Изображения
Цвета сайта
Шрифт

Официальный портал
Правительства Ростовской области

"В Ростовской области вырос конкурс в техникумы и колледжи"

11 декабря 2017 г.

Информационный портал Donnews.ru

Интервью с министром общего и профессионального образования Ростовской области Л.В.Балиной

Самыми востребованными профессиями стали повар, машинист, автомеханик и сварщик

В обществе есть проблема: с одной стороны, дети не знают о многих профессиях. С другой — заводы и фабрики уже не первый год бьют тревогу о нехватке квалифицированных кадров. Более того, по прогнозу минтруда региона, к 2024 году будут востребованы в основном квалифицированные рабочие, а не люди с высшим образованием. Как исправить эту ситуацию, donnews.ru узнал у министра общего и профессионального образования Ростовской области Ларисы Балиной.

— Лариса Валентиновна, как ликвидировать этот разрыв?

— Да, вы правы, некоторый дисбаланс существует. Но правительство Ростовской области прилагает максимум усилий для его преодоления. Вместе с управлением службы занятости населения мы проводим масштабную профориентационную работу и с населением, и со школьниками.

Благодаря этой работе в Ростовской области 51% выпускников школ выбирают обучение по программам среднего профессионального образования. У нас в регионе по ним работают 119 техникумов и колледжей и 24 вуза. Чаще всего в профессиональные организации поступают выпускники 9-го класса. Доля одиннадцатиклассников, выбравших среднее профессиональное образование, ниже.

— А кто должен заниматься профориентацией в школе? Школьный педагог или специальный психолог? Ведь в школе и так не хватает психологов, а у учителей большая нагрузка.

— Задача учителей — подготовка учеников к выбору профессии. Достижению этих целей способствует и работа на уроках, и внеклассная деятельность.

В условиях рыночных отношений и научно-технического прогресса возрастает потребность в выпускниках, которые способны мобильно реагировать на запросы работодателей. С развитием информационных технологий и робототехники, ростом применения нейросетей и искусственного интеллекта многие профессии канут в лету. Конечно, всё это усложняет задачу профессионального самоопределения школьников.

Поэтому основная цель профориентационной работы в современной школе — социально-педагогическая и психологическая помощь в самоопределении.

Таким образом, и школьный психолог, и педагоги занимаются профконсультацией. Но школа не имеет в штатном расписании профконсультантов. Именно поэтому важен межведомственный подход, объединение усилий всех заинтересованных сторон: представителей власти, педагогов, работодателей, родителей. Вся эта работа идёт вместе с управлением службы занятости населения.

— По вашему мнению, какой должна быть модель идеальной профориентационной работы в школе? Введение соответствующих уроков в младших классах или, к примеру, профориентационные пришкольные лагеря?

— Для школьников проходят декады профориентации, областной День профориентации «Сделай свой выбор», уроки занятости, ярмарка образовательных организаций «Куда пойти учиться?», профориентационное тестирование, консультирование, профориентационные викторины, ток-шоу, КВН, развивающие занятия.

Из новых форм работы я бы отметила проведение «Часа с профессионалом», где школьники знакомятся с профессией через диалог с работниками предприятий, ветеранами труда, участниками регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia).

Кроме того, мы проводим экскурсии на ведущие предприятия региона, мастер-классы по востребованным на рынке труда профессиям, занятия «Поиск работы: что нужно знать каждому», где школьники учатся, как составлять резюме.

— Не считаете ли вы, что проводить профориентацию в 10-11-м классе уже поздно? Если к 8-9-му классу помочь ребёнку определиться с профессией, он сможет выбрать и более углублённо изучать предметы, которые необходимы для поступления.

— В 8-9-м классах мы работаем по программам предпрофильной подготовки. Речь идёт об организации курсов по выбору, информационной работе и профильной ориентации.

А в 10-11-х классах завершается формирование гарантированного минимума профориентационных компетенций обучающихся: системного анализа, работы с реальной информацией, коммуникабельности, умения взаимодействовать с профессионалами, системных знаний о профессиях. Важно научить школьника понимать, адекватно принимать и развивать свои личные интеллектуальные, психофизические, эмоциональные особенности — чтобы выпускник осознанно выбрал профессию и чётко определил мотивы своей учёбы в школе.

— Профориентация в школах должна быть системной работой. Проводится ли профориентационная работа с родителями? Ведь именно они зачастую влияют на выбор ребёнка.

— В школах проводятся тематические родительские собрания, круглые столы с участием работодателей на тему «Куда пойти учиться?», «Роль семьи в правильном профессиональном самоопределении детей». На родительские собрания приглашаются представители учебных заведений. Кроме того, родители участвуют в тематических конкурсах, к примеру конкурсах фотографий «Семейные династии» или «Профессии моей семьи».

— Как в начальной школе заинтересовать маленького ребёнка выбором будущей профессии?

— Как я уже отмечала, профориентационную работу необходимо строить с учётом возрастных особенностей ребёнка. На этом уровне не стоит задача выбора профессии. У школьников только происходит формирование ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе, развитие интереса к учебно-познавательной деятельности. Поэтому в профориентационной работе с малышами преобладают игровые, поисковые, информационные, диагностические формы, конкурсы плакатов (баннеров), сочинений, экскурсии на предприятия, уроки занятости.

Конечно, дети могут задумываться на данную тему, но эти предпочтения очень изменчивы и не вполне осознанны.

