен организовать свои действия так, чтобы уменьшить или даже исключить этот ущерб. Неважно, что он будет делать конкретно. Может быть, это директор завода, который приобретает оборудование, которое не будет загрязнять окружающую среду, устанавливает на своем производстве очистные сооружения. Или это фермер, который сохраняет лесополосы, чтобы гнездящиеся там птицы уничтожали вредителей. Посетитель леса, не оставляющий после себя мусора и т.д., примеры можно приводить долго. Именно поэтому я считаю, что предмет "Экология" должен войти в учебные программы в качестве обязательного. Если мы будем воспитывать на всех уровнях экологическое сознание, подкрепляя его знанием законов, стоящих на страже природы, у нашего общества гораздо больше шансов добиться порядка как в природоохране, так и в природопользовании, и как следствие, создать для себя благоприятную, комфортную среду обитания.

- Министерство уделяет достаточно много внимания воспитанию подрастающего поколения. Недавно завершился пятый областной слет юных экологов, расскажите о нем подробнее.

- Этот слет у нас был юбилейный. Он проходил на базе детского оздоровительного лагеря "Сосновый бор" (Каменский район, станица Калитвенская). В нем приняло участие более 200 учащихся и педагогов из всех муниципальных образований Ростовской области. Организаторы, наше министерство, сделали все для активного вовлечения участников в мероприятия слета, которые были направлены на приобретение конкретных навыков природоохранной деятельности. На "зеленых уроках" ребята искали решение проблемы сохранения и рационального использования водных ресурсов на нашей планете. Уроки носили символическое название "Вода – источник жизни". В их проведение были вовлечены и педагоги, которые освоили новые методические подходы и закрепили их на практике. Еще одно важное направление в работе слета - вопросы сохранения биологического разнообразия. Не остались без внимания и актуальные проблемы обращения с отходами производства и потребления. В частности, жаркие дебаты вызвала тема внедрения раздельного сбора отходов. Все участники отметили необходимость создания соответствующей инфраструктуры. Вторичному использованию отходов был посвящен и конкурс экологической моды.

Кроме того, юным участникам слета было предложено разработать и защитить проект "Слет моей мечты". Одно из предложений - изменить форму участников на будущих слетах. Ребята выразили желание больше встречаться с учеными, иметь возможность проводить исследования в природе, организовывать и проводить конкретные природоохранные акции. Мы обязательно учтем все высказанные предложения и пожелания в следующем году.

Хотелось бы отметить, что мы не обошли вниманием и педагогов, для них была организована дополнительная программа, направленная на внедрение нового передового педагогического опыта. Совместно с привлеченными специалистами из Москвы, Самары и Ростова-на-Дону были проанализированы итоги "зеленых уроков", состоялся обмен опытом. Каждому педагогу были переданы специально подготовленные методические рекомендации, в частности, "Виртуальный гербарий Ростовской области" и руководство по экологическим тропам. Ежедневно для участников слета проводились развлекательные мероприятия: музыкальные часы, вечера, дискотеки. Все участники получили сертификаты, благодарственные письма и памятные подарки (кружки и сумки с логотипами слета, фотоальбомы "Флора и фауна Донского края", экологические вестники Дона). От каждого из 11 отрядов был выбран наиболее активный участник, который получил специальный подарок.

- Что еще делается в регионе для развития экологического образования на Дону?

- Ежегодно издается экологический вестник Дона "О состоянии окружающей среды и использовании природных ресурсов в Ростовской области". Этот документ получают все заинтересованные ведомства и организации, учебные заведения, библиотеки. Собранные и проанализированные в нем данные позволяют принимать правильные, сбалансированные решения. Я уже говорил о слете юных экологов. Мы не случайно сделали этот форум ежегодным, ведь значение подобных мероприятий для формирования у подрастающего поколения бережного отношения к окружающей среде переоценить сложно. Проводятся различные экологические акции и мероприятия для широкого вовлечения в них всех слоев населения.

- Ростовская область в этом году второй раз принимала участие во всероссийском экологическом субботнике "Зеленая Россия", который получил в прошлом году национальную премию "Хрустальный компас" Русского географического общества в номинации "Лучший социально-информационный проект по сохранению природного и историко-культурного наследия". Насколько широко участвовали в этом году?

- В нынешнем году участие в субботнике приняли все 463 муниципальных образования Ростовской области, более 4 тыс. предприятий, 248 общественных организаций, представители областных и федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, субъектов хозяйственной деятельности, учащиеся образовательных учреждений области стали участниками акции. Почти во всех муниципальных образованиях спонсорскую помощь по обеспечению подручными средствами (пакетами для мусора, перчатками, техникой для вывоза мусора) оказали предприятия и организации, расположенные на подведомственных территориях.

Центральной площадкой проведения субботника была выбрана территория "Зеленого острова" в Пролетарском районе Ростова-на-Дону. С территории "Зеленого острова" собрали и вывезли восемь КАМАЗов (64 м/куб) мусора. Всего в Ростовской области субботники прошли на 148 площадках, в них приняли участие более 60 тыс. человек, собрано и вывезено 3500 м/куб. мусора. Я думаю, это хороший результат.

Постоянный адрес интервью: http://www.interfax-russia.ru/South/exclusives.asp?id=541166