Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

"Прозрачный дом"

28 июля 2015 г.

"Российская газета. Экономика Юга России", № 164, от 28 июля 2015 года

Итак, многоквартирные дома становятся «управляемыми»: каждый ведет своя управляющая компания, которая получила лицензию. Какие первые результаты мы получили от лицензирования УК? На эти и другие вопросы отвечает министр жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области Сергей Сидаш.

Сергей Сидаш: Лицензирование должны были пройти все организации, желающие работать в  сфере управления многоквартирными домами. Но это не просто обязательная процедура, предписанная законодателем. Принципы лицензирования подразумевают совершенно новые отношения между всеми участниками рынка управления домами. Главная цель – создание открытой и прозрачной системы информирования о деятельности УК, и для этого еще в 2012 году утвердили стандарты раскрытия информации. Для того, чтобы закрепить результат федеральным законодателем было предложено ввести лицензирование.

Говорить о том, какие получены результаты, сегодня еще рано. Но уже очевиден положительный эффект. УК стали открывать информацию не только на государственных сайтах, но, прежде всего, перед гражданами. А это не может не сказаться на качестве обслуживания домов.

- Ростовская область заняла пятое место в рейтинге открытости деятельности управляющих компаний подлежащих лицензированию. Как удалось этого добиться?

Сергей Сидаш:  Мы действительно готовили УК для получения лицензий на управление многоквартирными домами.  Собирали руководителей, проводили совещания и форумы. Помогали, разъясняли, что надо делать, на каких сайтах размещать информацию, как ее открывать. В дальнейшем ведь нам нужно жестко контролировать соблюдения требований законодательства, и мы понимали, что если не подготовим УК, оставим без управления жилой фонд. К чести наших «учеников», все отлично воспринимали информацию и были готовы учиться. В настоящий момент выдано 347 лицензий, не получили лицензии  82 компании.

- Что с ними будет? У них есть шанс вернуться на рынок?

Сергей Сидаш: Лицензию можно получить повторно, исправив недостатки, и многие УК воспользовались этим. Только она будет «пустая», без указания конкретного дома, которым компания будет управлять. Дело в том, что доверие собственников такая компания должна завоевывать заново. Снова прийти к жильцам, убедить, чтобы на общем собрании они проголосовали за нее. Затем жилищная инспекция проверит решение собрания, его законность, и только тогда дом будет включен в данную лицензию. После 1 мая 56 компаний подали заявления повторно, по 27 из них лицензионная комиссия приняла положительное решение.

- Многие люди боятся, что их дом окажется в управлении УК, лишенной лицензии. Они опасаются, что все равно не смогут привлечь другую компанию.

Сергей Сидаш: Опасение такое было. Скажем, УК обещает, что вот-вот получит лицензию. Мы объясняем населению: если УК до 1 мая не получила лицензию, то в дальнейшем ей могут выдать документ без права на дома. Только через собрание жильцов, проголосовавших за нее, УК имеет право вписать в лицензию номер этого дома.

- А если старый двухэтажный дом не хочет брать под свое крыло ни одна компания? Не останется ли он «неуправляемым»?

Сергей Сидаш: Проблема есть, ведь такие дома, как правило, убыточны, ремонта требуется много, а денег мало. Исполнительная власть идет туда сама. Объявляет конкурс, создает муниципальную компанию. Она принимает на себя такие «невостребованные» дома.

- Можно ли надеяться, что благодаря лицензированию в регионе не останется недобросовестных управляющих компаний?

Сергей Сидаш: Именно на это и рассчитана лицензионная кампания. Если в ходе контроля будут выявлены нарушения, УК на первый раз получит предписание на их устранение. Два неисполненных в течение года предписания грозят УК лишением права управления домом. А если количество домов с нарушениями превысит 15 процентов от общего числа домов, находящихся в управлении этой компании, УК лишится и самой лицензии.

У нас нет цели вытеснить какие-то УК с рынка, - пусть они меняются, открывают информацию, улучшают обслуживание. Все возможности для этого сегодня есть. И люди им поверят и выберут их.

- Может ли лицензированием победить извечную проблему ЖКХ – неплатежи за коммунальные услуги, задолженность по которым превысила уже 1,3 миллиарда рублей?

Сергей Сидаш: Чтобы получить лицензию, есть определенный набор требований. К сожалению, в перечень критериев оценки не вошел показатель об имеющейся задолженности УК. Сегодня министерством инициированы изменения в ЖК РФ: если задолженность перед ресурсоснабжающими организациями превысит стоимость коммунальных ресурсов за три расчетных периода, лицензию предложено аннулировать. Однако заметим, что перед лицензированием все равно происходило погашение задолженности.

