Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

«Родителям нужно активно участвовать в жизни школы»

4 декабря 2015 г.

газета "Наше время", №№381-383, от 04.12.2015

О проблемах и новшествах в школе мы говорим с министром общего и профессионального образования Ростовской области Ларисой Балиной. 

- В этом году Министерство образования и науки России подготовило школам очередной «сюрприз» - обязательное изучение второго иностранного языка с пятого класса. Готовы ли к этому школы? 

- Этот вопрос, пожалуй, задают чаще других. Разумеется, изучение сразу двух иностранных языков возможно в школах, где для этого созданы все необходимые условия: разработана образовательная программа, есть высококвалифицированные кадры, присутствует необходимая материально-техническая база. Изучать второй иностранный язык или не изучать – решает школа, т.к. формирование учебного плана находится в ее ведении (как и выбор 5-ти или 6-ти дневного режима). Надо сказать, что внедрение второго иностранного языка в учебный процесс приведет к 6-дневной учебной неделе. Поэтому в этом учебном году второй язык как обязательный выбрали в основном образовательные учреждения с углубленным изучением иностранного языка – это не более 5 %.

- Многие родители воспринял изучение двух иностранных языков, как обязательное, чуть ли не завтрашнего дня.

- Как раз хочу обратиться к родителям учеников: создание образовательной программы школы сопровождается ее обсуждением. Поэтому через органы самоуправления школ родители имеют полное право принимать участие в разработке образовательного маршрута для своих детей. Просто надо быть более активными.

- В новом стандарте предполагается также переход на электронные учебники. Привычные для многих печатные книги исчезнут из школьной жизни?

- Этого не произойдет. Минобрнауки России установило для издательств, наряду с бумажной, обязательное наличие электронной формы учебника. Закон  «Об образовании» дает школам право использовать их, но не обязывает. Более того, с коллегами из Ростовского института повышения квалификации и переподготовки работников образования мы провели социологический опрос, касающийся наиболее предпочтительной формы учебника (печатной, электронной, печатной и электронной). Было опрошено около 30 тысяч респондентов. По результатам опроса около 60 % педагогов и 70 % родителей выступают за использование только печатной формы учебника, почти 40 % педагогов и 30 % родителей согласились с использованием как печатных, так и электронных книг, около 1,5 - 2 % - высказались за использование только электронных учебников. Среди опрошенных учащихся  40 % отдали предпочтение печатным учебникам, 55 % - печатным и электронным и только 5 % - электронным. Так что привычная бумажная форма учебника не теряет своей актуальности.

- Какие еще нововведения ожидают школу?

- С сентября 2015 года на сайте edu.crowdexpert.ru начались общественные консультации по проекту примерной основной образовательной программы для 10-11 классов. По их итогам будут подготовлены полные тексты программ учебных предметов. Их тоже обсудят специалисты и общественность. Обсуждение дает возможность не только учителю, но и родителям познакомиться с основными документами общего образования и внести свои предложения. Пользуясь случаем, приглашаю всех читателей газеты принять в нем активное участие.

О свободном посещении уроков и кружках 

- В советские времена существовала система свободного посещения уроков. Она распространялось на учеников, имеющих проблемы в здоровье, ребят, которые учились на отлично и опережали в знаниях своих одноклассников. Есть ли в современной школе такая система?

- Форма обучения, о которой вы говорите, сохраняется и сейчас. Хотя «свободное» посещение учебных занятий – понятие относительное как в отношении ребят, имеющих право по медицинским показаниям обучаться на дому, так и для других детей, включая одаренных, которым школа вправе разработать индивидуальный учебный план. Такие дети посещают учебные занятия в соответствии индивидуальным учебным планом.

Родители могут организовать для своих детей обучение вне школы (семейная форма, самообразование). В общеобразовательном учреждении дети проходят только промежуточную и государственную итоговую аттестацию. Для того чтобы ребенка перевести на семейную форму обучения или самообразование, нужно уведомить муниципальный орган, осуществляющий управление в сфере образования, по месту проживания ребенка.