— Вернёмся к средним профессиональным учреждениям. Какова тенденция с конкурсом за последние 5 лет?

— В последние годы растёт средний балл аттестата среди абитуриентов. В целом в этом году в профессиональных учреждениях средний балл аттестата составил 3,78, причём по колледжам этот балл значительно выше — 4-4,7.

— На какие специальности растёт конкурс?

— Наиболее востребованными специальностями являются те, которые связаны с программированием, в целом с IT-сферой. Очень популярны, к примеру, такие специальности, как производство летательных аппаратов, банковское дело, строительство зданий и сооружений, преподавание в начальных классах и т. д.

Рекорд по востребованности в этом году принадлежит профессиям повара, кондитера, машиниста локомотива, слесаря, автомеханика и сварщика. В 2017 году конкурс в два и более человека на одно бюджетное место был в автодорожном и автотранспортном колледжах, колледже водного транспорта, Донском педагогическом колледже, Ростовском-на-Дону колледже связи и информатики, Шахтинском региональном колледже топлива и энергетики, Таганрогском авиационном колледже, Волгодонском и Вёшенском педагогических колледжах.

— Почему в колледжах и техникумах сокращается количество бюджетных мест?

— Уменьшения объёма бюджетных мест для приёма на обучение по программам среднего профессионального образования не наблюдается. Для сравнения: в прошлом году объём регионального заказа на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена по всем формам обучения составил 18630 человек. В этом году — 18690 человек.

Региональный заказ на подготовку квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена формируется на основе анализа динамики отраслевой, территориальной и профессиональной структуры экономики области. Учитываются демографические и миграционные факторы, прогноз численности молодёжи.

В то же время учебные заведения имеют право сверх контрольных цифр принимать на первый курс студентов с возмещением стоимости затрат на обучение. Доля таких студентов составляет 7,9%.

— Дайте прогноз о будущем системы колледжей и техникумов. Что с ней будет через 5-10 лет? Как она изменится?

— Чтобы угнаться за технологическим прогрессом и готовить высококвалифицированных рабочих, Минобрнауки России обозначило новые подходы к содержанию всей системы профессионального образования.

В фокусе внимания находится внедрение новых стандартов среднего профессионального образования, разработанных с учётом стандартов WorldSkills и профессиональных стандартов. В этом учебном году 49 образовательных организаций СПО Ростовской области уже ведут подготовку по образовательным программам, разработанным в соответствии с новыми стандартами.

В соответствии с требованиями новых стандартов модернизируются и материально-техническая, и учебно-методическая база учебных заведений. Кроме того, другой новацией станет демонстрационный экзамен как форма итоговой аттестации. Реализация всех этих решений позволит удовлетворить текущие потребности экономики и бизнеса в молодых специалистах и создать основу для подготовки профессионалов будущего.

Планируется также, что преподаватели и мастера производственного обучения каждые три года будут проходить повышение квалификации по стандартам WorldSkills. Соответствующую подготовку пройдут и руководители образовательных организаций.

Важным пунктом в багаже знаний выпускника колледжа станет владение английским языком (с учётом профспецифики), а также «предпринимательский пакет» (знания по организации своего дела в качестве индивидуального предпринимателя, понимание конъюнктуры рынка по выбранной специальности, умение анализировать и оценивать риски).

Таким образом, через 10 лет подготовка кадров принципиально изменится. Появятся новые технологии, будущие студенты овладеют новыми компетенциями, о которых наши современники даже не подозревают. Обыденными станут новые профессии и специальности, например специалист по аддитивным технологиям, оператор беспилотных летательных аппаратов и другие.

— Многие жалуются, что современные дети больше думают не о профессии и самореализации, а о том, как больше заработать. По-вашему, из-за чего возник такой перекос и как его исправить?

— Не могу согласиться с таким утверждением. Современные дети уделяют очень много времени поиску себя, так как прекрасно понимают, что самореализоваться и стать успешным можно только в профессии, которая тебе по душе. Конечно, уровень заработной платы тоже является критерием выбора, но не главенствующим. В доказательство приведу следующие факты.

В прошлом учебном году результаты анкетирования школьников 8-11-х классов показали, что более 36% из них не сделали профессиональный выбор; а более 63% планирует получить высшее образование, хотя потом часть из них меняет свои планы. При этом основными критериями выбора будущей профессии для них являются «интересы и склонности» (20,1%), «востребованность профессии на рынке труда» (14%), «уровень заработной платы» (14,2%), «престиж профессии» (10%).

Таким образом, сфера профессиональных предпочтений учеников 8-11-х классов и структура профессионального образования в предыдущие годы была смещена в пользу вузов, в то время как спрос на трудовые ресурсы в Ростовской области постоянно растёт, и на рынке труда ощутим дефицит квалифицированных рабочих. Как следствие, высшее образование, которые приобретали выпускники, зачастую не давало им возможности быть востребованными на рынке труда. Сейчас ситуация, как я уже говорила, принципиально меняется. В значительной мере эта проблема решается качественно обоснованной системой профессиональной ориентации учащейся молодёжи, которую мы и стремимся реализовать.

Наталья Гусаченко
 
Постоянный адрес интервью - http://www.donnews.ru/V-Rostovskoy-oblasti-vyros-konkurs-v-tehnikumy-i-kolledzhi_371