Кроме того, сейчас рассматриваются законопроекты в части ужесточения ответственности потребителей за несвоевременную оплату.

УК зачастую отвлекают средства, собранные для ресурсоснабжающих организаций, на решение острых задач, например  ремонт крыши, фасада, и жильцы довольны, видя результат. Но на самом деле это отвлечение средств, а в итоге накапливается задолженность. Санкций за такое перераспределение средств пока нет. Был даже прецедент, когда суд отказал в возбуждении уголовного дела, ведь деньги были направлены на крыши, фасады, а не кому-то в карман. Это тоже пробел, которым сейчас занимается законодатель.

Надо отметить, что платежная дисциплина жителей Ростовской области неплохая, в среднем 90 процентов населения исправно платит за услуги ЖКХ.

- Какая поддержка будет предоставлена гражданам в связи с тем, что с 1 июля поднимаются цены на услуги ЖКХ?

Сергей Сидаш: Если доля расходов в совокупном доходе семьи превышает 15 процентов, ей положена субсидия. Отмечу, что федеральный стандарт составляет с 22 процента. На Дону в течение нескольких лет удается держать планку в 15.

Мое мнение, социальная поддержка должна быть адресной. Из бюджета на субсидии уходит достаточно много средств – порядка 11 миллиардов. Если бы шесть из них направить на развитие, на замену сетей, водоканала, качество коммунальных услуг улучшилось бы на порядок.

- Каким бы четким ни был лицензионный контроль, без ока общественности с многочисленными нарушениями справиться трудно. У вас налажено взаимодействие с общественными организациями?

Сергей Сидаш: Не просто налажено, мы полностью поддерживаем создание системы общественного контроля в сфере ЖКХ, и она уже работает. В области создан региональный центр общественного контроля в жилищной сфере на базе Ростовского областного учебного центра.  В него вошли областная ассоциация ТСЖ, совет муниципальных образований региона, Южный региональный центр поддержки ЖКХ. Но одного центра мало. В 2015 году такие центры будут созданы во всех муниципальных образованиях. В 45 они уже есть. С 2013 года работает общественный совет при министерстве ЖКХ, он уже помог решить несколько актуальных проблем. Помогли и бойцы ОНФ, обратившие внимание на недоступность информации о суммах накопления средств на капремонт на сайте регионального оператора для рядовых жильцов. Спустя две недели эта информация была открыта для всех. Также для контроля за качеством капремонта на домах стали вешать табличку с информацией о компании, которая выиграла конкурс

на выполнение работ, ее контакты, телефон старшего дома. Все это в конечном итоге совершенствует систему общественного контроля.

- В регионе появились пилотные проекты раздельного сбора отходов. Насколько они эффективны при нашем менталитете? Какие перспективы у этой программы?

Сергей Сидаш: Программа очень хорошая. В 2012 году область заказала научно-исследовательскую работу по созданию системы сбора твердых коммунальных отходов. В 2014 началась ее реализация. Будет создано восемь мусороперерабатывающих экологических кластеров. Произведены расчеты рентабельности и логистики. По каждому кластеру определены инвесторы, выбраны земельные участки для переработки вторсырья. Уже в 2018 году комплексы будут введены в эксплуатацию. Для их эффективной работы должна быть система раздельного сбора отходов. Понятно, что сознание населения  меняется постепенно.

Мы начали с детских садов. В 2013 году в Батайске для дошколят в игровой форме стали проводить игры-субботники, приучая к раздельному сбору бутылок, бумаги, стекла. Затем - школа. В рамках экологических курсов со следующего учебного года детей будут обучать раздельному сбору мусора. Сейчас к пропаганде подключено несколько ведомств, в том числе министерство образования.

Тем временем в регионе реализуются проекты ГЧП. Например, в Аксайском районе инвестор приобрел около ста контейнеров. Местной власти удалось стопроцентно обеспечить население хутора Ленина услугами по вывозу ТКО. В Сальске также за счет средств инвестора установлено 24 подземных контейнера.

- В мае вы провели совершенно новый праздник – День соседей. Он нашел неожиданно бурный позитивный отклик у населения. Что это за идея?

Сергей Сидаш: В наше время в многоквартирных домах люди почти не общаются, даже по имени друг друга не знают. Это влияет на работу и совета дома, и общего собрания: нет активности, доброжелательности, нет понимания. Если соседи подружатся, дом будет управляться великолепно. Люди  будут выходить на собрания, сами будут устраивать субботники и поддерживать в порядке свой дом.

Мы только объявили, что 29 мая хотим провести такой праздник. Откликнулись 250 домов.  Разукрасили дворы, проводили чаепитие, концерты, шоу. Праздник удался. Хотелось бы, чтобы он стал традицией в нашей области.

Интервью вела Лариса Ионова