- Дети должны не только учиться, но и получать, как у нас часто говорят, всестороннее развитие. Раньше дети бесплатно посещали кружки, а сейчас где и чем им заниматься?

- Кружки и сегодня никуда не исчезли. К тому же, у нас создана хорошая система дополнительного образования - в области действует 336  таких учреждений. В них занимается 334,5 тысячи девчонок и мальчишек по 70 направлениям детского творчества и 101 виду спорта. Работают 12619 кружков.

- Они платные?

- Есть как бесплатные, так и платные.

Кроме того, федеральный государственные образовательный стандарт и основная образовательная программа школы предоставляют возможность школе организовывать внеурочную деятельность – это для родителей бесплатно,  на внеурочные занятия выделяются бюджетные средства. Занятия предусматривают пять направлений: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.

О ЕГЭ в младшей школе и единых учебниках

- Министерство образования и науки России вводит ЕГЭ для 4-х классов...

- Уточню: Всероссийские проверочные работы. Это делается для того, чтобы выстроить единую систему оценки качества образования, с одинаковой шкалой, едиными требования и подходами во всех российских школах. В этом учебном году четвероклассники впервые принимают участие в проверочных работах. Они проходят в  декабре 2015 года по русскому языку и математике. А с 2017 года всероссийские проверочные работы станут обязательными для учеников начальной и основной школы.

- Еще недавно на всех уровнях говорилось о едином учебнике истории. Будет ли он издан? Или эта идея потерпела фиаско? 

- Не потерпела фиаско, а претерпела изменения. Историческая наука, как никакая другая, подвержена влиянию времени и зависит, более чем другие науки, от государственных целей. Школьный курс истории не стал исключением. Подготовить для средней школы новые учебники истории без двойных толкований, написанные хорошим русским языком, – такую задачу, как вы помните, поставил глава нашего государства. Сейчас на федеральном уровне появился целый ряд новых стратегических документов, обеспечивающих единые подходы в российском образовании.

Сразу скажу, что «единый» учебник истории вовсе не означает одну книгу. Уже разработаны 3 новые завершенные предметные линии учебников истории России (14 учебников: издательств «Дрофа» и «Просвещение» с 6 по 10 класс, «Русское слово» - с 6 по 9 класс), они и включены в федеральный перечень учебников, утвержденный Минобрнауки России. В Ростовской области уже появились новые линейки учебников отечественной истории с 6 по 10 класс. Надеюсь, это позволит продемонстрировать непрерывность российской истории, показать, что судьба России создавалась единением разных народов, традиций и культур.

- Не означает ли это, что до Минобрнауки России дошел «глас народа»? Оно намерено разработать единую концепцию по каждому предмету, изучаемому в школе?

- Это так. Сейчас обсуждается концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях  Российской Федерации, подобные документы готовятся и по другим предметам. Один их важнейших - историко-культурный стандарт - уже разработан. Над его концепцией работали ведущие ученые-историки, педагоги, включая учителей истории нашей области, общественные деятели. Он содержит принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к преподаванию отечественной истории в современной школе. Стандарт и определил форму и содержание «единого» учебника истории.

 - Сегодня в школе введен предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Что он включает? Это обязательный предмет или факультатив?  

- Этот курс введен как обязательный в учебный план 4-х классов в 2012 году. Его изучают в неделю один час. Курс состоит из 6 модулей, включающих основы православной, исламской, буддийской, иудейской культур, а также основы мировых религиозных культур, светской этики. Главная задача, которая стояла перед школой, - обеспечить добровольный выбор одного из модулей курса родителями четвероклассников. Мы ежегодно проводим мониторинг выбора модулей родителями обучающихся, который показывает стабильность их предпочтений – примерно 70 % выбирают модуль «Основы православной культуры», около 20 % - «Основы светской этики», более 7 % - «Основы мировых религиозных культур» и несколько человек - «Основы исламской культуры». Нужно понять, что в изучении «Основ религиозных культур и светской этики» для ребенка важно участие родителей, их отношение к истории, к культуре и к жизни в целом.

Ирина ХАНСИВАРОВА